Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Арт-хаус в кино >>

Шестидесятисемилетний водитель локомотива Одд Хортен, скромный дяденька, не любящий быть в центре внимания, похожий, правда, больше не на железнодорожника, а на профессора литературы, проводит свой последний рабочий день перед уходом на пенсию. Последний раз садится в кресло машиниста, последний раз рассекает поездом снежные пустыни, последний раз прибывает на вокзал не в качестве пассажира. Зато впервые в жизни пробирается в незнакомую квартиру через окно, впервые ходит на каблуках, впервые убегает ночью из бассейна и, представьте себе, впервые опаздывает на поезд.

Кинорецензия – одна из самых субъективных вещей на свете, первоначально призванная информировать читателя и просто-напросто комментировать события, особо не навязывая свое мнение, чем бы оно ни было обусловлено. К сожалению, а скорее все-таки к счастью, рецензия из простого обзора мутировала в некую более независимую и художественно более ценную субстанцию.
Это все к тому, что скандинавское кино, по-моему, вообще-то лучшее в мире. Северная Европа всегда умела снимать кино (Карл Дрейер, Эркки Кару, Ингмар Бергман, Рой Андерссон) и до сих пор снимает с непременным успехом (опять Рой Андерссон, братья Каурисмяки, Дагур Кари, Бент Хамер), не утрачивая при этом то, что организация ЮНЕСКО называет национальной самобытностью. Исландские, финские, норвежские ленты (датчан все-таки брать не стоит, они отдельным особняком стоят) – непременные гости всевозможных фестивалей, непременно обласканы критикой, имеют непременные пять-десять человек в кинозале. Это не самое главное, просто такая экзотика не всякому по душе, пресловутая самобытность здесь выражается совсем в другом. Здесь деталь не просто никогда не выглядит инородным телом в пространстве фильма, но является главной образующей его частью, здесь символизм незамысловат, но никогда не банален, будь то лошадка в «Кухонных байках» или кусок метеорита в «О’Хортене». Но и это, наверное, не главное. Норвегия (а мы сейчас все-таки о норвежском фильме говорим), видимо, достигла такого уровня всеустроенности и благополучия, что стоит теперь скованная льдами в своем благополучии с естественно возникающим в подобных случаях вопросом: «И че дальше?». Смотря на героев их фильмов, возникает ощущение, что их интеллигентно взяли за шкирятник и отправили решать этот вопрос на очень комфортабельную свалку, которую кто-то может принять за ад, кто-то за рай (см. «Неуместный человек» Д.Лиена). Поэтому, как и в случае с «О’Хортеном», выходит самая абсурдная достоверность и самый достоверный абсурд. Поэтому «О’Хортен» – идеальная траги-комедия: достоверность здесь печальна, абсурд – забавен.
И еще одно: многими отмечено, что в северном кино актеры, извините за шаблонность, буквально живут в кадре. Парадоксально, надо сказать, потому что машинист Одд Хортен за весь фильм ни разу не меняет выражение лица, говорит он редко, а о чем тогда думает – не прочесть. Для меня лично все стало ясно в сцене, когда Хортен приходит домой после затянувшихся проводов на пенсию и смотрит на железнодорожные пути. Так вот, когда твое прошлое проносится в окне безучастным поездом, думаешь ли о неминуемости смерти или о расписании поездов… в сущности, все равно.

обсуждение >>

№ 1
Хэнк Чинаски (Москва)   31.03.2009 - 21:09
Фактотум был намного лучше читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

драма, экранизация
США, 1994
боевик, научная фантастика, триллер
США, 1991
Грузия, Россия, 2019
биография
Франция, 2019
драма, исторический фильм
Франция, 2019
детский фильм, семейное кино, фэнтези
Мексика, 2019
драма, триллер
Россия, 2019
драма
Россия, 2019
драма
Армения, Россия, 2018
комедия, фильм ужасов
США, 2019
драма, комедия, приключения
США, 2019
боевик, приключения
Россия, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен