Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Арт-хаус в кино >>

Однажды поутру в одном из дворов, предположим, Лондона пожилой холостяк Селигман (Стеллан Скарсгаард) находит избитую женщину средних лет (Шарлотта Генсбур). Решительно отказываясь от предложения вызвать скорую помощь, незнакомка напрашивается на чашечку чая с молоком.
«Нимфоманка. Часть первая» Ларса фон Триера
Оказавшись в скромной обители Селигмана, женщина (которую зовут Джо) соглашается объяснить ситуацию и рассказывает ему историю своих сексуальных похождений. Поминутно настаивая на том, что она - очень плохой человек, Джо начинает свою повесть в восьми главах с рассказа о детстве. В следующих четырех главах промелькнут: унизительный эпизод дефлорации, азартный секс-марафон с незнакомцами в поезде, богохульная секта нимфоманок, полифонический секс по расписанию и первая любовь.
«Нимфоманка. Часть первая» Ларса фон Триера
Селигман, не обремененный никакими предрассудками и совершенно чуждый ханжеству, внимательно слушает историю Джо, украшая ее необычными комментариями. С ироничной объективностью он пускается в серьезные сравнения: в количестве фрикций видит числа Фибоначчи, а в искусстве соблазнения - уловки рыбака. Эта философская беседа строится вокруг предметов, находящихся в полупустой комнате, будь то мушка или рогалик. Завершив очередную главу, Джо обращает внимание на новый предмет, которому, как выясняется, отведена определенная роль в следующей главе.
«Нимфоманка. Часть первая» Ларса фон Триера
В ноябре прошлого года появилась новость о том, что Триер смонтировал фильм, продолжительностью пять с половиной часов (обогнав, таким образом, еще один откровенный опус - "Жизнь Адель" - на два с половиной часа). В результате разногласий с продюсерами, режиссер отказался принимать личное участие в сокращении фильма. В итоге зритель получит "урезанный" (не благословленный Триером) четырехчасовой вариант, который покажут в двух актах, а в России - еще и с трехнедельным антрактом. Этот садистский ход, если призадуматься, вполне соответствует насильственным нормам самого режиссера. Первая часть «Нимфоманки» завершается кульминационной пятой главой, в которой новое для героини сочетание любви и секса оборачивается невосполнимой потерей. С появлением титров к успевшему втянуться в историю зрителю приходит обидное чувство неудовлетворенности. В контексте тематики фильма сравнение с прерванным (при этом долгожданным) половым актом не будет таким уж преувеличением.
«Нимфоманка. Часть первая» Ларса фон Триера
Фрустрация вдвойне обеспечена тем, кто по крупицам собирал информацию о фильме и уже знаком с интригующими отзывами журналистов, посмотревших "Нимфоманку" целиком. Известно лишь то, что вторая часть посвящена поискам утраченного оргазма, сопряженным с разного вида сексуальными экспериментами. Скормив зрителю наживку в виде избитой Джо, Триер не спеша препарирует секс и сопутствующие ему явления с помощью самых разных аналогий. И тем самым добивается ошеломляющего комического эффекта. Соло Умы Турман в главе о супружеской измене - драгоценный эпизод первой части, торжество черного юмора. Но есть тут и "старый" Триер, внимательный к судорогам и смакующий беспомощность. Черно-белая глава про отца Джо (Кристиан Слейтер) - затянутая пытка, обязательный элемент программы, выполненный в запатентованном фирменном стиле режиссера.
«Нимфоманка. Часть первая» Ларса фон Триера
Назвать "Нимфоманку" порнографическим фильмом не получается, по крайней мере, по итогам первой части. Абсолютно все заявки в нем трансформируются в нечто принципиально иное. Даже изображенные на постере к фильму скобки, символизирующие, вроде бы, вагину, вмещают в себя гораздо больше лежащей на поверхности хулиганской коннотации. Печальные признания Джо, проходя сквозь фильтр рациональных воззрений Селигмана, теряют первоначальный смысл, меняют эмоциональный окрас и нравственный курс.
«Нимфоманка. Часть первая» Ларса фон Триера
Безусловно, это исповедь. Но вывернутая наизнанку исповедь, в которой заинтересованным лицом является не грешница, а исповедник. Джо не нуждается в прощении и не выражает желания наполнять смыслом свои действия. Но Селигман спешит выдать ей очередную индульгенцию, пытаясь измерить ее чувственный опыт числами и перевести его на язык прочитанных книг. Селигмана это все забавляет (за его фигурой, особо не прячась, стоит сам Триер - интеллектуал-вуайерист, которому многие по ошибке приписывают наличие каких-то там комплексов). А вот что думает и чувствует Джо, при том, что она только и говорит о своих мыслях и чувствах - понять практически невозможно.
«Нимфоманка. Часть первая» Ларса фон Триера
За рамками пагубного пристрастия ее личность достаточно размыта. О Селигмане, впрочем, тоже мало что известно помимо того, что он склонен к бессмысленному накоплению теоретических знаний. Оба - полностью противоположны друг к дугу, но кажется, одинаково несчастны. Сложно делать выводы, не посмотрев вторую часть. Но, кажется, Триер продолжает настаивать на том, что "не надо стесняться". Чем все это закончится - даже подумать страшно. Но оттого еще интересней. Кто знает, может быть, встреча Джо с Селигманом - очередной эксперимент?

Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 1
LizBest   12.09.2014 - 17:19
Вообще, после трилогии Триера "Золотое сердце" и других не менее талантливых его картин эта кажется слабой. Деградировал? Или сбился с пути?... Но уж слишком увлекся физиологией, сексуальной... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

боевик, научная фантастика, триллер, фильм ужасов
Австралия, 2018
драма, притча
Латвия, Россия, 2016
биография, драма
Дания, Швеция, 2018
драма, криминальный фильм, триллер
Великобритания, США, 2018
комедия
США, 2018
драма, экранизация
Великобритания, США, Швеция, 2017
комедия
Россия, 2017
криминальный фильм, триллер
США, 2018
драма, криминальный фильм, социальная драма
Ирландия, Литва, Россия, Франция, 2018
комедия, мелодрама
США, 2018
комедия, приключения
США, 2018
драма
Иран, 2018
все фильмы в прокате >>