Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Арт-хаус в кино >>

Новая работа Светланы Басковой является событием, пожалуй, в большей степени, чем фильмом. Это первая попытка андерграундного режиссера, автора бескомпромиссно маргинальных, но тем не менее успевших стать культовыми «Зеленого слоника», «Головы» и «5 бутылок водки», обратиться к массовому зрителю, причем в формате прежде всего политического высказывания; причем обращение это имеет форму прежде всего политического высказывания. И неважно, что фильм выходит в ограниченный прокат - адресат его вполне конкретен, и Светлана собирается демонстрировать его сразу на заводах.
«За Маркса…» Светланы Басковой
Все свои картины Баскова снимала самостоятельно, вне официальной киноиндустрии, и именно это позволило ей обратиться к жанру политического фильма, в России как вида не существующего. Как ни странно, с крушением Советского Союза политики в кино больше не стало, даже наоборот – она была из него полностью исключена. Российские режиссеры нулевых хоть и использовали неблагополучный социальный фон в своих картинах, концентрировались все же на проблемах скорее экзистенциальных, избегая идеологии и собственной политической позиции. Единственным фильмом последнего времени с четко обозначенными классовыми противоречиями была, пожалуй, «Елена» Звягинцева. Баскова обращается к зрителю по другую сторону баррикад.
«За Маркса…» Светланы Басковой
Уже на титрах кровавая надпись «За Маркса…» однозначно проводит черту между эксплуататорами и угнетенным пролетариатом. В первой половине фильма режиссер по-своему воспроизводит забытый советский жанр производственной драмы: во время кризиса рабочие организуют независимый профсоюз в надежде отстоять свои права и наталкиваются на жесткое противостояние капиталиста-самодура. Отвратительный олигарх в исполнении Владимира Епифанцева вопросы решает с кокаиновым драйвом, но всегда одинаково – «убрать»; он больше озабочен скупкой Родченко, от которого «обосрались» бы все партнеры. Конечно, Баскову можно упрекнуть в излишне гротескном изображении классового врага, но ведь, во-первых, 90-е закончились еще не везде, а во-вторых, вся первая половина снята с брехтовской условностью: правильные, не матерящиеся рабочие, словно перекочевавшие сюда из советского кинематографического прошлого, играют как в плохом сериале и по ходу фильма обсуждают то Годара, то Белинского, то Брехта, по всем правилам отстранения обнажая авторский метод. Она сознательно отказывается от пресловутого реализма в пользу политической правды.
«За Маркса…» Светланы Басковой
Но энергетическим центром картины является постоянный актер Светланы Сергей Пахомов. Его линия с предательством ко второй половине разрастается до масштабов античной трагедии, а картонная плакатность уступает место оголенному психологизму. От безобидной вроде бы сцены с размазанным по лицу вареньем, символизирующем здесь кровь погибших товарищей, веет не меньшей жутью, чем от натуралистичного театра жестокости предыдущих фильмов Басковой. Каждое появление «Пахома» в кадре – это не столько игра, сколько перформанс, способный придать действию удивительную мощь.
«За Маркса…» Светланы Басковой
Однако надо признаться, что все это в целом выглядит неоднозначно и несколько противоречиво. Хотя Басковой и удалось, пожалуй, снять политическое кино политически, несмотря на то, что она настойчиво отбивалась от критиков брехтовской традицией и Годаром, от него и от, например, Штраубов она так же далека, как и среднестатистический зритель от заводских реалий. «За Маркса…» фильм революционный не только для нашего киноистеблишмента (премьера состоялась на «Кинотавре»), но и для самой режиссера, как и для «СИНЕФАНТОМА», помогавшего в создании: впервые их работа настолько открыта широкой публике, несмотря на своеобразие формы и политический радикализм. Чем обернется троеточие в названии, нам еще только предстоит узнать.

«За Маркса…» в прокате с 14 марта.

Ссылки по теме:
Режиссер "Зеленого слоника" попала на Берлинале
13 фильмов марта. Выбор редакции kino-teatr.ru
«Полный артхаус»

обсуждение >>

№ 11
Влад48 (Москва)   21.07.2013 - 19:18
... Была великолепная "Окраина" Петра Луцика. И я бы еще притянул за уши к этой теме "Груз-200" Балобанова. Там, конечно, не о рабочих, а о гражданах страны речь идет, но это очень... читать далее>>
№ 10
Степан Тыын (Санкт-Петербург)   26.03.2013 - 23:34
Личность всегда должна стоять выше идеологических догм, тем более тех, что её, личность, эксплуатируют и поглощают. В этом плане высказывание Басковой выглядит крайне инфантильно, незрело. Если человеку... читать далее>>
№ 9
Heleg (Россия)   26.03.2013 - 23:13
К прочитанной дискуссии. Не помню, из какого-то фильма: - А почему никто не пришел на помощь? - Парень, ты не понял. Ты и есть помощь... Не надо ждать, когда появится личность и выведет страну из тупика.... читать далее>>
№ 8
Vlad007 (СПб)   19.03.2013 - 17:49
Олег, про экономическую систему Ваша точка зрения понятна, а что Вы думаете о роли Личности в истории, желательно в общих чертах, без конкретных примеров, мы на сайте о кино, не стоит нарушать правила.... читать далее>>
№ 7
Олег_32 (Россия)   19.03.2013 - 14:28
... Просто экономическая система, в которую Россия с такими жертвами пыталась попасть, зашла в тупик. Выхода никто не видит, все деятели говорят фразой Паниковского "Пилите, Шура, пилите". Страны-образцы... читать далее>>
фильмы

Афиша кино >>

арт-хаус, мелодрама
Гонконг, Франция, 2000
драма, спортивный фильм
Россия, 2020
боевик, драма
США, 2020
комедия
Россия, 2021
Россия, 2020
комедия, мелодрама, научная фантастика
Россия, 2021
фильм ужасов
Канада, 2020
драма, комедия, мелодрама, музыкальный фильм
Великобритания, Ирландия, 2016
драма, комедия, мелодрама
Италия, 2018, 2019, 2020
комедия, приключения
Россия, 2021
боевик, детский фильм, комедия, музыкальный фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2021
комедия, мелодрама
Россия, 2021
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен