Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Два года назад у фестиваля в Аннеси сменился художественный руководитель. Любимый и уважаемый всеми Серж Бромберг оставил этот пост, а на его место пришел Марсель Жан - канадец, бывший соратник и во многом единомышленник славного директора Оттавского фестиваля Криса Робинсона. Еще тогда было понятно, что за новым назначением последуют существенные перемены в художественной политике Аннеси. Однако никто не ожидал, что перемены коснутся всего художественного устройства. Однако вслед за Бромбергом ушла и исполнительный директор фестиваля Тициана Лоски - и в результате за эти два года в Аннеси изменилось если не все, то очень многое. В административном плане фестиваль решительно изменил систему резервации показов. Если раньше нужно было заранее резервировать "билеты" на конкурсные программы в основные залы, тогда как на периферийные площадки и специальные показы не требовали заблаговременного бронирования, то теперь отмечаться нужно на всем, кроме того, Аннеси упразднил бумажные билеты, а на бейджики гостей и участников проставил штрих-коды, которые, собственно, и содержат информацию о предварительном бронировании.
Регистрация участников фестиваля Аннеси /G. Piel CITIA
Со стороны так, конечно, круче и прогрессивнее, однако нововведения естественным образом спровоцировали неразбериху - мало что огромные очереди за аккредитациями (с новым оборудованием фестивальный персонал обращаться еще не научился), так еще и толпы перед показами. На первом сеансе в многозальник Декавизьон страшно было войти, а уж разобраться, где какая очередь, и вовсе представлялось невозможным, поскольку вместо очередей стояла сплошная и плотная толпа. Начало многих показов в первый день задерживали чуть не на полчаса, а залы зачастую оказывались полупустыми, хоть система онлайн-бронирования еще неделю назад сообщала об отсутствии мест на что бы то ни было.
Регистрация участников Аннеси /G. Piel CITIA
В такой ситуации спасало только настроение самих участников, которые вели себя цивилизованно, не усугубляя общую неразбериху. Оно и верно: на фестиваль приезжают не за комфортом, а за фильмами, и только их качество, а не уровень обслуживания, определяет облик фестиваля и отношение к нему.
По предварительным ощущениям программа вызывала опасения также. Дело в том, что Аннеси еще раньше отменил селекционную комиссию, так что отбором фильмов занимается теперь сам Марсель Жан, который, судя по его реноме, должен любить все остро экспериментальное, странное и брутальное. Списки и картинки в каталоге заставляли думать, что конкурс Аннеси будет в этом году донельзя похож на фестиваль в Оттаве. Тот, конечно, весьма хорош и интересен - как смотр экспериментального кино, однако от Аннеси, как от центрального фестиваля, все ждут бОльшей широты взглядов, нешуточного разнообразия и репрезентативности по отношению к самым разным из существующих в мире трендов.
Снег, реж. Ивана Шебестова
Первый короткометражный конкурс одновременно и подтвердил, и опроверг прогнозы. Конечно, рано еще судить, но по первой программе создается ощущение, что Марселю Жану удалось сохранить баланс, представив в своем конкурсе необычное разных сортов и видов, работы действительно любопытные и по-своему экспериментальные, однако достаточно разнообразные в сущности своих экспериментов.
Несколько фильмов были посвящены природе и специфике творческого процесса. "Заклинание" англичанина Роберта Моргана изображает аниматора-кукольника, который одушевляет покадрово плюшевого медведя, однако вскоре сам становится куклой для одушевления, тогда как новая ипостась медведя оказывается у кнопки камеры. Еще один английский режиссер Мики Плиз, получивший в прошлые годы за свой анимационный дебют несметное количество призов, изобразил муки художника, пытающегося создать мир и вечно недовольного своей работой. Как и в предыдущем фильме Плиз использовал для анимационных кукол и декораций подобие пенопласта собственного изобретения.
Мэрилин Миллер, реж. Мики Плиз
Куда более развернуто и витиевато рассказывает о творчестве как о сублимации Ивана Шебестова из Словении. По дизайну ее новый "Снег" похож на ее первый фильм "Четыре" - легкое ретро, изящная орнаментальность, техника перекладки. А по построению сюжета тут чувствуется родство не только с "Четыре" (история тоже рассказана изощренно и витиевато), но и другим словенским фильмом "Болесь", показывавшимся на Аннеси в прошлом году.
Главная героиня "Снега" - романтичная владелица кафе Майя, которая живет и дышит письмами от своего возлюбленного. Тот, увы, далеко, в путешествиях, преодолевает расстояния и опасности, чтобы найти идеально симметричную снежинку. Подруги выходят замуж и рожают детей, а Майя не живет от письма до письма, и душа ее в далеких далях.
Если в этих трех фильмах можно было найти интересную концептуальность литературного толка, то работа "Чувство прикосновения" Жана-Шарля Мботти Малоло привлекала скорее кинематографической замысловатостью. Речь в фильме про пару влюбленных: он страдает аллергией и обсессивно-компульсивным расстройством, а она ведет себя слишком свободно, притаскивает в дом котят, оставляет крошки на столе. История - довольно банальная и не стоила бы внимания, однако режиссер сделал своих героев глухо-немыми, поэтому общаются они на языке жестов, а отношения выясняют через танец с необычайной пластикой и хореографией. Подстать и звук, который иногда работает в обычном режиме, а порой предлагает нам услышать мир "ушами" глухого - звуки, похожие на шум морской раковины, биение собственного сердца, ритм дыхания и далекие-далекие шумы, суть которых сложно распознать.
Чувство прикосновения, реж. Жан-Шарль Мботти Малоло
Новая работа японца Мирае Мизуе, как и следовало ожидать, - это абстрактное кино. Очередные орнаментальные инфузории-туфельки, которыми Мизуе давно очаровал уже весь фестивальный мир, перемежаются здесь с другими форматами беспредметного кино: чуть живописи, чуть экспрессивного рисунка. Фильм называется "Чудо", и посвятил его Мизуе своему учителю, сумевшему показать ему чудо анимации.
Нет рыбы, куда пойти, реж. Никола Лемэй, Янис Надё
Конечно, рядом со всеми этими чисто художественными разговорами нашлось место и для политического высказывания (какой же европейский фестиваль может без этого?) "Нет рыбы, куда пойти" - это притча про дискриминацию и геноцид. В одном городе люди в красных башмаках ночью одеваются в костюмы воронов и убивают или изгоняют из города людей без красных башмаков. Причины не понятны и, кажется, в этом суть: в утверждении, что геноцид не может иметь объяснений. Фильм был сделан в Канаде Николаем Лемэйем и Жанис Надё и даром, что содержание политически-концептуальное, по дизайну он напоминает светлую и замечательную детскую сказку, решенную в акварельных тонах и наполненную милыми забавными персонажами.
Главное событие первого дня фестиваля - это церемония открытия. Аннеси далеко не всегда радует именно этим показом. Например, в прошлом году они демонстрировали на открытии "Университет монстров". В этом году все сложилось куда удачнее: открывался фестиваль "Принцессой Кагуей" Исао Такахаты. Сам 79-летний японец вышел перед показом на сцену, а Марсель Жан торжественно вручил ему кристалл Аннеси за вклад в искусство.
Арт-директор Аннеси Марсель Жан (слева) и режиссер Исао Такахата на церемонии открытия фестиваля/G. Piel CITIA
"Принцесса Кагуя" - фильм не просто хороший, но и знаковый. Дело в том, что обычно знаменитая студия "Гибли" выпускает примерно по фильму в год. Исключением стал "дуплет" "Мой сосед Тоторо" (Хаяо Миядзаки) и "Могила светлячков" (Такахата). Теперь, спустя 25 лет, студия решила повторить этот подвиг и в прошлом году завершила "Ветер крепчает" (Миядзаки) и "Принцессу Кагую" (Такахата), которые, вероятнее всего, станут прощальными фильмами для обоих режиссеров и, как многие опасаются, прощальными фильмами для студии в целом, ибо сложно представить, как "Гибли" сможет продолжить свое полноценное существование без двух основных мастеров.
Принцесса Кагуя, реж. Исао Такахата
Про "Принцессу Кагую" многие уже говорили и писали хорошо, и фильм действительно выше всяких похвал. 137 минут чистого художественного совершенства: великолепная японская графика, нежнейшая музыка авторства знаменитого Дзё Хисаиси и тонкая, прекрасная история про девочку из бамбука. Сама сказка, довольно в Японии известная, и в целом незамысловатая, строится вокруг архетипического сюжета о найденыше, которого воспитывают простые люди. И хотя бедняки изначально подозревают, что девочка чудесная, об истинной природе ребенка узнают они нескоро: между тем, девочка оказывается дочерью Короля Луны. И хотя для тех, кто с самой историей не знаком, данный поворот сюжета становится полной неожиданностью, данный пересказ вряд ли можно счесть спойлером: испортить просмотр этого фильма не может никакое предварительное знание, куда вероятнее это сделает сосед, жующий поп-корн или говорящий по мобильному телефону. "Принцесса Кагуя" категорически не сочетается ни с тем, ни с другим, и вообще не предназначена для тех, кто ищет в кинотеатре примитивных развлечений. Неспешный, созерцательный, сосредоточенный на деталях материального мира, маленьких обычаях и обрядах, повседневных заботах, полутонах и полуэмоциях, снах и фантазиях, страхах и небольших происшествиях, фильм "Принцесса Кагуя" - это невероятная по своей насыщенности песнь жизни такой, какая она есть - со всеми ее радостями и тяготами.
Принцесса Кагуя, реж. Исао Такахата
Традиционно полнометражный фильм открытия - неконкурсный, и отчасти это, конечно, жаль, поскольку конкурсные работы в категории "полный метр" выглядят пока куда слабее.
"Измены" культового американца Билла Плимптона кажется слишком сентиментальным и затянутым. Здесь мало обычного для Плимптона черного юмора, много эмоциональных перехлестов, да и сама история кажется слегка натянутой. Живут себе прекрасно молодожены, обожают друг друга, а тут злопыхательница, претендующая на мужа, но не умеющая его соблазнить, подсовывает супругу фотографию, где любимая его переодевается в толпе мужских манекенов. Он весь в горе, начинает изменять напропалую, жена узнает - ну и находит невероятно благородное, возвышенное и жертвенное решение для сложившейся ситуации.
Плимптон, конечно, все равно остается Плимптоном - со своим великолепным рисунком, экспрессивно-выразительной пластикой персонажей и ярким, слегка сюрреалистичным образным строем, однако "Измены" вряд ли можно назвать самой сильной работой автора.
Измены, реж. Билл Плимптон
Слегка разочаровал и кореец Санг-Хо Йеон, представляющий в конкурсной программе фильм "Мошенничество". По сравнению с его предыдущей работой "Король свиней", новый фильм кажется слишком запутанным по сюжету и не поражает глубиной идеи. Главное, чем примечательно это кино, так это - необычным положительным героем. История рассказывает о группе мошенников, которые организуют в отдельно взятой деревне альтернативный религиозный культ: у них свой лжемессия, который воскрешает мертвых, свои ритуалы и святые объекты. На словах ребята эти вполне неплохи, проповеди лже-мессии имеют смысл, а внешний вид у всей команды - вполне цивилизованный. Противостоит же им абсолютнейший тупой мерзавец, который не вызывает у зрителя не малейшей симпатии, всем хамит, лезет в драку, избивает жену и дочь, отбирает у них деньги. Так что весь фильм даже не знаешь, за кого "болеть" в этой схватке, однако вывод режиссера очевиден: грубое хамло лучше циничных злодеев.
Мошенничество, реж. Йеон Сэн-Хо
Не обошлось в полнометражном конкурсе и без по-настоящему странного. "Лиза Лимон и Марок Апельсин" - это такой "Чиполлино" для взрослых: зашитая в форму анимационной оперы с поющими персонажами-фруктами история о любви и поиске лучшей доли. Группа апельсинов на лодке через ураганы приплывает в страну Лимонов, надеясь на свободу, равенство и братство. Многие погибают по дороге, однако и выжившим приходится отнюдь не сладко. На фоне такой истории разворачивается (хоть и довольно невнятно) сюжет о любви между апельсином и лимонкой.
Лиза Лимон и Марок Апельсин, реж. Майт Лаас
Тем временем фестиваль в Аннеси продолжается. Полнометражному жюри предстоит увидеть еще 6 фильмов, короткометражному - еще 5 программ. Также на фестивале существует конкурс студенческих работ, прикладной анимации и ТВ-проектов. Не говоря о специальных показах и ретроспективах. Обо всем этом еще пойдет речь в нашем фестивальном дневнике.

обсуждение >>

№ 3
Правдоискатель   12.06.2014 - 00:54
... Зачем же так пессимистично? Есть Хиромаса Ёнэбаяси, у которого в этом году выходит второй фильм (его "Ариэтти" была довольно мила и понравилась мне больше, чем "Поньо", например),... читать далее>>
№ 2
Маша Терещенко (Москва)   11.06.2014 - 19:28
Не могу сказать, это был бы жесточайший спойлер, ибо решение действительно неожиданное, фантастическое - и в этом главная интрига фильма :)) читать далее>>
№ 1
Катер (Москва)   11.06.2014 - 14:42
"Он весь в горе, начинает изменять напропалую, жена узнает - ну и находит невероятно благородное, возвышенное и жертвенное решение для сложившейся ситуации". Очень интересно, какое?! читать далее>>
Поиск по меткам

Афиша кино >>

аниме
Япония, 1988
фильм ужасов
Великобритания, 2019
драма, комедия
США, 2020
драма, комедия, криминальный фильм
США, 2019
комедия, мелодрама
Россия, 2020
биография, драма
Россия, 2021
драма
Великобритания, Италия, Россия, Эстония, 2020
комедия, мелодрама
Россия, 2020
молодежный фильм, триллер
Беларусь, 2020
драма
Великобритания, США, 2019
биография
Италия, 2019
психологический триллер
Россия, Финляндия, 2020
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен