Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

.


Бомж, с которым мы живем

В Выборге закончился фестиваль «Окно в Европу». Жюри раздало призы, расставив акценты в программе — что, по мнению его членов, самое важное, что — второстепенное.


«Окно в Европу» 2014: Итоги

Лейтмотивом фестиваля стала вдруг зазвучавшая в последние дни важнейшая тема потерянности. Все награжденные ленты - об этом. Победила рыхлая и несовершенная, но тем и симпатичная лента Арсения Гончукова «Сын». Ее главный герой — молодой человек, посвятивший жизнь уходу за тяжело больной матерью и, наконец, теряющий ее. Здесь много сентиментализма, где-то в угоду ему скормлено техническое совершенство и даже выразительность. Но фильм-победитель и не обязан быть совершенным — важнее, чтобы в нем прозвучало самое главное. А оно здесь — звучит. То самое одиночество и потерянность.

«Окно в Европу» 2014: Итоги

За актерский ансамбль наградили «Зимы не будет» Ильи Демичева, дебютировавшего некоторое время назад симпатичной комедией с Михаилом Ефремовым «Какраки». Удачу ничто не предвещало: во всяком случае, от комедии про конец света особых открытий ждать не стоило. Тем не менее, они произошли.

«Окно в Европу» 2014: Итоги

«Зимы не будет» - действительно актерское кино в чистейшем виде. В кои-то веки персоны, всю дорогу игравшие драматическое одно и то же, смогли показать свой комический талант в полный рост. Тут правда очень смешные и Ксения Раппопорт, и (еще более внезапно) Ингеборга Дапкунайте. Еще одно актерское попадание в точку — Никита Ефремов. Что актер с такой фамилией не может быть плохим, и так было ясно, теперь нашлась роль конкретно для него. Вместе этот состав разыгрывает классическую комедию положений — и вовсе не про то, как земля налетит на небесную ось, а про бесконечную перемену мест и путаницу в любовниках.

«Окно в Европу» 2014: Итоги

Ровно в той же степени за актерский ансамбль можно было наградить «На дне» Владимира Котта. Но приз он получил «за актуальное прочтение классики». Читай — за отвагу: переносить на экран классику драматургии вообще нелегко, а уж такую, школьную, в театрах почти не идущую — тем более.

«Окно в Европу» 2014: Итоги

Кроме отваги в «На дне» (было понятно, что лента — одно из главных событий «Окна») есть решение — действие перенесено в наши дни, а старик Лука заменен подростком-беспризорником. Но сходится это все равно в артистах — осовременивание меняет биографии героев: Актер — сериальный лузер, Барон — ребенок из семьи возвращенцев, выросший в детдоме. Ход же с Лукой предполагает, что на эту роль попадется какой-то совсем гениальный ребенок-актер: он и нашелся, роль чудесным образом сдюжил четырнадцатилетний Семен Трескунов. Фильм вообще сложился из череды выразительных бенефисов - Михаила Ефремова, Евгении Добровольской — Василисы (тут стопроцентное попадание, истеричка-диктатор), Агнии Кузнецовой — проститутки-Натальи. Наконец, Александра Трофимова (памятного герцога Ришелье из «Мушкетеров») — барона.

«Окно в Европу» 2014: Итоги

Теперь можно говорить о почерке режиссера Котта — он любит актеров и сосредотачивается на том, чтобы максимально эффектно их представить. Те платят золотом — пляшут, плачут, клеят бороды. Правда, в «На дне» есть подвох: все, что помимо актеров (а что-то должно быть), выглядит как пародия на перестроечное кино, какие-то «Небеса обетованные», снятые ленфильмовским режиссером второго эшелона. Мусор катается по помойке, трактора возят туда-сюда пианино (!), в кульминации вообще карлики и бомжи радостно пляшут под «Ласковый май». Но это все — перебивки и интермедии, нужные, только чтобы народные и заслуженные передохнули.

«Окно в Европу» 2014: Итоги

«На дне» - та самая точка, в которой главные тенденции нынешнего Выборга — минимализм, театральность, тема потерянности (ну, это очевидно), ставка на актеров — сходятся. И звучат настойчиво, раздражающе, назойливо. Только этим и можно объяснить, что фильм гран-при не получил, и жюри предпочло ему мягкого «Сына». Но легче от этого не стало, нет, это не ощущение тупика или кризиса, Боже упаси. Но герой времени — потерявшийся и потерявший надежду - не может вселять оптимизма. Ни жизненного, ни по части чистого искусства, которое здесь классично до неприличия.

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия, мелодрама
Россия, 2018
мелодрама, научная фантастика
США, 2018
биография, драма, триллер
США, 2018
боевик, комедия, фильм ужасов
США, 2018
научная фантастика, триллер, фильм ужасов
США, 2017
драма, комедия
Германия, 2017
все фильмы в прокате >>