Летн(а)яя школа «Жар-птицы»


статья


21 июля 2012

Открытый всероссийский мастер-класс-фестиваль детского мультипликационного кино «Жар-Птица» проходит в Новосибирске уже 9-й раз, собирая детские анимационные фильмы и студии со всей России…
Впрочем, нет, лучше начать эту историю с самого начала. А в начале был «Поиск» - детская анимационная студия, созданная в новосибирском Академгородке почти 40 лет назад, в 1973-м году. Сегодня это название известно всем, кто связан с детским анимационным творчеством, и не только в России, но и в мире, поскольку «Поиск» - не только старейшая, но и славнейшая студия. В год они делают порядка 40 мультфильмов, и многие работы вполне способны были бы соревноваться за призы на взрослых фестивалях. Новосибирские мамы приводят на студию детей, начиная с 8 месяцев, так что уже трехлетки делают очаровательные и вполне складные фильмы (конечно, с помощью взрослых).

Руководитель студии Поиск и фестиваля Жар-птица Петр Иванович Анофриков
фото: Наталья Березовая

Опыт «Поиска» был настолько удачен, что руководитель студии Петр Иванович Анофриков с какого-то момента начал передавать его другим желающим работать с детьми. Так постепенно возникло еще несколько детских студий в Новосибирске, а затем и в других городах России, на «Поиске» была организована система стажировки, появились методические пособия. А в 2001-м году усилиями того же Анофрикова создан «Сибирский фонд развития детского кино», который, в свою очередь, учредил фестиваль «Жар-птица». Вернее, не фестиваль, а мастер-класс-фестиваль, поскольку основная идея «Жар-птицы» не в том, чтобы раздать дипломы лучшим работам, а в том, чтобы реальные и потенциальные руководители детских студий встретились и получили новый опыт.

Ребята учатся делать мимику для персонажей - экспериментируют на себе
фото: газета "Ранняя пташка"

Круг желающих расширяется с каждым годом. Если в первый год фестиваль имел дело с 17 студиями, то сегодня на связи с «Поиском» уже около 100 детских коллективов. И многие из них появились благодаря усилиям Анофрикова. За один этот год Петр Иванович совершил 6 поездок по Сибири, общался с губернаторами и местными администрациями, рассказывал, показывал, убеждал, искал и находил желающих создать детскую студию у себя в городе.
Новички приезжают на «Поиск» для стажировки и, конечно, на фестиваль «Жар-птица», где можно узнать, как работают другие студии, познакомиться с коллегами, набраться опыта и даже пообщаться с известными мастерами анимации. Взрослые участники фестиваля в шутку делятся на три категории: «Чайники», «Самовары» и «Титаны». Чайники - новички, Самовары - опытные, а Титаны - гости фестиваля (в этом году это режиссер Наталья Березовая, аниматор Евгения Жиркова и др.). Как определяет сам Анофриков, "Чайник, чтобы он закипел, нужно поставить на огонь, у Самовара огонь внутри, а у Титана хватает кипятка и пара на всех".

Церемония посвящения в Чайники
фото: газета "Ранняя пташка"

«Жар-птица»-2012 проходила в детском оздоровительном лагере им. Олега Кошевого и собрала 35 детских студий (одни приехали с большими детскими коллективами, других представляли только педагоги) из разных регионов России. Каждая студия делала своего рода презентацию – небольшой рассказ, плюс 10-12 минут детских мультфильмов. Из этого и состояла «конкурсная» часть фестиваля, каждый день - около 2-х часов просмотров с комментариями. Конкурс, впрочем, весьма условный, на «Жар-птице» нет ни жюри, ни серьезных призов. После показов дети и взрослые расходятся по разным комнатам, обсуждают увиденное и выбирают фаворитов. Впоследствии из решений Совета Подмастерьев (детей) и Совета Мастеров (взрослых) формируется лучшая десятка фестиваля.

Наталья Березовая и участники фестиваля на церемонии закрытия
фото: газета "Ранняя пташка"

Достаточно посмотреть на десятку-2012, чтобы оценить, насколько высок у нас уровень детского кино. Вот очень своеобразная кукольная история от студии «Дом» (г. Берск) про девочку, которая в 1812-м году спасает свой дом от французов. Многофигурные композиции, необычный сюжет, закадровый текст на французском; «Матренина медалька» – это настоящее кино, которое вполне можно смотреть без скидок на юный возраст создателей. Аналогично – с фильмом «Гуси-лебеди» (студия «Старая мельница», г. Новосибирск), где известная народная сказка излагается с помощью забавных бумажных кукол. Короткий фильм «Пропустите Скорую», сделанный на студии «Медиа» в Новосибирске хоть завтра ставь на ТВ в качестве социальной рекламы (думается, взрослым придется попотеть, чтобы сделать "социалку" с таким уровнем воздействия). А фильм «ДСП» (челябинской студии «Видимо-невидимо») смело можно отправлять на Суздальский фестиваль, где у него будут хорошие шансы если не на приз, то хотя бы на диплом. Впрочем, есть и очаровательные чисто детские работы, в которых умиляет спонтанная фантазия, непредсказуемость и славный рисунок. Вроде «Силы морского моря», где изображена фантазийная морская история про кита, у которого злобная золотая рыбка украла фонтан. Возвращать китовую силу отправляются морская звезда-разведчик, осьминог-каратист и морской еж с картой (студия «Печка», г. Самара). Или сделанного в технике объектной анимации «Жадного кошелька», где кошелек заглатывает очень много монеток, и это плохо для него заканчивается (студия «Рыжий воробей», г. Новосибирск).

Режиссер Наталья Березовая проводит зарядку для детей - в специально устроенном для этого перерыве во время конкурсного просмотра
фото: газета "Ранняя пташка"

На самом фестивале соревновательные элементы не очень-то акцентируются. «Жар-птица» - как раз тот случай, когда участие намного важнее победы. Большая часть фестивального дня посвящена мастер-классам "Титанов", занятиям "Самоваров", лекциям и прочим обучающим моментам. Из мастер-классов получаются к концу фестиваля маленькие коллективные мультфильмы: взрослый (фильм «чайников») и детский. А из лекций и обсуждений – бесценный опыт для педагогов, который они нигде больше не смогут получить.
И, конечно, как у настоящего анимационного фестиваля, у «Жар-птицы» множество праздников и разных милых традиций. В этом году на открытии было театральное представление (сыгранное самими же детьми-участниками) про то, как Снежная королева похитила кинопроектор, а другие сказочные герои спасали оборудование для кинопоказа. А в середине «жар-птицевской» недели состоялся «армянский вечер» с танцами и прочими красивостями. В общем-то, редкий час на фестивале проходит без какой-нибудь милой штучки. Например, во время конкурсных просмотров случаются перерывы на «зарядку», когда дети дергают себя за уши и носы, чтобы отдохнуть перед следующей порцией фильмов. А в самом конце «Жар-птицы» гости приклеивают на спины друг друга бумажки с пожеланиями и теплыми словами.

По традиции, в последний день фестиваля, все клеют друг другу на спину записочки с пожеланиями и теплыми словами
фото: газета "Ранняя пташка"

Хотелось бы обойтись без ложки дегтя в этом рассказе, однако в России мед без дегтя редко можно увидеть. На сайте «Поиска», с которого все начиналось и благодаря которому в России существует мощнейшее детско-анимационное студийство, можно прочитать, что студия является счастливым обладателем 1000 кв. м. площади. Только вот нет на ресурсе фотографии этого великолепия. А выглядит оно так:

Это помещение, в котором располагается студия Поиск
фото: Наталья Березовая

Все 40 лет «Поиск» существует в ужасном бараке, который в последние годы находится уже в аварийном состоянии, и под угрозой закрытия из-за несоответствия нормам пожарной безопасности. То есть в любой момент все описанное выше может исчезнуть, и не известно, есть ли сила, способная этому помешать.

Наталья Березовая, Мария Терещенко
Фото: Татьяны Одинцовой (а также др. корреспондентов фестивальной газеты «Ранняя пташка») и Натальи Березовой



Фестивальная колонка сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия статьи: //www.kino-teatr.ru/kino/art/festival/2523/