Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Итоги первого Медиа Форума в Санкт-Петербурге

Согласен с предыдущим куратором

Дебютный Медиа Форум переходит в активную фазу — зрительские показы скоро закончатся, и начнется съезд всяческих деятелей кино, тв и масс-медиа. Стало быть, можно подводить итоги.
Хотя чего там подводить — итог один: найден вечный двигатель под названием кураторы. Им, собственно, обязан съезд ЦК медиаиндустрии тем, что им теперь все с рук сойдет: могут играть на своих круглых столах в дартс, могут просто веселиться и гулять по барам, могут петь в караоке. Зрительская часть — усилиями, повторюсь, кураторов — выступила идеальным оправданием всего мероприятия в целом.

Отказ от конкурса развязал руки и позволил просто, вне жанров и форматов, говорить о самом главном. О тоталитаризме — в секции северокорейского кино. О, страшно сказать, степенях свободы и праве быть другим — в блоках, названных (пусть это останется на совести тех, кто такое придумал) каламбурами из имен кураторов: N-L-P-O и Mamentum (Борис Нелепо и Александр Мамонтов соответственно). Об участи интеллектуала в современном обществе — в программе документального кино, которую составляли Алена Бочарова и Кирилл Сорокин. Даже невинный раздел, посвященный британскому кинематографу и собранный Алексеем Медведевым, оказался не лишен радикализма и жесткости высказывания.

Согласен с предыдущим куратором

То ли время такое, то ли место, но даже невиннейший Франсуа Озон с премьерой своей «Новой подружки» прозвучал как крамола — даром что снял водевиль про трансух. У главной героини (Анаис Демустье) умерла лучшая подруга, и, решив поддержать ее вдовца (Ромен Дюри), стеснительная рыжая барышня обнаруживает, что тот имеет привычку наряжаться тетенькой. Озон как Озон — певец скелетов в шкафах. Но здесь он внезапно возвращается к стандартам «Крысятника» и «Криминальных любовников», золотых хитов видеопроката конца девяностых. То есть — к тому, что умеет лучше всего: утрамбовывать радикальное высказывание в невиннейшие форматы, чтобы было и страшно, и красиво, и смешно, и правда, наконец. Комедия с переодеваниями выливается в повествование о скрытом — гендерные мыслители на показе «Подружки» могут устраивать семинары. Про воображаемый фаллос, подавленную гомосексуальности и засунутый в блендер гендер.

Согласен с предыдущим куратором

Едва ли не самое радикальное высказывание ожидаемо было сделано в блоке Teen Spirit – понятно, про подростков. Здесь показали, например «Меня зовут Ммм» Аньес Б — именины сердца для адепта «новой визуальности». Продюсер Хармони Корина и Гаспара Ноэ, модельер и дизайнер Аньес Б дебютировала роуд-муви про девочку, сбежавшую от отца-насильника и мамы-трудоголика вместе с дальнобойщиком. «Меня зовут» - словно экранный Сэлинджер, здесь самый сок не в истории и ее нюансах (хотя и в ней тоже — особенно под занавес, ближе к развязке), а в языке. Это как речь Холдена Колфилда — грубоватая, неотесанная, нелепая и говорящая таким образом сама за себя. Лента вся слеплена из рыхлых стоп-кадров, резких врезок съемок на мобильник и камеру GoPro, чередования Sonic Youth и Вивальди за кадром. Работает не менее сильно, чем сочетание в кабине фуры хрупкой девочки и татуированного верзилы.

Согласен с предыдущим куратором

Острота поднятых тем в программе Медиа Форума откликается грубоватостью и рыхлостью, нарочитой непривычностью формы. То есть здешний зритель вынужден проводить нехилую работу, преодолевать сопротивление материала (привыкай, публика-петербуржец). Не предвещавший никаких революций «Сен-Лоран. Стиль это я» Бертрана Бонелло — яркий тому пример. Ожидавшая байопика из рубрики «Жизнь замечательных людей» публика была вынуждена лезть в Википедию каждые три секунды — просто чтобы уточнить, кто такой Пруст и чем знаменит мсье Сван. Бонелло принципиально отказывается от расставления акцентов в агиографии фэшн-святого, являет ее как есть, единым потоком выпивки, модельных фигур, рисунков, наркоты, любовников.

Согласен с предыдущим куратором

Ровно так же работает с повествованием, размывает его, Патрик Ротман в документальном «Месье президенте», показанном среди прочего политического кино в блоке Trofey, составленном Михаилом Трофименковым. Снова публику заманивают в капкан пены дней на наживку из популярной фигуры — формально это документальное кино о французском президенте Франсуа Олланде. На деле — хроника течения его рабочих будней. Встречи с министрами, поездка в Нью-Йорк, обед с главой Италии, мозговые штурмы за бокалом воды текут, монотонно журча. Что здесь главное, а что второстепенное — не вычленить. Но если в «Сен-Лоране» главное все, то у Ротмана — наоборот, в кадре только незначительное. Эффект — как будто из забракованного материала фильма о национальном лидере слепили единую колбасу, соблюдая при этом телевизионный формат.

Согласен с предыдущим куратором

Может, для фильма такая монотонная телевизонность — плохо. Для публики — лучше некуда. Как говорят в рекламе, заряжай мозги: даже такой средний материал работает, в первую очередь, как корм для маленьких серых клеточек, заставляет их работать. Отучившаяся смотреть кино, не умеющая говорить на его языке (если говорить о профессиональном сообществе) публика вполне может от такой шоковой терапии выйти из комы. И вот это уже — вполне себе миссия для Медиа Форума. Насчет круглых столов и бизнеса, всего того, что написанно на флажках, которыми теперь утыканы мосты через Неву, не знаю.

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

детский фильм, комедия, музыкальный фильм, приключения, семейное кино, сказка
Германия, Канада, 2018
детектив, драма, триллер
Южная Корея, 2003
мелодрама
Россия, 2020
приключения, семейное кино, фильм о животных, экранизация
Франция, Норвегия, 2019
мелодрама, экранизация
Германия, 2019
биография, драма, комедия, экранизация
Индия, Франция, 2019
комедия, приключения, семейное кино
Великобритания, США, Франция, 2019
боевик, комедия, криминальный фильм
США, 2020
боевик, фильм ужасов
США, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен