Синдром Дауна – это генетическое состояние, которое определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Лишняя, 47 хромосома, обуславливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребенок будет медленнее развиваться и несколько позже своих ровесников проходить общие для всех детей этапы развития. Люди с синдромом Дауна не являются больными. Они не «страдают» от синдрома Дауна, не «поражены» этим синдромом, не «являются его жертвами».
Но общество, разумеется, этого не осознает. Особенно в постсоветском пространстве, где даже среди своих – людей с особенным физическим развитием – слово «даун» используется как оскорбление. Что уж говорить про тех, кто считает себя «нормальным», на самом деле не являясь таковым психологически и морально.
Люди с синдромом Дауна способны к обучению.
Что и доказывает
Пабло – главный герой картины
«Я тоже» Альваро Пастора и
Антонио Нахарро. В Испании он стал первым человеком с синдромом, закончившим высшее учебное заведение. Теперь
Пабло работает в отделе социальной защиты, чтобы помогать таким же, как он. Ведь в Испании все не так, как в России. Здесь родители не бросают детей на произвол судьбы, как только узнают о синдроме. Они готовы ухаживать и учить хоть всю свою жизнь, лишь бы ребенок мог самостоятельно принимать решение. Поэтому-то мама одной из героинь и говорит, что ее дочери
«всего лишь 24 года»…
Ребенок с синдромом Дауна – это не плод асоциального поведения родителей.
По статистике один ребенок из 700 новорожденных появляется на свет с синдромом. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. И оно никак не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, питания, достатка, образования, цвета кожи или национальности.
Пабло родился в интеллигентной семье. Его мать занималась с ним с детства, научила его читать и писать, а затем решила, что ему нужно учиться в обычной школе и – далее – в университете. Старший брат
Пабло –
Санти – посвятил свою жизнь людям с синдромом, организовав для них танцевальную студию.
Эта семья весьма показательна и образцова, и, слава богу, что и в нашей стране есть люди, которые также борются за счастье и здоровье своих детей.
Вопреки устоявшемуся мнению, люди с синдромом Дауна не представляют опасности для общества. Они ласковы и дружелюбны. Просто у каждого свой характер и настроение, что встречается часто и у обычных людей.
Пабло в этом смысле уникален. Обладая тонким чувством юмора и прекрасного, он способен искренне любить.
Его история начинается с первого дня появления в офисе. Его представили всем, кроме
Лауры, опаздывавшей, как обычно, на работу. Уже этот факт привлек нашего героя, а неловкая ситуация за ее столом помогла ему познакомиться с этой очаровательной женщиной.
И пришла, как это не банально звучит, любовь…
«Я тоже» рассказывает нам не о том, что искренние чувства невозможны между «простодушными» и «нормальными». Нет речи и о том, что каждый должен любить только себе подобного. Нет здесь и жалости, которой хоть отбавляй в социальных роликах и фильмах на фестивале
«Кино без барьеров».
Перед нами реалистичное и честное кино о взаимоотношениях. Если бы на месте
Пабло был, например, гей или женатый, то история, в общем-то, получилась бы идентичная. Невозможность совместного сосуществования, по мнению авторов, рождается не от разных мировоззрений или физических отклонений, а непопадания в унисон.
Эта мысль прекрасно иллюстрируется параллельной сюжетной линией, посвященной любовным отношениям молодых людей с синдромом Дауна –
Луизы и
Педро. Через танец на уроках в балетной студии они познали цену любви и захотели быть всегда вместе. Их сердца бьются в унисон, и, в конце концов, после их забавных приключений во время побега
Луизы из дома, это понимает даже мать девушки и разрешает им встречаться.
У
Пабло и
Лауры, к сожалению, не может быть такого будущего из-за того, что у каждого свои понятия о любви. Если
Пабло готов отдать всего себя целиком, то
Лаура впервые влюбилась и страшится этого чувства. У нее были «одноразовые» мужчины, к которым она не испытывала никаких чувств, но маленький веселый человек разбудил в ней женщину и вселил надежду, что она способна любить. Правда, ее чувства все равно недостаточно для такого огромного сердца, как у
Пабло. А посему их ожидает лишь одна волшебная новогодняя ночь, после которой они разойдутся друзьями, обретя новый опыт в познании самих себя и своих чувств.
Лаура будет учиться любить, а
Пабло обретет уверенность в общении с женщинами, которой ему не хватало в свои 34 года.
В картине много юмора, который, прежде всего, исходит от главного героя. Он может смеяться над тем же, над чем смеются обычные люди, а окружающие будут умильно улыбаться и говорить:
«Какой он милый!» Знали бы они, над чем он смеется…
Несмотря на то, что в фильме много разговоров о сексе (
«Но это не пенис! Это банан! И его едят!»), он необычайно целомудренный и светлый. Даже сцены с
Лаурой, пускающейся во все тяжкие, не вызывают ничего кроме жалости. Хотя, казалось бы, мы должны жалеть совсем других персонажей…
Нашлось место и ассоциациям. Например, с картиной
Жако Ван Дормаля «День восьмой». Правда, та история была более романтичная и фантазийная, чем лента
Нахарро и
Пастора. А финал в поезде больше всего напоминает
Феллини, хотя итальянский маэстро опять же славился, прежде всего, своими фантасмагориями. Немалую роль в фильме играют картины
Иеронима Босха, в частности, его знаменитое полотно, повествующее о Рае и Аде. Разговор в музее между главными героями наталкивает на мысль о размытии рамок между обычными и особенными людьми. Что, по сути, и происходит на протяжении всего сюжета. И в конце мы уже не видим различий между синдромом Дауна и «нормальным» состоянием. Перед нами сидит нормальный мужчина, он также свободно делает комплимент девушке, как и обыкновенный homo sapiens.
Пабло не стал нормальным, чего так боялась
Лаура. Он просто освободился от сдерживавших его рамок, установленных обществом.
Но самое главное достоинство картины – это не талантливая режиссура, сдержанная операторская съемка или попадающая в такт с поступками героев музыка, а великолепная актерская игра дуэта
Пабло Пинеда –
Лола Дуэньяс.
Пабло в Испании довольно известная личность, и ему, собственно, не надо было играть. Вся его роль построена на импровизации. А
Дуэньяс, одна из актрис
Педро Альмодовара, в очередной раз продемонстрировала свой незаурядный талант перевоплощения. И на сей раз это произошло в картине, спродюсированной
Хулио Медемом – мастером любовных историй. Состоявшийся дуэт
Пинеды и
Дуэньяс раскрывает перед актерами массу новых возможностей и необычайный опыт, и вскоре, думается, мы увидим еще не один подобный эксперимент.
Напоследок стоит напомнить, что ребенок с синдромом Дауна может родиться в любой семье, так как это генетическая случайность.
Но это не кара за грехи, как это считалось в Испании 40 лет назад, а Божья благодать. И она ниспосылается людям не в качестве испытания, а для того, чтобы вы познали любовь, как она есть…
обсуждение >>