Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

В Санкт-Петербурге завершился 10-дневный Кинофорум, основная идея которого заключалась в единовременном проведении в городе четырех разных кинофестивалей. Задача по превращению Питера на эти дни в большой многозальный кинотеатр по сути выполнена: городские власти инициировали мощную рекламную кампанию - постеры, флаеры, баннеры, светящиеся экраны с заставкой всех фестивалей встречали нас на каждом шагу, и как громом с небес поразила голосовая реклама на эскалаторах метро. Фантастика: в то время, как в первопрестольной людей зазывают только на православные ярмарки, культурная столица приглашает своих жителей и гостей в кино! Реклама сделала свое дело, и люди пришли в кинотеатры. Залы были полные, особенно на вечерних сеансах. Этому способствовало еще одно несомненное благо - билеты на все сеансы стоили 100 рублей, а для студентов и пенсионеров - 50. Москвичи, почувствуйте разницу. Тем, кто летом с боем пробивается на Московский МКФ, приходится отстегивать по 450 за не всегда хорошее кино.
Ценовая политика в кинозалах - это также заслуга городской администрации, которая всем сердцем желает, чтобы в Питере был свой Большой Фестиваль. Единый пресс-центр располагался в доме Радио, там проходили пресс-конференции на очень высоком уровне - с синхронным переводом в наушник, видеотрансляцией, тут же - вайфай, компьютеры и кофе за 40 рублей. Итак, внешне все очень пристойно, ну а что же внутри?

финальная пресс-конференция Послания к человеку

Кинофорум-2012 - это одна общая "крыша" (читай - финансирование) и четыре независимых друг от друга кинофестиваля со своими программами, организаторами и фестивальными площадками: «Послание к Человеку», «Виват, кино России», «Начало» и Санкт-Петербургский МКФ. Первый из списка - старейший кинофестиваль в городе, над формированием последнего как над философским камнем бьются уже не первый год очень разные люди.

Поскольку кино-события в Питере в эти дни исчислялись даже не сотнями, а тысячами, критикам и журналистам пришлось выбирать, где работать и что освещать. Мои же личные предпочтения заблаговременно были отданы «Посланию к человеку», как самому интересному фестивалю, с внятной концепцией и сильной программой, фильмы которой нигде больше не увидишь.
«Послание к человеку» - фестиваль документального кино. В программе есть несколько игровых фильмов, которые показываются в определенном контексте. «За Маркса» Светланы Басковой в связке с ее же документальной картиной «Одно движение - сопротивление»; «В тумане» Сергея Лозницы сразу после российской премьеры его нового неигрового фильма «Чудо святого Антония», снятого на одноименном празднике на севере Португалии. Впрочем, о соотношении игрового и неигрового лучше всего сказал в интервью Виктор Косаковский: «Лучшее игровое кино похоже на документальное, а лучшее документальное - на игровое». В самом деле, границы эти надуманные, условные. «Если зритель сидит и смотрит не отрываясь, какая разница, игровое кино или документальное?»

Виктор Косаковский

Виктор Косаковский представлял на фестивале «Там, где летают кондоры», - новую картину о самом себе и фильме «Да здравствуют антиподы!», снятую его чилийским другом К.Кляйном. Перед сеансом Виктор говорил, что он картины не видел, что это глупая затея - снимать фильм о нем, что он не хочет ее смотреть, чтобы не поссориться потом с другом. Не знаю, как Виктору (кажется, он все-таки посмотрел начало, а потом ушел), а зрителям фильм очень понравился. Пожалуй, это один из лучших фильмов о фильме на свете. Картина о добрейшем человеке, мастер-класс замечательного режиссера, история о том, как рождается на свет грандиозное кино.

Антуан Каттин получает специальный приз за фильм Плейбек

Еще одним фильмом о фильме фестиваль открывался (а всего его за эти дни показали трижды, и каждый раз при полном зале) - это «Плэйбек» Антуана Каттина и Павла Костомарова о том, как Алексей Герман мучительно, трудно, долго и еще раз мучительно снимает свой все знают какой фильм. Страшные нечеловеческие муки испытывают все члены группы, каждый план дается неимоверными усилиями, ощущение, что годы уходят на то, чтобы снять эпизод. Время идет, политическая ситуация в стране меняется, и фильм, которого все еще нет, обретает новый смысл. В картине есть еще одна драматургическая линия - швейцарец Антуан Каттин сравнивает себя с героем Стругацких, с Руматой. Ведь он тоже человек, отправившийся изучать другую планету - Россию, да так там и оставшийся. Кино обязательно к просмотру всем, кто хоть раз задавался вопросом: «Ну, когда же Герман закончит «Трудно быть богом»? После просмотра, кажется, что НИКОГДА. И тем нестерпимей желание заполучить этот фильм, который, кажется, может быть таким мощным, что взорвет страну изнутри и сделает то, что не может сделать ни политическая оппозиция, ни гражданское самосознание.
Кстати, из этого фильма выясняется удивительный факт: оказывается, Герман в 2005 году подарил Путину книгу «Трудно быть богом», посоветовав сделать ее настольной книгой, и снабдил подарок ремаркой «Когда торжествуют серые, к власти приходят черные». По всей видимости, Владимир Владимирович не прочитал.

Алексей Герман на церемонии открытия фестиваля Послание к человеку

Вообще, программа «Послания к Человеку» на редкость волюнтаристская: тут и «Поцелуй Путина», и «Завтра», и «Транслитики» - фильм, на 200% попадающий под пресловутый закон о пропаганде гомосексуализма. Эта картина получила на закрытии два спецприза, и нетрадиционные режиссеры весело кричали со сцены «Да здравствуют геи, лесбиянки и Санкт-Петербург», чем смутили чопорную консервативную московскую публику (irony). На заключительной пресс-конференции вице-губернатор Василий Кичеджи отметил, что Правительство намеренно не принимало участия в редакционной политике, предоставив фестивалю самому решать, какие работы показывать в программе.

Единственная накладка вышла с запрещенным в России фильмом «Клип» Майи Милош, ранее заявленным в программе. Его так и не рискнули показать. Такое решение принял президент фестиваля Алексей Учитель.
Всего на фестивале показали более 300 фильмов, половина из них в трех конкурсных программах, оцениваемых тремя разными жюри. Жюри международного конкурса возглавлял австрийский документалист Михаэль Главоггер, жюри национального конкурса «Окно в Россию» - Марина Разбежкина, экспериментальный конкурс «In silico» оценивало жюри под председательством классика английского авангарда Джона Смита. О том, какие фильмы выиграли Кентавров, какие получили почетные дипломы и спец-призы, можно прочитать на официальном сайте фестиваля, их слишком много. Стоит только отметить что в национальном конкурсе жюри приняло решение не давать Гран-при по причине того, что они «не нашли фильм, который отвечает задачам фестиваля и отражает наше хаотичное, разрушительное, но очень интересное время». Означает ли это, что в этом году в России снято не очень много хороших фильмов или же фестивальная конкуренция слишком сильна, и хорошие картины "уходят" на другие смотры, сказать трудно. Парад фестивалей документального кино только начался, впереди "Флаэртиана", "Россия", "Артдокфест". Итоги года будем подводить позже.

«Послание к Человеку». Кинофорум.

Во время фестиваля оперативно работала дружелюбная и профессиональная команда, на сайт оперативно выкладывались ролики с церемоний закрытия и открытия, записи пресс-конференций, а также короткие интервью с участниками и гостями фестиваля (рекомендую послушать Косаковского). Там же можно найти большую фотогалерею. Церемония открытия и закрытия проходила в одном из павильонов Ленфильма, где все, а особенно внутренний дворик, выглядит фактурно и грустно, но витает ангел надежды на то, что студия заработает.

Постфактум организаторы и гости сошлись в том, что фестиваль "Послание к человеку" в этом году удался, что программу собрали сильную, жюри - представительное, и все отметили главное достижение - зрители пришли. Но тем не менее, остался неразрешенным принципиальный вопрос: стоит ли в дальнейшем продолжать работать в составе Кинофорума или надо отмежеваться от него, во избежание «слипания нескольких фестивалей в один плотный комок»? Введение единой системы финансирования и общего организационного центра - это ничто иное, как построение вертикали власти внутри киносообщества. Такие меры неизбежно приведут к наращиванию влияния "сверху", ограничению самостоятельности и свободы, ломке существующих связей. Не исключено, что Большой Фестиваль в Санкт-Петербурге будет. Но если он и расцветет пышным цветом, то на костях множества людей. Впрочем, восхитительный Питер тоже построен на костях. Традиции.

Кентавр

Со стороны же заметна лишь легкая организационная неразбериха. Событий много. Легко перепутать... не только сеанс, но даже фестиваль! «Простите, я что-то не понимаю по программе, какой сейчас в большом зале сеанс?» - «Нет-нет, это вообще не наш фестиваль, а другой» …А ведь не только журналистам приходится делать выбор - какой фестиваль освещать, зрителям еще проще запутаться в названиях, программах, каталогах и расписании. «Шла на «Дочь», а попала на эту фигню», - возмущается бабушка на сеансе Басковой. «Простите, а это что, уже фильм начался?», - спрашивает другая, впервые похоже увидев на экране документальный фильм. Зритель хочет в кино, зритель хочет понимать, куда он пришел. Нужно ли поражать воображение людей чрезмерным разнообразием? Кто сможет разобраться в программе, состоящей из тысячи названий? Как фестивалям донести свое послание до зрителя? Ведь фестивали разные, у них разные задачи, а не просто желание показать хорошее кино.
Каждый нормальный человек предпочтет четыре маленьких фестиваля одному разнородному уродливому конгломерату. Но, похоже, там, наверху, другое мнение.

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

драма, экранизация
СССР, 1984
комедия, семейное кино
США, 1921
драма, приключения
Россия, 2018
исторический фильм, триллер
Швеция, 2019
драма
Канада, 2019
военный фильм, драма, исторический фильм, триллер
Гонконг, Китай, США, 2019
биография, боевик, драма, спортивный фильм, экранизация
США, 2019
биография, музыкальный фильм
Россия, 2019
боевик, комедия, приключения
США, 2019
биография, драма, исторический фильм
Италия, Россия, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен