Дневник 34-ого ММКФ. Начало.


статья


22 июня 2012

Открылся и вовсю работает Московский фестиваль. В этом году программа осталась по-прежнему сильной, особенно в своей внеконкурсной части, нервотрепки в "Октябре" заметно меньше. Открытие мы благополучно пропустили, а на второй день фестиваля окунулись в него с головой.

С утра прошли пресс-конференции, представляющие жюри Основного конкурса и жюри конкурса «Перспективы». Председателем Основного конкурса стал бразильский режиссер Эктор Бабенко. Дневник 34-ого ММКФ. Начало.
Также в жюри вошли российский режиссер Сергей Лобан, французский актер и режиссер Жан-Марк Барр, член правления Европейской киноакадемии Адриана Кьеза Ди Пальма и болгарский режиссер Явор Гырдев, известный нам по хорошему фильму «Дзифт». Жюри было в хорошем настроении. Эктор Бабенко, сказал: «Сейчас я нахожусь в таком настроении, что мне хочется заниматься только тем, что приносит мне удовольствие. Поездка в другую страну на фестиваль, множество фильмов со всего света, которые мне предстоит посмотреть – это как раз такое занятие».

Жюри конкурса «Перспективы» в этом году представляют казахский режиссер Дарежан Омирбаев и Сильвия Перель – основатель Международного фестиваля латиноамериканского кино в Сан-Франциско и куратор программ латиноамериканских фильмов в Италии и Испании. Председатель жюри – российский режиссер, Марина Разбежкина. Она рассказала, как жюри будет оценивать фильмы: «Кино бывает плохое и хорошее. С этой точки зрения мы его и будем рассматривать. Мне кажется, что любой режиссер любого кино должен попасть во время. Но это ощущение времени у всех разное. И, конечно, мы будем смотреть фильмы с точки зрения нашего ощущения времени».

В Москву приехал известный венгерский режиссер Иштван Сабо, он представил свой фильм «Дверь». В одной из главных ролей снялась актриса Хелен Миррен. Фильм снят по одноименному роману Ма
гды Сабо, главная героиня в нем - женщина.

Дневник 34-ого ММКФ. Начало.
"Дверь" - "портрет безбожницы, ставшей богиней", по выражению одного из российских кинокритиков Алексея Васильева. Присутствие в фильме актрисы Хелен Миррен Иштван Сабо объяснил: «Я решил, что взять на эту роль именно Миррен надо, потому что у нее очень твердый характер, она такой человек, излучающий внутреннюю силу, человек, который, как магнит, привлекает к себе людей. Она играет, разыгрывает эту силу, присутствующую в ее душе. Мне показалось, что ее персонаж – домработница – напоминает чем-то греческую богиню, и я искал соответствия у актрисы с этим образом. В мире существует две женщины, которые могли бы подойти на эту роль. Первая – это Елизавета II, королева, а вторая – это актриса Хелен Миррен». Актрисе сразу понравился сценарий и роман, и она с удовольствием приняла предложение режиссера сняться в фильме «Дверь».

Еще один конкурсный фильм был показан сегодня. Хорватский «Людоед-вегетаринец» представили режиссер Бранко Шмидт и исполнитель главной роли – Рене Битораяц. Для Бранко Шмидта это не первый приезд на Московский Кинофестиваль, в 2009 году его фильм «Метастазы» участвовал в конкурсе «Перспективы». Его новый фильм был заказан хорватским телевидением и является остросоциальным. Врач, считающийся лучшим в клинике, оказывается дилетантом, скрывающим отсутствие профессионализма за подлогами, враньем и обманом своих коллег. Прикрываемый своим другом из полиции, он за деньги делает аборты любовницам полицейского, которые зачастую оказываются нелегальными эмигрантками-проститутками. Фильм является экранизацией романа Ива Боленовича. В главной роли снялся уже знакомый по «Метостазам» актер Рене Битораяц.

Программа "Перспективы" открылась международным проектом «Четвертое измерение». Фильм представили режиссер Алексей Федорченко и члены его съемочной группы. В проекте также участвовали американский режиссер Хармони Корин и польский режиссер Ян Квесиньский. Новелла Алексея Федорченко называется «Хроноглаз». Режиссер рассказал о процессе создания фильма: «Нам были даны отдельные, на первый взгляд никак не связанные друг с другом фразы. Например: у героя не должно быть одного зуба или что в кадре должны быть бездомные собаки. Но оказалось, что эти требования только помогали, а совсем не мешали».
Дневник 34-ого ММКФ. Начало.

На самом деле, условий в брифе было больше трех десятков (полный список выдавался зрителям на входе). Главное ограничение - в картине должен быть бесстрашный герой, который все побеждает. Три режиссера справились с этим, конечно, по-разному. Неинтересно рассматривать три новеллы в отдельности, потому что хороши они именно в сравнении, как исследование образа национального героя в родном для него пространстве. Все три эпизода получились яркие, позитивные и очень отвязные.

Еще один итальянский фильм, «Горечь любви», был представлен в программе "Перспективы". Режиссер Франческо Хендерсон Пепе и исполнитель одной из главных ролей Франческо Казиза озарили своими улыбками московскую публику. Это дебютный фильм молодого режиссера. Персонаж актера Казиза наивен и по-детски категоричен, но все меняется, когда он знакомится с туристом из Франции и они становятся любовниками. Актер признался, что это были одни из самых сложных съемок для него, так как ему пришлось примерить на себя роль гомосексуалиста: «Я решил, что актер должен уметь все делать, поэтому я ввязался в эту авантюру».


В пятом зале открылась наша любимая "Свободная мысль", программа лучшего мирового документального кино. И единственная, на которую можно попасть без билетов и аккредитации. Кураторы программы проводят на нее бесплатно. Первым фильмом программы стала картина "Дети Гитлера" о потомках известных нацистов. Фильм снят репортажно, без особых изысков, даже сухо: намеренно скучные исповеди героев перемежаются фотографиями семейных архивов, скудными съемками на натуре в Освенциме, в домах героев и т.д.. Дневник 34-ого ММКФ. Начало.
Художественная скупость компенсируется серьезностью темы. Люди, чье детство прошло в семье нацистов испытывают сложные чувства: вину, ненависть к родителям, стыд от осознания причастности себя к немецкой нации. Потомки Геринга сделали себе стерилизацию, внук Хесса, начальника Освенцима, едет туда, чтобы снять с себя невольное чувство вины, девушка из семьи Гиммлера вышла замуж за еврея, потомка выжившего в концлагере. Еще один именитый внук ездит по школам и читает детям выдержки из своих книг, в которых учит их, что не все, что говорят родители, нужно воспринимать как абсолютную истину. Эти люди будут нести свой крест до конца жизни, возводя барьер между своими детьми и своими отцами. Но возможно ли построить такую стену? Возможно ли освободиться от чувства вины, которое уже въелось в гены немцев? В противоположном лагере один из потомков узника Освенцима говорит, что не верит в раскаяние детей, считает его поверхностным. Тупик.

Екатерина Визгалова (при подготовке статьи использованы материалы агентства «Артефакт»).



Фестивальная колонка сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия статьи: //www.kino-teatr.ru/kino/art/festival/2476/