Новая работа
Светланы Басковой является событием, пожалуй, в большей степени, чем фильмом. Это первая попытка андерграундного режиссера, автора бескомпромиссно маргинальных, но тем не менее успевших стать культовыми
«Зеленого слоника»,
«Головы» и
«5 бутылок водки», обратиться к массовому зрителю, причем в формате прежде всего политического высказывания; причем обращение это имеет форму прежде всего политического высказывания. И неважно, что фильм выходит в ограниченный прокат - адресат его вполне конкретен, и Светлана собирается демонстрировать его сразу на заводах.
Все свои картины Баскова снимала самостоятельно, вне официальной киноиндустрии, и именно это позволило ей обратиться к жанру политического фильма, в России как вида не существующего. Как ни странно, с крушением Советского Союза политики в кино больше не стало, даже наоборот – она была из него полностью исключена. Российские режиссеры нулевых хоть и использовали неблагополучный социальный фон в своих картинах, концентрировались все же на проблемах скорее экзистенциальных, избегая идеологии и собственной политической позиции. Единственным фильмом последнего времени с четко обозначенными классовыми противоречиями была, пожалуй,
«Елена» Звягинцева. Баскова обращается к зрителю по другую сторону баррикад.
Уже на титрах кровавая надпись «За Маркса…» однозначно проводит черту между эксплуататорами и угнетенным пролетариатом. В первой половине фильма режиссер по-своему воспроизводит забытый советский жанр производственной драмы: во время кризиса рабочие организуют независимый профсоюз в надежде отстоять свои права и наталкиваются на жесткое противостояние капиталиста-самодура. Отвратительный олигарх в исполнении Владимира
Епифанцева вопросы решает с кокаиновым драйвом, но всегда одинаково – «убрать»; он больше озабочен скупкой Родченко, от которого «обосрались» бы все партнеры. Конечно, Баскову можно упрекнуть в излишне гротескном изображении классового врага, но ведь, во-первых, 90-е закончились еще не везде, а во-вторых, вся первая половина снята с брехтовской условностью: правильные, не матерящиеся рабочие, словно перекочевавшие сюда из советского кинематографического прошлого, играют как в плохом сериале и по ходу фильма обсуждают то
Годара, то Белинского, то Брехта, по всем правилам отстранения обнажая авторский метод. Она сознательно отказывается от пресловутого реализма в пользу политической правды.
Но энергетическим центром картины является постоянный актер Светланы
Сергей Пахомов. Его линия с предательством ко второй половине разрастается до масштабов античной трагедии, а картонная плакатность уступает место оголенному психологизму. От безобидной вроде бы сцены с размазанным по лицу вареньем, символизирующем здесь кровь погибших товарищей, веет не меньшей жутью, чем от натуралистичного театра жестокости предыдущих фильмов Басковой. Каждое появление «Пахома» в кадре – это не столько игра, сколько перформанс, способный придать действию удивительную мощь.
Однако надо признаться, что все это в целом выглядит неоднозначно и несколько противоречиво. Хотя Басковой и удалось, пожалуй, снять политическое кино политически, несмотря на то, что она настойчиво отбивалась от критиков брехтовской традицией и Годаром, от него и от, например,
Штраубов она так же далека, как и среднестатистический зритель от заводских реалий. «За Маркса…» фильм революционный не только для нашего киноистеблишмента (премьера состоялась на
«Кинотавре»), но и для самой режиссера, как и для
«СИНЕФАНТОМА», помогавшего в создании: впервые их работа настолько открыта широкой публике, несмотря на своеобразие формы и политический радикализм. Чем обернется троеточие в названии, нам еще только предстоит узнать.
«За Маркса…» в прокате с 14 марта.
Ссылки по теме:
Режиссер "Зеленого слоника" попала на Берлинале
13 фильмов марта. Выбор редакции kino-teatr.ru
«Полный артхаус»
обсуждение >>