Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Арт-хаус в кино >>

По дороге на свидание со старшеклассником 15-летняя Адель (Адель Экзаркопулос) встречается взглядом с синеволосой девушкой (Леа Сейду). В следующий раз Адель увидит незнакомку в своем собственном эротическом сне - и очень испугается. Секс со старшеклассником не поможет. Противоречивые мысли и полнейшее смятение приведут Адель в гей-бар, в таинственной полутьме которого мелькнут синие волосы.
«Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша
Описать сюжет трехчасового фильма, в котором девушка переживает все стадии первой любви с первого взгляда - не представляется возможным в данном случае. В комиксе Жюли Маро "Синий - самый теплый свет", по которому снят фильм, сюжет включал в себя изгнание героини из отчего дома и трагическую смерть. Маро писала не столько о любви, сколько о том, что у геев она тоже бывает настоящая и до гробовой доски. Со страниц комикса прорываются воззвания к борьбе за свои права и подростковая категоричность. Тем не менее, описанные в нем этапы сексуального становления героини наверняка покажутся знакомыми посвященной в тему аудитории: внутренние переживания Клементины (в фильме это имя заменено на имя Адель), разногласия с друзьями и коронное "застукали родители и выгнали из дома". Маро не соврала бы, включи она эпизоды с тотальным родительским контролем и походам по врачам с целью "вылечить" гомосексуализм дочери.
«Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша
Все видимые недостатки этого графического романа режиссер Абделатиф Кешиш просто убрал, а острые углы сгладил, перенеся акцент с прав геев на социальное неравенство. Трудно поверить (особенно после трех весьма откровенных постельных сцен, одна из которых длится, кажется, более пяти минут) в то, что режиссеру не так уж и важен пол влюбленных. Но вроде бы это правда. По крайней мере, к середине фильма перестаешь воспринимать эти отношения как нечто экзотичное. "Двое любят друг друга и это прекрасно, но поговорим о препятствиях более насущных, чем неодобрение посторонних".
«Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша
У Маро не было никакого развития характеров вне темы формирования сексуальной ориентации, была сплошная обрывочная данность: Эмма - художница, Клементина - учительница. Родители Эммы - продвинутые и толерантные, родители Клементины - зашоренные и консервативные. Кешиш из этих исходных данных развил целую историю о роли социального неравенства в межличностных отношениях. Режиссер противопоставляет творческий класс пролетариату ровно по двум критериям: 1) кулинарные традиции (в фильме много и по-разному едят) 2) взгляд на жизнь и карьеру. Адель, выросшая на макаронах и мечтающая стать учительницей - может и проще, но гораздо искреннее любителей устриц, которые готовы убить вечер на сравнительный анализ стилистики двух совершенно разных художников. Эти прогрессивные люди творческих профессий и широких взглядов забрались в узкий футляр из предубеждений, откуда косо посматривают в сторону тех несчастных, которые почему-то не стремятся к творческой самореализации. Успешная художница тяготится тем, что ее возлюбленная с минимальным набором амбиций добровольно превращается в домохозяйку, которой достаточно просто учить детей, любить и быть любимой.
«Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша
Легитимности этому сценарию добавляет отсутствие границы гендерных ролей в однополых отношениях. Кто кому должен быть опорой? Кто за кем должен следовать? Предположим, что мужчина-художник не так уж сильно расстроился, если бы его жена всего лишь хотела растить детей и готовить ужин. На то она и жена. Но геи, а тем более лесбиянки (даже при наличии продвинутых родителей) находятся в постоянной борьбе с не принимающим их обществом, что и выражается в агрессивном самоутверждении. Потому что приучены рассчитывать только на себя. А пассивное поведение Адель несет в себе отпечаток патриархального уклада и является признаком принадлежности к тому самому обществу, которому Эмма и компания себя противопоставляют. Вот тут начинаешь путаться. То ли это просто история первой любви, ее деструктивно-конструктивного влияния на личность. То ли это социальное высказывание, для реализации которого удобнее всего использовать тему однополых отношений. Зависит, наверное, от субъективного восприятия.
«Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша
В России, где волна необъяснимой ненависти к геям продолжает набирать скорость и высоту, «Жизнь Адель» скорее всего приобретет статус манифеста в глазах секс-меньшинств. А поборники нелепых законов заочно воспримут его как пропаганду-сами-знаете-чего. Обе позиции будут неверны. Это фильм о любви. Обращать внимание стоит только на это и на то, как эта история воплощена. Как Кешиш работает с актерами, с камерой, как он воссоздает реальность с разных углов, почти не отрываясь от крупных планов. Ему удалось сделать фильм максимально интимным, но не за счет откровенных сцен (а они смутят даже самого искушенного зрителя), а за счет того, что он никуда не спешил, передавая все мельчайшие оттенки состояния главной героини. Это в чистом виде гипноз. И за одно только это свойство фильм уже достоин внимания.

«Жизнь Адель» в прокате с 7 ноября.

персоны
фильмы
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

исторический фильм
Россия, 2017
психологический триллер
Испания, Италия, Франция, 2018
драма, комедия
США, 2018
биография, драма, исторический фильм, комедия
США, 2018
драма
Исландия, 2018
детектив, драма, триллер
Великобритания, 2018
боевик, приключения, семейное кино
США, 2019
триллер, фильм ужасов
Гонконг, США, 2019
истерн
Россия, 2019
психологический триллер
Россия, 2018
социальная драма
Германия, Казахстан, Китай, Польша, Россия, 2018
боевик, мелодрама, научная фантастика, приключения
Аргентина, Канада, США, 2018
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен