Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Арт-хаус в кино >>

"Посмотрите на этих состоятельных предприимчивых людей, с какой страстью они набрасываются на фальшивки, совсем как свиньи – на трюфели…"
(«Интервью с профессором Y», Луи-Фердинанд Селин)

«Снято!» Амира Надери
Наконец в российский прокат выходит самый радикальный фильм позапрошлой Венецианской Мостры, последней, за которую отвечал Марко Мюллер. "Cut", открывавший программу «Горизонты», был радикален не столько своей формой, сколько типом высказывания – протестный манифест в защиту «чистого кино». Иранский режиссер-самоучка, синефил и неисправимый нонконформист Амир Надери, последние двадцать лет работающий в Америке, после «Вегаса», удостоившегося особого упоминания в той же Венеции, свой новый фильм отправился снимать в Японию. Всех его героев, как и у Вернера Херцога, объединяет одно – одержимость. Сюдзи, протагонист фильма Cut, - тоже режиссер и киноман, с самурайской самоотверженностью ведущий борьбу с засильем пустого развлекательного кино. Он устраивает просмотры классических лент на крыше своего дома, обклеенного фотографиями классиков, ведет одиночные пикеты, из раза в раз сообщая безразличной толпе в мегафон о том, что «кино – не шлюха», и приходит на токийское кладбище к могилам старых мастеров, чтобы набраться духа перед следующей битвой. Изображение в этих сценах окрашивается в черный цвет.
«Снято!» Амира Надери
Во время одного из показов, где саундтреком к Бастеру Китону служил ветер и зрительский смех, появляется якудза. Оказывается, что брат Судзи, работавший на мафию, был убит за долги. Деньги он брал на фильмы Судзи, у которого теперь есть две недели, чтобы все возместить. Вернувшись на следующий день в офис якудза, расположившийся в заброшенном боксерском зале, он не находит ничего лучше, чем просить о работе. Работы нет, но есть пистолет, который ему предлагают вложить себе в рот. По случайности он не был заряжен, и теперь сам Судзи просит бить его, взымая плату в счет долга за каждый удар. И тут, не прекращая остальных, в ткань фильма вплетается новая линия, все сильнее его трансформирующая.
«Снято!» Амира Надери
Несмотря на реалистичное цифровое изображение и кажущуюся близость датской Догме, эстетическое ядро картины – это, конечно, японское кино. В первую очередь Одзу, Куросава и Мидзогути, которых Судзи навещает на кладбище ("Cut" еще и о том, как сложно снять настоящий фильм, когда на тебя смотрят великие предки): от первого, по словам Надери, тишина, от Куросавы - монтаж, от Мидзогути – длинные планы. В голове всплывают работы и других японских режиссеров, от Масахиро Синода до Такеши Китано, а черно-белый кадр с бездушной толпой, текущей по улицам Токио, заставляет вспомнить концовку «Чужого лица» Тэсигахары. Но спектр авторских предпочтений, естественно, шире: Судзи в своих снах буквально купается в шедеврах мирового кино, среди которых «Искатели» Джона Форда и, конечно, «Мушетт» Робера Брессона. А самый крупный постер в кадре – «Тени» Кассаветиса, на съемках у которого Надери посчастливилось поработать. В интервью он признается, что именно эта трагическая фигура вдохновила его на создание подобного сюжета.
«Снято!» Амира Надери
Сцены избиения как раз и олицетворяют собой ненавистную индустрию развлечений, где каждый удар герой берет на себя, перечисляя деньги на счет искусства кино. Помогает ему в этом все тот же фонд мировой классики: в последний день нужно выдержать сто ударов, и на каждый – появляется титр с названием фильма. Эту подборку не назвать консервативной, в ней есть место и Вирасетакуну и Цай Минляну, но Надери сознательно избегает синефильских раритетов, используя работы классиков в их самом лаконичном и концентрированном виде. Замыкает этот список «Гражданин Кейн», и на экране появляется кадры с «розовым бутоном», символом энигматичности кино, который режиссер рифмует с иероглифом «ничто», выдавленным на могиле Одзу.
Долг оплачен. Судзи предлагают работать на якудза. Вместо этого он просит дать ему новую ссуду. Камера! Мотор! И слово CUT, острое, как лезвие, проходящееся по телу кинематографа.

«Снято!» в прокате с 8 ноября.

Ссылки по теме:

«2-in-1». Первый день. vol. 1

Подписаться на рассылку новостей
фильмы

обсуждение >>

№ 1
юрий д   20.09.2014 - 14:21
Амир Надери один из лучших иранских даже шире мировых режиссеров его конечно можно поставить в один ряд с самыми самыми. вообще иранское кино особенно до исламской революции очень значительное очень интересное... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

биография, драма
Россия, 2018
приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2018
драма, криминальный фильм
Италия, Франция, 2018
социальная драма
Россия, 2018
триллер, фильм ужасов
Аргентина, 2017
драма, мистика, триллер
Великобритания, Литва, Франция, 2018
драма
Великобритания, Польша, Франция, 2018
драма, научная фантастика
Россия, 2018
комедия
Россия, 2018
драма, криминальный фильм, триллер, экранизация
Великобритания, Германия, Канада, США, Швеция, 2018
драма, триллер
США, 2018
детский фильм, сказка
Россия, 2017
все фильмы в прокате >>