Фестиваль
«Окно в Европу» в Выборге открылся премьерой фильма
Рената Давлетьярова «Пацаны», третьей по счету режиссерской работой достопочтенного продюсера. После комедии
«Моя безумная семья» и криминальной драмы
«Стальная бабочка» вполне ожидаемо наступил черед третьего и главного светоча отечественного кино — ретро.
Нет, «Пацаны» - ремейк вовсе не того фильма, про который вы подумали. Совсем другого и из совсем иного времени -
«Американки» Дмитрия Месхиева. Давлетьяров аккуратно, любовно, чуть не покадрово переснял ту ленту. Месхиеву он определенно что-то должен, без «Пацанов» тот наивный фильм вряд ли кто-то вздумал бы пересматривать. Разве что глянуть на тогдашних ленфильмовских премьеров, которые потом массово перекочевали во всяческие
«Улицы разбитых фонарей» и покачать головой: вай-вай, какие таланты пропали.
С
«Пацанами» приговором «ремейк», правда, не обойдешься. Смысл взяться за старый сюжет еще разок все-таки есть — опытный продюсер Давлетьяров с фабулой «Американки» работает как автолюбитель с подержанной «копейкой»: присобачивает литые диски, обшивает руль мехом, расставляет всякие блестяшки перед носом. Ибо что они там, в своем лохматом 1997, понимали про ретро? Ничего. А теперь вот имеется формат, четкие параметры, под которые историю из застойных времен можно на экране подверстать, выписан рецепт на таблетки, вызывающие светлые воспоминания. Надо чтобы были ВИА, отложные воротнички, брюки-клеш, чтобы милиция была, да... Ну и по мелочам еще.
Тем более, что сюжет подходящий — в «Американке» от созерцания всяческого винтажа ничего не отвлекает. Это чистая, как «Слеза комсомолки», ностальгия, воспоминание за бутылкой о грехах молодости. Единственная мотивировка поступков героев здесь — показ мод 1972 года: вот такие были брюки-клеш, вот эдакие ботиночки, вот такое слушали, вот такие огурцы продавали в магазинах, вот так танцевали.
Даже сюжет — из репертуара любимого радио, что-то вроде блатной песни. Парень с понятиями глядит на девушку старшего брата, а та вся такая
«туфли из Гавра, чулочки из Дувра и комбинация из Филиппин». И вместе они играют в «американку» - то есть на желание.
В общем «копейку» прокачать — дело славное, и это у Давлетьярова получилось (было бы странно, если бы не — это его, так сказать, профессия). Единственное, обо что спотыкаешься на гладкой ретро-дорожке «Пацанов» - так это об ее гладкость.
Нет, умение попадать в жанр — классное качество. Но чувство формы, столь свойственное Давлетьярову, уместно там, где эта форма не меняется годами. Смотрели, смотрят и будут смотреть британские костюмные фильмы про викторианскую эпоху, например, или гангстерское кино — просто потому что красиво: кудряшки там, или томми-ганы. И те, кто умеет это дело воспроизводить — большие молодцы, кусок хлеба и литр обожания всегда будут иметь. Ретро (тем более, про застой) этим жанрам — не чета. Убогий, в общем, и однообразный мир семидесятых — не то что не вечный, а вообще не источник сюжетов и стиля. Там все скудно и обычно, образы исчерпываются парой-тройкой унылых картинок. Они надоедают быстро даже самому ностальгирующему по своей молодости зрителю. Не говоря уже о том, что на фига ему, с позволения сказать, искать приметы далекого прошлого на экране, когда они вокруг щедрыми горстями рассыпаны.
обсуждение >>