Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Арт-хаус в кино >>

Говорят и показывают грибы

«Мой Аттила Марсель» Сильвена Шомэ

33-летний пианист Поль (Гийом Гуи), потерявший в два года родителей и дар речи, живет с двумя престарелыми тетками (Бернадетт Лафон и Элен Венсан), работает аккомпаниатором в их танцевальном кружке и готовится к победе на конкурсе пианистов. Тетки помалкивают об обстоятельствах гибели родителей, но по ночам Поля навещают кошмары в виде обрывков искаженных детских воспоминаний о матери и отце. Случайное знакомство с немолодой соседкой-хиппушкой Мадам Пруст (Анн Ле Ни) вносит в расписание Поля еженедельные сеансы ретроспективы. Каждый четверг в гостиной соседки Поль погружается в ностальгический транс с помощью травяного настоя с псилоцибами и музыки из раннего детства, заново переживая спрятавшиеся в памяти моменты.

«Мой Аттила Марсель» Сильвена Шомэ

Режиссер мультфильмов «Трио из Белльвилля» и «Иллюзионист» Сильвен Шомэ в своем полнометражном кино-дебюте, на первый взгляд, следует по стопам соотечественников Жёне (карикатурные персонажи) и Гондри (преломляющаяся в фантазиях и снах реальность). В случае с Жёне удивительного мало - тот тоже рисовал комиксы и начинал свою карьеру с работы в анимационной студии. Но буквализм Гондри вряд ли можно сопоставить с тем, что делает Шомэ, который реалистичностью пространства не пренебрегал никогда, делая его самой правдоподобной частью своих мультфильмов. Это правило распространяется и на фильм: просмотр воспоминаний в жанре мюзикла, лягушачий оркестр и сумасшедшей красоты танго-рестлинг доступны Полю только по четвергам за плату в 50 евро. Стоит дверям восприятия захлопнуться, на звание необыкновенного может претендовать разве что пышный огород, который Мадам Пруст разбила у себя в квартире, отодрав паркетную доску.

«Мой Аттила Марсель» Сильвена Шомэ

Сбалансированная странность воплощена в персонажах, точнее в их пристрастиях и деятельности. Буддистка Мадам Пруст играет на укулеле, любит растения и выращивает грибы. Среди ее клиентов - увлекающийся таксидермией врач и слепой настройщик пианино. Тетки Поля - страстные любительницы игры на фортепиано, всегда одинаково одетые, как малолетние близняшки. Поль - классический молчаливый персонаж Шомэ, меланхоличный и подконтрольный. Но самыми большими эксцентриками окажутся родители Поля. Для Шомэ важна фактура: как и его мультипликационные герои, персонажи «Аттилы Марселя» обладают яркой индивидуальностью и выразительными чертами лица, их легко можно представить нарисованными.

«Мой Аттила Марсель» Сильвена Шомэ

По случаю перехода в кино Шомэ не пытается выдать что-то новое: все свои фирменные приемы он просто воплощает с помощью живых актеров. Фильм - вовсе не повод отказываться от неразговорчивых персонажей. В своей короткометражке из альманаха «Париж, я тебя люблю» режиссер решил проблему диалога очень просто - снял сюжет про мимов. В «Аттиле» молчание приобретает статус проблемы, которая является элементом большой загадки и влияет на ход сюжета. Молчание Поля - что-то среднее между осмысленным протестом в духе Оскара Мацерата и сном Спящей Красавицы. Метафора задержки в развитии самостоятельной личности. «Аттила» до краев наполнен хорошей музыкой, к которой Шомэ явно неравнодушен. Само название фильма «Мой Аттила Марсель» - что-то знакомое, постепенно всплывающее в памяти - всего-навсего строчка из рефрена песни, прозвучавшей в саундтреке к «Трио из Белльвилля».

«Мой Аттила Марсель» Сильвена Шомэ

Единственное существенное отличие фильма от предыдущих работ Шомэ заключается в цветовой гамме. По сравнению с умеренно тусклыми мультфильмами, спектр которых охватывает все оттенки коричневого, и без того насыщенная палитра "Аттилы Марселя" усиливается в воспоминаниях Поля. То ли виноваты грибы, то ли память, которая, как известно, склонна к преувеличениям. Ведь в воспоминаниях и свет ярче, и любовь крепче и удар больнее. Эпиграфом к фильму послужила цитата из «Пленницы» Марселя Пруста о том, что память подобна аптеке, где наша рука случайно попадает то на какое-нибудь успокоительное средство, то на опасный яд. Кажется, никогда еще эпиграф не звучал буквально настолько, чтобы его можно было назвать краткой аннотацией. Однако весь смысл фильма в эту строку не умещается. Герои этой внешне легкомысленной комедии исполняют номера о причудах памяти, самопознании, экологии, профориентации и смерти.

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

биография, драма
Великобритания, Франция, 2018
боевик, комедия
Россия, 2019
биография, драма, триллер
Великобритания, 2019
биография, исторический фильм
Италия, 2019
боевик, криминальный фильм, триллер
Венгрия, 2018
мелодрама, экранизация, эротика
США, 2019
мистика, триллер, фильм ужасов
США, 2019
детский фильм, приключения, семейное кино
Бельгия, Германия, 2018
комедия, семейное кино, фэнтези
Россия, 2019
драма, семейное кино, фильм о животных
Франция, 2018
драма, научная фантастика, триллер
Канада, 2018
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
США, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен