Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Сегодня открылся, хочется сказать главный, но, ввиду его камерности, корректнее выразиться лучший кинофестиваль в Москве – фестиваль «2morrow» («Завтра»), что проводится уже в третий раз, и теперь даже на двух площадках – кинотеатрах «35мм» и «Пионер». Вообще «Завтра» меньше всего похож именно на российский кинофестиваль. Сеансы тут платные, поэтому в зале не встретишь гопников, пришедших посмотреть кинцо на халяву (см. «Московская премьера»). Здесь в отличие от многочисленных фестивалей французских, американских, английских кин, показы идут без опозданий, а изображение не опережает субтитры на десять минут. Здесь нет того, что творилось в «Октябре» на ММКФ, когда собравшиеся посмотреть нового Ханеке напоминали массовку фильма «Сибирский цирюльник». Здесь можно было заметить одиноко курящего в уголке Каракса и тут же ненароком натолкнуться на Гай-Германику (в этом году – Кристофер Дойл, Рутгер Хауэр, Ходоровски etc.). Здесь, в конце концов, очень сильная программа.

На открытии сегодня показывали «Пределы контроля», нового Джармуша. Подробнее о нем рассказать все-таки стоит в полноценной рецензии (хотя материала для размышления хватит и на две), но картина, конечно, поразительная. Один из лучших режиссеров 80-х, Джармуш, перекичившийся своей андерграундностью в 90-е, добился того, что в 2000-е на ночах его фильмов в кинотеатре «Х-ный» собираются пятьсот укурков-единомышленников с общей целью интеллектуально поторчать. Этот его последний обескураживающе-медитативный кульбит, наконец, сузит круг его поклонников до нужных размеров. Подробнее опять же в рецензии, но и за это, разумеется, спасибо. В прокат «Пределы контроля» выходят 22 октября.

В ущерб новому Брюно Дюмону, посмотрел совершенно гениальную документальную ленту «У всех на виду», лауреата последнего Санденса, краткая история интернета плюс убедительный и соответственно не очень оптимистичный прогноз на ближайшее будущее. История такого недолюбленного в детстве тюфяка-компьютерщика по имени Джош Хэррис, преданного фаната сериала «Остров Гиллиган», асоциального и аполитичного (когда убили Кеннеди, горевал, что из-за похорон отменили любимую телепередачу), сколотившего, как и многие тогда, состояние на том, что он просто умел подключать модем. В 90-е прославился и озолотился благодаря тому, что первый додумался до интернет-телевидения. Потом прогорел из-за того, что любил наряжаться клоуном-трансвеститом. Потом сделал первое в истории реалити-шоу. Потом, когда шоу прикрыли, так как участники начали потихоньку сходить с ума, сам стал участником своего нового реалити-шоу. Потом сам сошел с ума и решил пасти овец на ранчо. Потом окончательно обанкротился и скрылся от кредиторов в Эфиопии. В общем, гимн безграничной человеческой фантазии и столь же безграничному бесстыдству. Самая эффектная часть – на рубеже тысячелетий транслировавшееся по интернет-тв реалити-шоу, придуманное Джошем. Участники, готовые на все, чтобы попасть в компьютерный ящик, вынуждены были в прямом эфире есть, спать, плакать, ходить в туалет, заниматься сексом – все под крупным планом нескольких сотен телекамер. Выходить запрещалось. При этом участников периодически водили в специально отведенную комнату для допросов. Там, допустим, пытавшуюся покончить с собой девушку спрашивали, как именно она пыталась это сделать. Узнав, что она вскрыла вены, ей приказывали: «Покажите, с какой скоростью вы это делали». Ларс фон Триер со своими «Идиотами» нервно дрожит в стороне.

Документалку эту дотошная режиссерша Тимонер снимала десять лет. И вот что обидно. На сегодняшнем показе в зале было человек восемь-девять. Статью эту прочитают примерно столько же. И сколько бы я ни кричал, что еще один показ будет в кинотеатре «Пионер» 18 октября в воскресенье, в 23.35, там тоже вряд ли стоит ждать аншлага. А фильм ведь действительно сенсационный. Он на самом актуальном наглядном примере дает понять, что в сегодняшнем понимании этого слова, демократия – это где-то между анархией и Третьим Рейхом. И главное, что всех это вполне устраивает.

Что творилось на пресс-конференциях, подробно говорить не буду. Здесь же в ближайшее время появится стенограмма всего того, что наговорили участники жюри (а это Алехандро Ходоровски, Рутгер Хауэр, Жан-Стефан Совер и Полина Агуреева) и приехавший представлять джармушевский фильм великий оператор Кристофер Дойл. Вот это не упустите, пожалуйста, для вас старались. Ходоровски говорит, что кино должно быть с яйцами и поэтому снимает гуманистический фильм, кажется, «Ночь крота» с Мэрилином Мэнсоном (Ходоровски 80 лет, если что). Дойл рассказывает, как он якобы споткнулся на съемках и поэтому вышел такой странный финальный кадр. Рутгер Хауэр ведет переговоры с российскими продюсерами о съемках своего фильма.

Завтра ожидается самый насыщенный день фестиваля. В кинотеатре «Пионер», который нам, увы, приходится игнорировать, завтра, 17 октября, в 17.00 покажут все три части проекта Изабеллы Росселини «Зеленое порно». Я же проведу над собой эксперимент и посмотрю в «35мм» подряд пять фильмов, по причине того, что их категорически нельзя пропускать.

15.00 «Север» – норвежская комедия (а плохих норвежских комедий не бывает)
17.00 «Полицейский, прилагательное» – румынская драма (а в Румынии вообще плохих фильмов не бывает)
20.00 – «Я убил свою маму» – дебютный полнометражный фильм 20-летнего вундеркинда из Канады
22.00 «Священная гора» – режиссерская версия фильма Алехандро Ходоровского 1973 года.
0.00 «Егор Летов: проект фильма»


Удачи, как говорят в таких случаях.

Леонид Марантиди, 16 октября, 21.58
_________________________________

Сегодня в первой половине дня, до открытия, в «35 мм» было мало людей, приглашенные берегли силы на вечер, а «Ауди-Спортбэк» еще не поставили у входа. Первый день фестиваля получился спокойный, ВОЗДУШНЫЙ и прекрасный, в точности как новый фильм Джармуша. Согласна с Леонидом, кино, действительно, хорошее, и не только из-за тонкого кружева сюжета, но и благодаря оператору Кристоферу Дойлу, одному из самых известных кинематографистов нашего времени, который сегодня представлял эту картину и отвечал на вопросы журналистов на пресс-конференции. Этот человек снимал почти все фильмы Вонга Кар Вая, последний фильма Гаса Ван Сента, а теперь вот очень удачно сработался с Джармушем. Потрясающие ракурсы, герой, передвигающийся не сколько по горизонтали, столько в вертикальной плоскости, лестницы, эскалаторы, колонны, небо.
Алексей Медведев сказал, что сначала была мысль взять «Пределы контроля» в конкурсную программу, покуда его так нехорошо обидели в Каннах. «Но потом мы решили, что Джармуш – слишком большая для нас величина. Как мы можем наградить Джармуша или наоборот, раскритиковать его? Поэтому мы решили сделать его фильмом открытия».

Вчера Дойл провел мастер-класс во ВГИКе, а в воскресенье в 13.00 проведет его для зрителей фестиваля в пресс-центре 35 мм. Вход на это мероприятие свободный! Сегодня же на пресс-конференции фильма он был в приподнятом настроении, постоянно острил, но тем не менее подробно ответил на все вопросы журналистов.

Вы действительно предпочитаете работать на фильмах без четкого сценария?
«Сначала вы должны были сказать, что вам понравился фильм. Сценариев я не читаю», - продолжил он, – «Много ли вы видели хороших фильмов по Пушкину или Шекспиру? Кар Вай вообще работает без сценария. В фильме мне нравится сам процесс производства, и свобода творчества».

Почему вы не снимаете блокбастеры?
«А что никто не спрашивает, почему в фильме женщина ходит все время голая?... Чем больше денег, тем меньше свободы. И потом, те режиссеры, с которыми я работаю, они мои друзья. А друзьям разве откажешь? Ван Сент, Кар Вай, Джармуш дают пространство для маневра, хотя они же ждут от тебя большего, чем те задачи, которые ставят. В блокбастерах все расписано по мелочам, строгая структура, от которой трудно отступить, а арт-хаусное кино открыто для творчества и зрителей».

Чем обусловлен такой странный последний кадр в фильме?
«Я просто упал. Это правда. Бежал с камерой за героем и упал с эскалатора».

Вы такой великий мастер, известный во всем мире, скажите, а чем вас можно удивить?
«Первую часть вопроса следовало расширить. А из последних фильмов наибольшее впечатление произвел «Голод» Стивена МакКуина. Вы обязательно должны посмотреть! Он в Каннах получил золотую камеру в прошлом году».

Где вы черпаете вдохновение?
«В общении с людьми, только в этом можно найти источник сил для собственной работы. Я и на фильмы смотрю через призму людей, которые стоят за их созданием. Ну, еще я люблю, когда меня девушки приглашают в баре танцевать. В этом я тоже черпаю вдохновение».

*
Чуть раньше состоялась еще одна веселая пресс-конференция с членами жюри. Все они рассказали, как с радостью приняли приглашение поучаствовать в фестивале, и у каждого были на то свои причины. Так, для Алехандро Ходорвского, по его собственным словам, это было уникальной возможностью вновь обрести свои корни. «Мои бабушка и дедушка приехали в Чили из России. У отца был магазинчик женского белья, который называли «Украинским домом». Россия всегда была для меня сказочной страной, и русский язык был загадкой, ведь, когда мои отец и мать ссорились, они ругались всегда только по-русски, хотели, чтобы я не понимал их. Именно поэтому я приехал, тут дело в генеалогии, а не в кино».
На вопрос о том, каковы у Алехандро критерии оценки фильмов, он ответил буквально следующее: «Мне, как и всем художникам нравится тешить свое эго. Для того, чтобы раздавать призы, надо обладать масштабом и думать о других, а не о себе. Мне хочется полюбить других кинематографистов, я устал от себя самого. Эти четыре для я буду совершенствоваться в покорности и смирении. Не знаю, как удастся проявить гибкость Рутгеру Хауэру. Как такой мощный актер будет судить других?»
«Мой опыт», - сказал в ответ Рутгер Хауэр, , - «подсказывает мне, что мало кто видит вещи так как я. 20 лет назад я видел будущее кино, сейчас оно уже настоящее. Сегодня я здесь, потому что считаю, что у России есть огромный потенциал».

Актриса Полина Агуреева объяснила свое желание поработать в составе жюри не столько стремлением оценивать чужие картины, сколько живым интересом к ним: «Я не хочу никого судить, скорее мною движет чувство любопытства, интерес к самим произведениям. От кино я всегда жду чуда. На мой взгляд, любое явление нужно оценивать по законам этого явления. Поэтому я буду не судить фильмы, а пытаться глубже проникнуть в мир каждого из них».

Жан-Стефан Совер заявил, что он совершенно счастлив здесь находится. «Когда мне предложили, я не мог отказаться, так как знал, что меня ждет отличная программа, и что все будет глубоко и мощно. С нетерпением ждал, когда объявят имя председателя жюри и был в восторге, когда узнал, что это будет Алехандро Ходоровски. Есть режиссеры, которые снимают кино глазами, он же снимает его своими гениталиями".
«У меня очень умные гениталии!» - уточнил на всякий случай Алехандро.
«Я думаю, что вы хотите сказать, что кино должно быть с яйцами», - внес поправку программный директор Алексей Медведев. Все согласились.

На вопрос «от какой работы оторвал вас фестиваль?» были получены самые интересные ответы. Честно говоря, в общем юмористическом тоне беседы было даже трудно отличить правду от фантазии. Судите сами:
Алехандро Ходоровский сказал, что три дня назад начал готовиться к запуску новой картины, упомянув, что продюсер фильма – выходец из России. «Это будет фильм без компромиссов и уступок. Я назову его «Дети крота» или «Сыновья крота». Это будет фильм-насмешка над американскими блокбастерами о суперменах. Идея фильма в том, что два брата, полные противоположности друг друга, враждуют между собой, но постепенно становятся одним человеком. Для меня сейчас мир – это война между братьями, и есть только один выход положить конец вражде – выход в единстве. Я мечтаю снять, как Обама танцует танго с Бен-Ладеном."
Жан-Стефан Совер рассказал, что работает над картиной по произведению Жана Кокто «Маленькие чудовища». Городская сказка, как определил ее сам автор, будет сниматься в Нью-Йорке этой зимой. "Я тоже хочу снять бескомпромиссный фильм, но делаю упор на художественную составляющую. Я постараюсь совместить комикс, черно-белое и цветное кино, анимацию и другие формы."
Рутгер Хауэр поделился, что его ближайшие планы связаны с интернет-проектами, на которые он возлагает большие надежды: «Мы сейчас находимся на расстоянии одного клика от того времени, когда несколько людей в разных уголках земли будут работать над одним проектом. Все это дает колоссальные возможности для импровизации».

В заключении пресс-конференции Жан-Стефан Совер поделился своими воспоминаниями о первой встрече с президентом и основателем фестиваля Иваном Дыховичным, когда тот показывал гостям свой последний фильм в маленьком уютном зале: «Тогда я пережил нечто очень важное. Я понял дух фестиваля, проникся им. Сегодня я думаю об Иване, и теперь я понимаю, почему этот фестиваль посвящен ему и почему мы все собрались здесь».

За четыре дня жюри предстоит увидеть девять конкурсных фильмов. Итоги фестиваля будут объявлены на церемонии закрытия 19 октября. Первые два конкурсных фильма зрители и жюри посмотрели уже сегодня. Про «Сельского учителя» Богдана Сламы не могу сказать пока ничего, не видела, а фильм «Хайдевик» Бруно Дюмона (автора Фландрии, Человечности и Жизни Иисуса) заслуживает внимания, особенно тем, кто любит неторопливое и бессловесное кино. Как писали однажды в «Искусстве кино», Дюмон является первооткрывателем и единственным представителем жанра «немое кино», потому что снимает фильмы, в которых герои не испытывают потребность использовать речь, они вполне способны выразить свои чувства и мысли молча.
В новой картине речь идет о набожной девочке-католичке, которая хочет сохранить себя девственницей, поскольку любит Христа, и влюбленном в нее парне-мусульманине, для которого разница в вере становится преградой отношений. Премьера фильма состоялась на фестивале в Сан-Себастьяно, но единственная награда, которую вручили Дюмону - приз общества атеистов и агностиков.
Если кто-то после просмотра захочет вступить в это общество, обязательно сообщите, почему, ведь я не досмотрела фильм до конца (не потому, что он был плох, просто в соседнем зале начинался документальный фильм «Жизнь на виду», про который уже рассказал Леонид. И снова, присоединяюсь к коллеге, найдите возможность посмотреть это кино. Оно восхитительно. Главный вывод: если ваша самооценка зависит от количества читателей вашего блога, от количества комментариев, если вы расстраиваетесь, что вчера на тебя смотрело 1000 человек, а сегодня только 10, значит, пора покупать домик в деревне или идти работать учителем физкультуры. Потому что это только начало кошмара. Социальные сети – зло, друзья. Читайте кино-театр.ру и смотрите хорошее кино.

До встречи на фестивале Завтра. К расписанию (см. выше) могу прибавить только, что после показа румынского фильма «Полицейский, прилагательное» состоится мастер-класс режиссера Корнелиу Порумбою, вход свободный.

Екатерина Визгалова, 16.10. 23.30.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

биография
Россия, 2019
военный фильм, драма, исторический фильм
Великобритания, США, 2019
комедия, приключения, фэнтези
Германия, США, Франция, 2019
приключения, триллер, фэнтези
Дания, Исландия, Норвегия, Швеция, 2019
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
Россия, 2019
драма, семейное кино, экранизация
США, 2019
драма, социальная драма
США, 2018
триллер, фильм ужасов, фэнтези
США, 2020
драма, криминальный фильм, триллер, экранизация
Франция, 2019
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино
Ирландия, Канада, США, 2019
драма, музыкальный фильм
Россия, 2020
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен