Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Третий возраст?

36-й ММКФ: Жан-Люк Годар и Ален Рене

В прошлом году на фестивале появилась новая программа "Третий возраст" - ретроспектива о жизни пожилых людей. Придумал ее Кирилл Разлогов, убедившийся после "Любви" Ханеке, что для современного кинематографа, да и для жизни в целом, характерно внимание к старению - старению населения, старению восприятия, старению самих себя. В этом году программу оставили, но, словно в противовес, на фестиваль привезли несколько работ известных французов третьего возраста, фильмы которых - едва ли не самое молодое кино на всем ММКФ.
Речь идет о картинах "Мы тебя любим, мерзавец" Клода Лелуша, который сам представил ее в Москве, "Ревность" Филиппа Гарреля, участвовавший в прошлогоднем Венецианском МКФ, но до России так и не добравшийся, но в первую очередь, речь, конечно, о Жане-Люке Годаре и Алане Рене.

36-й ММКФ: Жан-Люк Годар и Ален Рене

Годар шагает впереди и в свои 80+ удивляет дерзкими экспериментами, доводя зрителя в тридэ-очках до приступов эпилепсии мельтешащим изображением и полифонической озвучкой, но при этом продолжает оставаться тем самым Годаром, которого мы любим - язвительным и дерзким. Тема картины "Прощай, речь", получившей спецприз жюри на каннском фестивале этого года, - потеря коммуникации между людьми. Слова по Годару перестали передавать суть вещей, впрочем эту революционную идею он транслирует все последние 50 лет.
36-й ММКФ: Жан-Люк Годар и Ален Рене
Фильм требует многократного просмотра, потому что с первого раза главным предметом внимания становятся визуальные фокусы, которые режиссер проделывает с новым для него форматом, открывая для себя и для нас доселе неизведанные возможности 3D. На некоторых кадрах фильма требуется отчаянно мигать, потому что каждый глаз видит свою картинку, на других - раскачиваться в креслах, и тогда некоторые предметы на экране двигаются. Такое насыщенное интерактивное взаимодействие с изображением исключает возможность вникать в текст, которому, как всегда у Годара, свойственна "цитатная распутность". Фильм начинается люмьеровским поездом и заканчивается отсылкой к вирусному ролику на Youtube, из него можно выудить Сартра, Достоевского, классиков немецкого экспрессионизма. Но даже если вы гордитесь своим IQ, и в конце второго просмотра останется раздражающее множество неопознанных ингредиентов, с которым не просто смириться.


*

"Любить, пить и петь" - последняя работа 91-летнего Алана Рене, покинувшего этот мир в марте этого года. Не хочется говорить, что это фильм-прощание – он лишен свойственной такому громкому эпитету элегичности и пафосности и слишком полон жизни. Об этом говорит и название фильма – строчка из одноименной песни оперного певца Жоржа Тиля.

36-й ММКФ: Жан-Люк Годар и Ален Рене
Труппа непрофессионалов-актеров из графства Йоркшир, состоящая из семейных пар, собираются репетировать пьесу, когда вдруг один из них, врач Колен (Ипполит Жирардо), случайно проговаривается своей супруге чрезмерно активной супруге Катрин (Сабина Азема) о смертельной болезни их друга Джорджа. Жить бедняге осталось несколько месяцев, максимум - полгода. Катрин тут же передает эту новость дальше, и вот уже вся труппа, включая бизнесмена Жака (Мишель Вюйермо) и его жену Тамару (Каролин Сиоль), обсуждают, как же им облегчить жизнь бедного Джорджа. Может быть, попросит его принять участие в их пьесе «Относительно говоря», где как раз нужен еще один актер? А может быть, позвать бывшую подругу Джорджа, Моника (Сандрин Киберлейн), чтобы она облегчила ему последние недели жизни? Правда, она теперь живет со старым фермером (Андре Дюссолье), но чем черт не шутит - вдруг согласится. Правда, в результате провести с Джорджем (или Жоржем, на французский манер) его последний отпуск захотят еще несколько чужих жен.

«Любить, пить и петь»

«Любить, пить и петь» - экранизация пьесы Алана Эйкборна «Жизнь Райли», результат третьего по счету сотрудничества с ним недавно скончавшегося французского классика Алена Рене после фильмов «Курить/не курить» и «Сердца». Легкие и игривые водевили британца идеально вписывались в художественную концепцию Рене, приживались на французской почве так же хорошо, как много лет назад сценарии Аллена Роб-Грийе и Маргерит Дюрас. И дело не в том, что с годами фильмы Рене веселее и безыскусней – такое ощущение, что нарочитая сложность конструкций «В прошлом году в Мариенбаде» и «Мюриэль. Возвращение в прошлое» уступила место простоте и иронии. Видимо, именно в этом и заключается пресловутая приходящая с годами мудрость, которая у многих режиссеров, увы, с возрастом больше напоминает сенильность.

«Любить, пить и петь»

В 91 год Рене сделал воздушное и веселое кино с рисованными вставками для каждой новой сцены и соединяющими их кадрами дороги, пролегающей среди йоркширских полей, но главное, конечно – это его постоянные актеры и актрисы, много говорящие, дурачащиеся и обижающиеся друг на друга. Казалось бы, без их стараний, безусловно, тонко срежиссированных Рене, картина не вышла бы за рамки телеспектакля, но это не так. Как и «Вы еще ничего не видели», его предыдущий фильм, где актеры разыгрывают пьесу Аннуя «Эвридика», несмотря на формальные признаки, это все же настоящее кино, пусть и в декорациях. Об этом говорит и такая забавная деталь, как пару раз появляющийся из-под земли и улыбающийся крот, и вынос общающихся героев на белый фон прямо во время диалогов, когда они превращаются просто в говорящие головы, и своеобразный макгаффин – сам Джордж, которого мы так и не увидим. Забавно, что герой Дюссолье произносит после успешно прошедшего любительского спектакля главных геров, словно в лицо возможным критикам картины: «Я все же предпочитаю кино».

Поиск по меткам

обсуждение >>

№ 1
нвч (красноярск)   28.06.2014 - 21:05
Уважаемые авторы фестивальной колонки! Почему вы пишите имя великого французского режиссера Алена Рене "Алан Рене"? Давайте будем с уважением относиться к людям, которые составляют гордость... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

драма, экранизация
СССР, 1984
комедия, семейное кино
США, 1921
драма, приключения
Россия, 2018
исторический фильм, триллер
Швеция, 2019
драма
Канада, 2019
военный фильм, драма, исторический фильм, триллер
Гонконг, Китай, США, 2019
биография, боевик, драма, спортивный фильм, экранизация
США, 2019
биография, музыкальный фильм
Россия, 2019
боевик, комедия, приключения
США, 2019
биография, драма, исторический фильм
Италия, Россия, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен