Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

В рамках XI «ДетективФЕСТа», открывшегося 15 апреля в Московском Доме Кино, прошел круглый стол, посвященный криминальному жанру в кино и на телевидении. Это первый круглый стол, на котором известные киноведы и кинематографисты обсуждали произведения массового, быть может, самого востребованного на сегодняшний день жанра. Участники пытались в живой дискуссии осмыслить проблемы современного криминального кино. В результате было поставлено огромное количество вопросов, на которые, естественно, нет однозначного ответа, но есть разные мнения. Почему у нас так мало хороших детективных сюжетов? Почему нет по-прежнему героя? Кто герой, каким он должен быть? Почему одни сериалы популярны, а другие нет? Какое кино ждет зритель? Какое кино ждут чиновники силовых структур? Почему криминальный жанр полностью ушел на телевидение? Были озвучены и другие очень важные темы.

Кроме российских кинематографистов и критиков, в конференции принимали участие представители французской делегации. В частности Лионель Шушан, президент Фестиваля Полицейского кино в г. Коньяк сказал о том, что жанровое кино (фантастические фильмы, детективные фильмы) на международных фестивалях практически не представляются, а между тем заслуживают немалого внимания. Он рассказал, что фестиваль в г. Коньяк проводится уже 25 лет. «Мы исповедуем идею, что в современном кинематографе тенденция превращать злодеев в героев не самая правильная. Героями должны быть все-таки те, кто нас защищает. На нашем фестивале жюри состоит из чиновников МВД Франции, часто мы приглашаем представителей ФСБ, Мосада, Скотланд-Ярда, чтобы они тоже приняли участие в судействе».

Кураторами круглого стола выступили известные российские киноведы Александр Шпагин и Виктор Матизен. Александр Шпагин первым задал тон беседе, обозначил основную тему дискуссии, заявив, что сейчас детективные сценарии наполнены бесконечными штампами. «Возникает даже ощущение, что сценарии пишет компьютер, перемещая эти штампы с места на место. Естественно, успех таких фильмов очень относителен. Их никто не положит на полку, как любимую книгу», - сказал он. «Человек тянется к таким фильмам, в которых есть драма людей, боль и страдания. Успех сериала «Ликвидация» и первой части «Бандитского Петербурга» состоит именно в этом. Кстати, там авторы не побоялись сделать печальный финал. Герой гибнет, потому что совершает грех. В обычных детективах все выстраивается по системе, движущей нас к хеппи-энду.
Герои «Улиц разбитых фонарей» открыли дорогу детективу на телевидение криминальному жанру за счет своей харизматичности, юмора, а не сюжета и фабульной заковыристости. Почему мы не учитываем эти уроки и создаем пространство одноразовых сериалов?»


После того, как первый вопрос был задан, участники высказывали свои соображения на поставленную тему. Виктор Матизен обрисовал исторический путь детектива с советских времен. «Советский детектив строился по определенным канонам. Во-первых, в нем не было индивидуального героя, типа Шерлока Холмса, героем всегда выступала некая сила – советская милиция. Во-вторых, криминальный мир показывался чем-то изолированным от социального общества, и в-третьих, торжество правосудия происходило в этих фильмах обязательно, зачастую прямо в кадре, когда преступника вязали на глазах у изумленного зрителя. С уходом СССР жанр рухнул, вылезли картины, в которых существует мир тотального зла, в который забрасывает некого героя, и он начинает там все крушить по своим законам. Такая ситуация продолжалась вплоть до 97 года, после которого пошла реставрация советского детектива («Улицы разбитых фонарей»). В целом, мы к нему вернулись, с той разницей, что в кино теперь он практически не представлен. Детектив ушел полностью на ТВ – странный, непонятный феномен».

Ирина Павлова, телевизионный редактор, выступила в защиту детективных ТВ-сериалов, объявив, что хороший сюжет убило простое изобретение – телевизионный пульт. «Улицы разбитых фонарей» – этот сериал был ОДИН. Когда сегодня одновременно начинается несколько сериалов, которые перебиваются рекламными вставками размером с только что показанный эпизод, в таких условиях невозможно построить оригинальную историю. Оригинальный сюжет надо смотреть подряд, не прерывая его памперсами и прокладками. Зрителя сегодня обвиняют в том, что у него клиповое сознание. Между прочим, первые 4 серии «Ликвидации» шли без рекламы, поэтому был такой большой рейтинг. «Место встречи изменить нельзя» демонстрировалось по 1 час 20 минут, и конкурентов не было. Город был пуст, народ садился за телевизор. Сегодня такая ситуация тоже может быть создана, но ее создают крайне редко. Поэтому популярны дешевые, одноразовые сериалы».

Оппонентами этой точки зрения стали сценарист Владимир Брагин, известный по фильму «Досье Детектива Дубровского» и режиссер Дмитрий Брусникин. Брагин возразил, что качество фильмов не может зависеть от рекламы. «Когда выходит внятный продукт, такой как «Каменская», он идет с большим успехом. На одном канале мне сказали: «Мы работаем для бабы Мани. Такой у нас ориентир». Этой системе не нужны хорошие фильмы. Люди строят пустоту, им важно сохранить себя. Они смотрят фильм и думают: Вроде хорошо, но бабе Мане непонятно. Они очень боятся провала. А творчество всегда подразумевает риск. Телевизионщики пытаются свести этот риск к минимуму». Дмитрий Брусникин добавил, что режиссеры сериалов существуют сейчас в ситуации заказов, в которой творческое начало резко снижается.

Cценарист Эжен Щедрин возразил коллегам в том, что телевидение несет на себе огромную утешительную функцию. «Эти условные бабы Мани смотрят телевизор как единственное развлечение. А цифры показывают реально, чему они отдают предпочтение».
Завязалась интересная дискуссия, в которую попутно подключались прочие участники, режиссер Николай Глинский, руководитель Казанской киностудии Александр Барыкин и другие.

Самым интересным было выступление киноведа Алены Солнцевой, которая поддержала тех, кто обличает телевизионных боссов, и сказала буквально следующее: «Качество не является выгодой для канала. При валовой массовой продукции качество совершенно не важно». Кроме того, Аленапопыталась дать свой ответ на самый важный в дискуссии вопрос о том, почему отсутствует сюжет и герой. «Если мы говорим о жанре, то тогда почему там, где нет заказа, где нет денег, где не надо вложений, например, в литературе, не появляется ничего? Я занимаюсь сейчас кинотеатром.doc. С сюжетами – абсолютная беда. Нет хорошей истории. Значит что-то происходит не на уровне заказа и денег, а на уровне сознания. Поэтому не возникает оригинальных сюжетов.
Силовые органы хотят видеть образ положительного героя, а не получается – ни за деньги, ни бесплатно. ФСБ и МВД хотят видеть себя красивыми, умными, талантливыми, сильными, а НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. А вот Шерлок Холмс, кстати, не государственный деятель, а частное лицо. Зритель любит, когда герой – частное лицо. Только тогда симпатия проявляется, когда герой немного пьющий, небритый, потасканный… В западных картинах герой – это человек, который устраняет угрозу спокойной гармоничной жизни, на этом строится сюжет. У нас же сегодня нет картины мира, которая гарантировала бы спокойствие и гармонию. Мы существуем в условиях постоянного отсутствия гармонии, и эту проблему некому ликвидировать. Поэтому у нас нет героя. Проблема невозможности выстроить законченный сюжет связана с каким-то вывихом в нашем сознании».


Возможно, не каждый согласится с таким суждением, но специфика круглых столов и не предполагает, что все участники и слушатели в итоге придут к общему знаменателю. То, что происходит или не происходит в нашей жизни, все культурные, социальные и другие явления нуждаются в осмыслении. Чем больше создается площадок для дискуссий на совершенно разные темы, тем больше мы будем способны понимать себя, друг друга и то, что происходит со всеми нами. Спасибо ДетективФЕСТУ за интересное и важное мероприятие.

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

боевик
США, 2018
боевик, приключения, триллер
США, 2018
приключения, семейное кино
Малайзия, 2018
комедия, триллер
Великобритания, 2018
комедия
Россия, 2018
биография, музыкальный фильм
США, 2018
биография, драма, комедия
США, Франция, 2018
боевик, криминальный фильм, научная фантастика, триллер
США, 2018
боевик, драма, криминальный фильм
Япония, 2017
семейное кино, сказка
Россия, 2018
мистика, триллер
Испания, Россия, США, 2017
все фильмы в прокате >>