Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

6 июня на Кинотавре были показаны конкурсные фильмы Ирины Волковой «Диалоги» и «Майор» Юрия Быкова, 7 июня - картины «В ожидании моря» Бахтияра Худойназарова и «Географ глобус пропил» Александра Велединского.


Дебютный фильм Ирины Волковой «Диалоги» состоит из пяти новелл («Коктейль», «День рождения», «Запах», «Пистолет» и «Чайки»), пяти диалогов, в которых люди, преодолевая немоту, "пытаются сказать о самом важном". Люди разные, но из беседы сына с отцом, двух друзей, парня с молодой женой и других выкристаллизовывается один герой, и он ищет взаимопонимания, иными словами - счастья. Изначально новелл было девять, диалоги написал Константин Стешик, которые были переработаны Ириной в сценарий фильма.
«Этот проект экспериментальный», - говорит Ирина, - «Ведь обычно мы привыкли в кинематографе уходить от диалогов и решать задачи пластически. Пожалуй, лишь герои сериалов могут беседовать много».

24 «Кинотавр»: день пятый и шестой

Оператор фильма Константин Постников снимал картину на фотоаппарат, при этом для каждой новеллы было найдено свое изобразительное решение. «Пистолет» снят одним планом, «Запах» на крупных и сверхкрупных планах, а в «Чайках» много движения камеры. С «Чаек» все и начиналось, после того, как эпизод был снят, Ирина принесла его продюсеру Сергею Сельянову, и он поддержал картину. Тем не менее, фильм снимался за очень небольшие деньги и все актеры и режиссерская группа работали в нем без гонораров.

24 «Кинотавр»: день пятый и шестой

В фильме снимались актеры разных школ: драматические артисты олдскул, а именно Владимир Меньшов, артисты из театра.док Алексей Маслодудов и Сергей Овчинников, любимцы Кинотавра Мария Шалаева и Александр Яценко, а также Евгений Стычкин, Ольга Сутулова, Евгений Цыганов, Агния Кузнецова, Алексей Юдников, Роман Артемьев.

24 «Кинотавр»: день пятый и шестой

Фильм получился воздушный, не перегруженный глобальными идеями. По сути это картина-просьба быть внимательными друг к другу, слышать близких, замечать мелочи.

24 «Кинотавр»: день пятый и шестой


*
Картина «Майор» Юрия Быкова продолжает тему, начатую режиссером в его фильмах «Начальник» и «Жить». В ней режиссер задает себе и зрителю все те же серьезные вопросы: На что ты готов пойти, чтобы защитить то, что тебе важно? Где та грань, за которой человек становится животным? Что такое сила и слабость? По обыкновению, Быков, драматургически точен, а его фильм похож на капкан, в который он загоняет не только своих героев, но и зрителей. В фильме два главных действующих лица - майор Соболев, который сбивает на дороге мальчика и его друг и коллега Коршунов, который заметает за ним следы.

24 «Кинотавр»: день пятый и шестой

Соболев (Денис Шведов) сначала пугается, зовет на помощь «своих», а затем, видя к каким последствиям это ведет, раскаивается и хочет остановить несправидливость, взять на себя ответственность за случившееся («Надо будет - сяду»), но становится все только хуже. Коршунов (его сыграл сам Юрий Быков) четко делит мир на «своих» и «чужих», в его системе координат «своих» не бросают, поэтому он бескорыстно помогает другу, переступая через чужие жизни, чувства и законы морали. «Никому не будет хорошо».

24 «Кинотавр»: день пятый и шестой

Юрий утверждает, что фильм не о полиции, а о морально утвердившихся корпоративных нормах жизни, о мире, поделенном на «своих» и «чужих». «Посыл фильма: хватит игнорировать общечеловеческие ценности. Все вдруг поверили, что так можно жить, а так жить нельзя. Нельзя обманывать, убивать, потому что якобы надо убивать», - говорит режиссер. При этом он оправдывает такую полицию, показывает, что они живут и действуют так, а не иначе из-за диктата обстоятельств, работа у них такая, ежедневный риск, нервы, и у всех язва желудка. Трудно согласиться, что человек, который убивает ради корпоративной солидарности не только чужих, но и тех своих, кто перестает играть по правилам, шантажирующий своего товарища женой и новорожденным ребенком, является жертвой обстоятельств и нуждается в жалости. Между тем, Юрий Быков назвал своего Коршунова «самым положительным героем, несмотря на все его злодеяния». Впрочем, "положительный" означало всего лишь "уверенный в том, что он поступает правильно".

24 «Кинотавр»: день пятый и шестой

Продюсерами фильма стали Алексей Учитель и его жена Кира Саксаганская, а главную женскую роль исполнила актриса Ирина Низина. Фильм выйдет в прокат в России уже 8 августа.


*

«В ожидании моря» Бахтияра Худойназарова - фильм с наибольшем количеством продюсеров (13) и стран копродукции (6). Главный герой Марат в исполнении Егора Бероева - капитан рыболовецкого судна, который потерял корабль во время шторма. Судно затонуло вместе с командой и любимой девушкой, а самого капитана выбросило на берег. Через несколько лет Марат возвращается в городок, где его до сих пор проклинают жители, и узнает, что море ушло, оставив после себя огромную соляную пустыню. Герой находит свой поржавевший корабль и, обуреваемый навязчивой идеей вновь выйти в море, тащит его по соляной пустыне вручную.

24 «Кинотавр»: день пятый и шестой

Море в картине не названо - не то Каспийское, не то Аральское, но, впрочем, это не столь важно, поскольку оно - лишь метафора. Море - это жизнь, нет моря - нет жизни, человек создан для моря, как птица для полета и т.д. Бахтияр Худойназаров («Лунный папа») - режиссер советской киношколы, но с восточным менталитетом, и фильм у него получился восточный не только по рисунку и колориту, но и по сути: в нем есть мудрые аксакалы, изречения в стиле Омара Хайяма, и общий философский замысел тоже весьма ориентален. Ожидание моря, как ожидание счастья, а путь к нему - образ всей человеческой жизни, на которой герой теряет и обретает друзей, любовь и самого себя.

24 «Кинотавр»: день пятый и шестой

Несмотря на такое обширное производство и запоминающуюся сцену секса на арбузах, фильм вряд ли сыщет успех на фестивале, но, возможно, будет востребован у телезрителей.


*

Александр Велединский находится на пике режиссерской формы. «Географ глобус пропил» - лучший его фильм и самый сильный на всём фестивале. По большому счету, «Кинотавр» можно было заканчивать ещё вчера. Это большая, яркая, масштабная, глубокая картина, которую в России должен посмотреть (и, уверены, посмотрит) каждый. Предыдущие фильмы Велединского - «Русское», «Живой» ругали за не всегда логичный монтаж и затянутые планы, в «Географе» же нет ни одного лишнего кадра. Два часа ничем не замутненного удовольствия, 125 минут настоящего большого кинематографа. Впрочем, каким фильм выйдет в прокат - еще не известно. На Кинотавре показали длинную, режиссерскую версию фильма, но существует более короткий прокатный вариант.
24 «Кинотавр»: день пятый и шестой

«Географ глобус пропил» - экранизация одноименного романа Алексея Иванова, иллюстрирующего житие Виктора Служкина (Константин Хабенский), современного святого, алкоголика, биолога, который от безденежья пошел работать в школу учителем географии. Велединский отказался от некоторых сюжетных линий романа, например, от детских воспоминаний Служкина, но история запутавшегося в отношениях с жизнью, женщинами и алкоголем учителя ни капли не потеряла своего очарования. В большой степени, это кино рассказывает о каждом из нас, примиряет с невыносимостью бытия и оставляет тебя счастливым.

24 «Кинотавр»: день пятый и шестой

Кроме великой актёрской работы Хабенского, за которую он должен получить не один приз, в картине отлично поработали Елена Лядова и дебютантка Анфиса Черных. Актёры-талисманы Велединского Александр Робак и Максим Лагашкин в ролях "работающего коррупционером" Будкина и усатого полицейского Колесникова - также чертовски органичны и обаятельны.
Финальные титры сопровождали длительные овации, а на следующий день после премьеры съемочная группа принимала поздравления на пресс-конференции, а все социальные сети переполнены восхищенными отзывами.
С трансляцией пресс-конференции можно ознакомиться.

24 «Кинотавр»: день пятый и шестой

Ссылки по теме:

Расписание на лето. Обзор главных летних кинофестивалей.
Программа 24 «Кинотавра»
24 Кинотавр: Открытие
Итоги 23-его «Кинотавра»
24 «Кинотавр»: день второй
24 «Кинотавр»: день третий
24 «Кинотавр»: день четвертый

Афиша кино >>

драма, экранизация
США, 1994
боевик, научная фантастика, триллер
США, 1991
детский фильм, семейное кино, фэнтези
Мексика, 2019
Грузия, Россия, 2019
комедия, фильм ужасов
США, 2019
биография
Франция, 2019
драма, исторический фильм
Франция, 2019
драма, триллер
Россия, 2019
драма
Россия, 2019
драма
Армения, Россия, 2018
драма, комедия, приключения
США, 2019
боевик, приключения
Россия, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен