Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Неспешный взгляд на XXI век

«2morrow/Завтра»: Духи времени

В минувшее воскресенье закончился 8-ой фестиваль современного независимого кино «2morrow/Завтра», а показанные в рамках смотра ленты продолжают складываться в смысловую мозаику. Один из ее узоров - про бег времени.

Собственный темп фильма и дух описываемой эпохи могут соединяться в десятках вариаций: клиповый XXI век и размеренный, длинноплановый XIX - не единственные, но простейшие сочетания, пожалуй, наиболее часто встречаемые в кинематографе. Группа картин, показанных в рамках «2morrow», наоборот рассказывает о нашем времени без лишней спешки, подробными, протяженными планами (не совсем «медленное кино»). В длинных и коротких кадрах персонажи разных полов и возрастов ведут споры с упрощающей хрестоматийной пометкой «отцы и дети», а ритмы десятилетий рождают диссонанс - привычный для сюжетных картин конфликт.

«2morrow/Завтра»: Духи времени

Так, за неспешным чередованием живописных видов и внутреннего убранства горнолыжного курорта в лавинообразной драме «Форс Мажор» шведа Рубена Эстлунда рождается конфликт семейный, разрастающийся до борьбы полов и поколений, а также общечеловеческого внутреннего противостояния (прежде всего - животной природе). Укомплектованный лыжным снаряжением семейный квартет (муж Томас, жена Эбба, дочь, сын) приезжает на альпийский склон - отдохнуть от городской суеты, выключить ненадолго мобильные телефоны, покататься на лыжах и мило пофотографироваться на фоне открыточных видов в статусе идеальной семьи с плаката туристического агентства. За обедом их ждут лучшие виды, аппетитные блюда и контролируемая лавина, чье целеустремленное движение и снежная крошка все-таки пугает расслабившихся европейцев, а дружную семью заставляет задуматься, почему одни при виде опасности бросаются спасать детей, а другие - удирают, прихватив лишь айфон и перчатки (как Томас). Затянувшийся конфликт одной пары становится поводом для словесных пикировок между их друзьями. Двадцатилетняя Фанни и ее возлюбленный Матс - разведенный рыжеволосый бородач, заставший 70-е, - находят собственные трактовки бегу от лавины и делают показательные выводы: девушка, например, решает, что ее брат-ровесник в чрезвычайной ситуации поведет себя смело, а ее нынешний бойфренд, который старше его почти в два раза, - нет.

«2morrow/Завтра»: Духи времени

Впрочем, разговоры о разных ценностях поколений в картине Эстлунда ограничиваются одним диалогом у лифта, а в остальное время фильм посвящен будничному времяпрепровождению горнолыжников - с зароненным зерном конфликта или еще без него. Наблюдая за героями, «Форс Мажор», снятый и смонтированный словно по нотам Вивальди, не гнушается длинных планов, что бы герои ни делали - спускались по склону, катались на фуникулере, бродили по коридорам, чистили зубы электрическими щетками, валялись в кровати, пили вино или рыдали навзрыд. XXI век Эстунда - это не только привычка безопасности и тотальная стерильность, но усталость от скоростей, от темпа, в котором вращается мир. Иногда просто хочется полюбоваться горами, коридорами и наклейкой с изображением мультяшной утки.

«2morrow/Завтра»: Духи времени

Другой XXI век показан в «Чудесах» Аличе Рорвахер (Большой приз жюри в Венеции и главная награда «2morrow»), льющемся воспоминании о детстве, где телевидение еще чудо, а несколько десятков ульев - повод для работы в каникулы. Стремящаяся к совершеннолетию Джельсомина (Мария Александра Лунгу) вместе с тремя сестрами и смуглым пареньком-уголовником Мартином в итальянской глубинке помогает отцу немецких кровей по имени Вольфганг собирать мед, извлекает из его раскрасневшейся шеи жала, поет, танцует, влюбляется и мечтает, что их семейный медовый бизнес привлечет ток-шоу «Деревенские чудеса» с обаятельной дивой-ведущей (Моника Беллуччи). Из-под изящных кружев детского мира, где можно пить солнечный свет и прятать во рту пчел, проступает история о традициях, уходящих в небытие. У Вольфганга и Джельсомины разные устремления, разные характеры, разное понимание чудес. Вместе с ним, вероятно, история этого дома началась, вместе с ней, надо думать, закончится - и никакие телевизионные шоу про этрусков не компенсируют того, что земля оказалась оставлена, здание ссутулилось, а чудеса выветрились (впрочем, их заменили потенциальные чудеса, которые из-за временной близости кажутся обыденностью).

«2morrow/Завтра»: Духи времени

Торжеством обыденности поначалу кажется и мистическое роад-муви аргентинца Лисандро Алонсо - награжденная ФИПРЕССИ в Каннах «Хауха». Живописные и пугающие виды патагонского побережья XIX века, где среди аргентинских колонизаторов оказался датчанин Гуннар (Вигго Мортенсен) с дочерью Ингеборгой, отстраненно фиксирует статичная камера, редко позволяющая себе поворот-другой вправо-влево. Вокруг - пустыня, где-то за горами - собаки и индейцы, а Ингеборга влюбляется и сбегает со смуглым солдатиком, обрекая отца на экзистенциальную одиссею по Патагонии. В поисках дочери, ответов на вечные вопросы и, вероятно, загадочной Хаухи - мифического места, где человек обретет счастье (ну а пока все ищущие лишь пропадают без вести). В финале-перевертыше Алонсо столь же неспешно показывает наши дни и изящный особняк, где просыпается Ингеборга, для которой похождения Гуннара - то ли всего лишь сон, то ли весточка из прошлой жизни.

«2morrow/Завтра»: Духи времени

Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам
фильмы
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма, комедия
Россия, 2018
мистика, триллер, фильм ужасов
Румыния, США, 2018
комедия, шпионский фильм
Великобритания, США, Франция, 2018
биография, боевик, криминальный фильм
Великобритания, Камбоджа, Китай, США, Франция, 2017
комедия
Италия, 2017
детектив, криминальный фильм, триллер
Великобритания, США, 2018
биография, музыкальный фильм
Франция, 2017
фильм о животных
США, 2018
криминальный фильм, мистика, триллер
США, 2018
приключения, семейное кино, фэнтези
Германия, 2017
вестерн, драма, комедия, трагикомедия
США, 2018
комедия
Россия, 2018
все фильмы в прокате >>