Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Арт-хаус в кино >>

В маленьком городке, затерянном где-то на Диком Востоке, издавна ведется борьба между кладоискателями. Причем война нешуточная – то полдеревни перестреляют, то мэра убьют, а чаще всего, естественно, мочат друг друга в промышленных масштабах. Основная часть фильма посвящена тем нелегким временам, когда за право наживать золотишко стали бороться два, но зато каких, клана – белых и красных. И тут начинается затяжная битва битв. Не зря старик из «Телохранителя» Куросавы говорил: «У города может быть один глава, может быть тысяча. Но, когда правителей двое, - начинается хаос». Ситуацию усугубляет и внезапно появившийся одинокий стрелок (Хидеки Ито), красивейший, сильнейший и справедливейший. Стоит ли говорить, что он и есть тот герой, призванный освободить жителей, томящихся под гнетом… короче хороших и бедных от плохих и богатых.
«Сукияки…» сполна оправдывает свое название: во-первых, болотно-зеленая цветовая гамма с добавлением кроваво-красного действительно напоминает фирменное японское блюдо, во вторых, сам фильм – это такой фаст-фуд по-японски: весело и вкусно. У нас подобное кино принято смотреть на сборниках типа «20 фильмов о крутых парнях по цене одного» с переводом Михалева. Однако, Миике претендует на большее, на звание создателя нового жанра суши-вестерна и в интервью заявляет (не думаю, правда, что на полном серьезе), что не против был бы снять сукияки-трилогию, в которую войдут «Сукияки-Эммануэль» и «Сукияки-Амазонки».
Миике – вообще феномен современного азиатского кино. В то время, как его маститый коллега Китано постепенно уходит в жанр «а-ля-восемь-с-половиной», с переменным успехом исповедуясь раз в 1,5 года, Миике делает по 3 фильма за год, некоторые серьезные, некоторые чуть ли не для подростков, некоторые неизбежно посредственные, но всегда ненормальные с клинической точки зрения. Теперь же он вот так, походя, заявляет, что создал новый жанр. Здесь-то и кроется главная проблема фильма: режиссер заигрался в форму и забыл…нет, не про содержание (какие могут быть претензии к содержанию вестерна?), а про действие. Слишком много внимания в двухчасовом фильме уделено нарочито бутафорским декорациям, растянутым безвкусной жвачкой легендам и рассуждениям о самурайской чести. Потому представляются несостоятельными все утверждения создателей, открещивающихся от обвинений в том, что перед нами – чистой воды пародия на жанр. Да и сравнение бандитских шаек с войной Алой и Белой роз слишком натянуто. Здесь красные одеты в грязные лохмотья, а белые рассекают в роскошных пончо – догадайтесь, на какую войну это больше похоже.
Все было бы довольно тоскливо, если бы не одно простое и приятное «но»: помучив критиков на фестивалях, Миике взял и вырезал полчаса фильма. Этого, видимо, оказалось достаточно, чтобы превратить занудную и разруганную прессой вампуку в полуторачасовую феерию. И становится плевать на многочисленные ляпы и нестыковки, уже никто не спрашивает, к чему эти нелепые отсылки к Шекспиру, никто не нудит по поводу отсутствия логики повествования. Глаза начинают работать независимо от мозга и, надо сказать, ощущение это приятное. Слух ласкает прекрасный по своей ужасности английский с японским акцентом (увы, обреченный на уничтожение из-за дубляжа). Само собой разумеется, что в плане картинки, трюков и нестандартности подхода к материалу Миике держит высокую планку.
При всем желании «Сукияки Вестерн Джанго» нельзя назвать блокбастером. Фильм все же попадает в категорию «Кино не для всех». Конечно, здесь речь идет не о каких-нибудь румынских беженцах во французской глубинке, это нетипичный арт-хаус, нетипичный, как и все фильмы Миике. К тому же, для блокбастера бюджет скромен, да и вряд ли «Сукияки…» вообще окупится. Не окупится просто потому, что для массового зрителя Миике слишком тяжел. Потому, что на премьере сидящая неподалеку от меня женщина упала в обморок после очередной сцены кровавого убийства и, думаю, это не последний случай. Потому что, Миике такой же, как и Тарантино, - жестокий эстет, но в отличие от Тарантино он не знает меры в своей жестокости.
Кстати, все, за что так ругают Тарантино-сотоварищи более серьезные и вдумчивые режиссеры вроде господина Ханеке, я имею в виду эстетизацию насилия и убийство как повод для шутки, в «Сукияки…» налицо: мы, к примеру, действительно искренне смеемся над тем, как меч рассекает голову незадачливого самурая. Однако Миике идет дальше и экспериментирует над зрительскими эмоциями. После смеха нас охватывает ужас, после сопереживания – смех. Так, после комичной сцены с повернутым на Шекспире воином следует сцена избиения молодой вдовы на грязном заброшенном кладбище. Более того, в этом сопереживании, так же, как и в смехе, не заключены никакие моральные ценности: герой Тарантино избивает беременную девушку – смешно, стреляют в симпатичного, но эпизодического персонажа – грустно.
Однако, резко сменив тему, стоит отметить, что грустно и обидно больше всего за товарища Тарантино (ради которого, естественно, люди и пойдут в кинотеатры). Конечно, можно понять его желание сняться у своего любимого режиссера, можно понять его страсть к спагетти-вестернам, однако возникает ощущение, что величайший режиссер 90-х утонул в самопародиях (и как режиссер, и как актер). После «Криминального чтива» его работы представляли собой изящные стилизации, игры заядлого киномана. «Джеки Браун» воскресила авантюрные комедии 80-х, в «Грайндхаусе» он ностальгировал по дешевым трэш-поделкам, теперь же он, как актер, отдает дань вестернам 70-х. Все это, правда, качественные продукты, но на звание шедевров не тянут. Ну да ладно. Подняв эту больную тему, надо закончить ее словами вроде «Будем надеяться…».
О «Сукияки Вестерне» остается лишь сказать, что у фильма есть целевая аудитория, готовая лицезреть на кровавые игры великовозрастного ребенка-шизофреника и способная утверждать, что кровь тоже бывает красивой. Поверьте, это не так плохо, как кажется. Остальным следует перед просмотром выпить немного сакэ. Для храбрости.

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

мистика, триллер
Испания, Россия, США, 2017
боевик, научная фантастика, приключения, триллер
США, 2018
мелодрама, музыкальный фильм
США, 2018
исторический фильм, музыкальный фильм
Великобритания, 2017
боевик, драма, криминальный фильм, триллер
США, 2018
фильм ужасов
США, 2018
боевик, научная фантастика, триллер, фильм ужасов
США, 2018
триллер, фильм ужасов
США, 2017
боевик, комедия
США, 2018
биография
Норвегия, Швеция, 2018
комедия, приключения
Канада, 2017
все фильмы в прокате >>