Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

На фестивале «2morrow/Завтра» показали немало картин про семью и связанные с ней проблемы. Причем на самых разных этапах - от её становления до дезинтеграции. При желании можно вывести некую кривую, показывающую все трансформации, которая может пережить отдельно взятая семья.

«2morrow/Завтра»: Семейные портреты в интерьерах

В фильме «Free Range – Баллада о принятии мира» эстонца Вейко Ыунпуу главный герой, молодой кинокритик Фред, уволенный с работы за хулу в адрес Терренса Малика, еще только готовится стать отцом – его подружка Сюзанна случайно забеременела. Впрочем, его подготовка к новой жизненной роли выражается скорее в затяжных загулах с друзьями и попытке работы на погрузчике. Бывший работодатель и будущий тесть готов помочь страдающему от ангста молодому Фреду и издать его полный экзистенциальной тоски роман, но этот акт добрый воли пропадает даром. Малоприятный молодой человек предпочитает напиваться до скотского состояния и вставать в не особо красивую позу. Хотя критики упоминают в связи с фильмом об оммаже французской «новой волне» (видимо, из-за часто звучащей музыке за кадром), здесь скорее видна связь с отечественным кинематографом: традиции советского кино про запутавшихся молодых людей («Три дня Виктора Чернышева», «Лебедев против Лебедева») сплетаются с более мрачной традицией кино перестроечного. Такой баланс сил позволяет фильму не скатиться в идеализм и в то же время не превратиться в совсем уж беспросветную картину пьянства. На все эти страдания молодого Фреда было бы не так необходимо смотреть, если бы не уверенная режиссура Ыунпуу. Его третий фильм стилистически и жанрово не похож на предыдущие два, но, несмотря на это, авторский почерк вполне узнаваем. На сегодняшний день это, пожалуй, самый оптимистичный фильм режиссера. В дающем право на надежду финале все-таки появляется долгожданная, хоть и не очень крепкая ячейка общества.

«2morrow/Завтра»: Семейные портреты в интерьерах

В нетипичном образчике санденсовского кино «Была ты нежна и прекрасна» недавно стартанувшей в режиссуре сразу двумя фильмами актрисы Жозефин Деккер тоже есть семья. Вообще-то их даже две, если верить, что девушка Сара и бородатый фермер Иеремия – действительно дочь и отец. К ним устраивается поработать молчун-плотник со способностями к пивоварению, поначалу скрывающий, что дома его ждет жена с маленьким сыном. Любопытно, что его играет Джо Сванберг, один из негласных королей мамблкора, в трех фильмах которого играла сама Деккер. Мамблкоровая зыбкость и невнятность в сочетании с невинной эротикой на пленере превращается ближе к финалу чуть ли не в «Техасскую резню бензопилой», а приехавшая проведать плотника супруга с малышом получит незабываемый опыт. Семейные ценности победят и здесь, хотя какую-то цену за кувыркание на лужайках все же придется заплатить. С другой стороны, если вспомнить расхожее выражение одного популярного философа, это должно сделать молодых только сильнее.

«2morrow/Завтра»: Семейные портреты в интерьерах

В «Форс-Мажоре» шведа Рубена Эстлунда семья с двумя детьми отправляется отдохнуть на горнолыжный курорт. Томас, испугавшись прошедшей мимо лавины, сбегает прямо во время завтрака на веранде, бросив жену Эббу и детей, а потом упорно это отрицает: мол, он всю ситуацию видит иначе - и вообще никуда не убегал. Эбба все же стоит на своей версии событий и пытается заставить мужа признаться в малоприятной правде (хотя бы самому себе). Остлунд говорит не только о семейном кризисе, но и высказывается более широко - о моральном обнищании, причем приблизительно тем же менторским тоном, что и Михаэль Ханеке, только без присущей австрийскому режиссеру строгости и холодности. Интонационно фильм в какой-то момент «дает петуха» - вместе с разрыдавшемся от стыда отцом - и к финалу выруливает в сторону некоего подобия катарсиса. Семья сохранена, хотя проблема все-таки остается.

«2morrow/Завтра»: Семейные портреты в интерьерах

Семья оказывается в центре сюжета и в замечательных «Чудесах» Аличе Рорвахер, получивших Гран-при жюри в Каннах. История взросления Джельсомины, одной из четырех дочерей деспотичного фермера Вотфганга, разводящего пчел, подается через призму детского восприятия и действительно оставляет после себя ощущение чуда. В фильме представлена вся богатая традиция итальянского кино, от неореализма с его простыми историями простых людей до Феллини (покупка фермером верблюда, съемки рекламного ролика с Моникой Беллучи в белом парике, аляповатое костюмированное шоу в пещере). В поэтичном финале фермер с женой и дочками ложатся вместе на одну кровать прямо во дворе – более наглядного примера семейного единения нельзя и представить.

«2morrow/Завтра»: Семейные портреты в интерьерах

Иная, беззаветная отцовская любовь представлена в «Волшебной девочке» испанца Карлоса Вермута. Безработный учитель и отец-одиночка Луис готов исполнить любое желание дочки Алисии – девочка больна лейкемией и жить ей осталось недолго. Он хочет купить малышке платье героини анимэ, о котором Алисия так мечтает, но на это у него просто нет средств. Знакомство и случайная сексуальная связь с психически нездоровой Барбарой дает Луису шанс получить искомую сумму путем шантажа, что запускает цепь страшных событий и приведет к трагическому финалу. Во второй сюжетной линии тоже появляется отцовская фигура – еще один бывший учитель готов исполнить любой каприз Барбары и, если надо, пойти на убийство. Фильм хорош своей недосказанностью и в какие-то моменты атмосферой напоминает творчество Дэвида Линча. Это как раз тот случай, когда режиссер оставляет многие вопросы открытыми, и некоторая загадочность не делает картину невнятной или скомканной, а наоборот - позволяет зрителю самому додумать некоторые детали.

«2morrow/Завтра»: Семейные портреты в интерьерах

В фильме «До свидания, мамочка» жены Ульриха Зайдля, Вероники Франц, который она поставила совместно с Северином Фиала, представлена материнская и сыновняя любовь в самом её страшном изводе. Мать, замотанная в бинты как мумия, возвращается после пластической операции в дизайнерски оформленный дом на озере к двум симпатичным мальчикам-близнецам. Поначалу мамина строгость кажется излишне преувеличенной, но когда сыновья берут инициативу в свои руки, все симпатии оказываются уже на стороне несчастной женщины. Надо отметить, что Франц и Фиала позаимствовали главный твист, просчитываемый, кстати, практически после первых 10 минут, из фильма Роберта Маллигана «Другой», но устроили из незатейливой истории настоящий аттракцион невиданной жестокости. Триллер про напряженные внутрисемейные отношений превращается в torture-porn по-европейски - тягостный, безжалостный и беспощадный, но при этом завораживающий.

«2morrow/Завтра»: Семейные портреты в интерьерах

В общем, перефразируя классика, все представленные на фестивале семьи не только несчастны, но и счастливы совсем по-разному. И как раз эта вариативность делает его организаторам большую честь.

Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

драма
Россия, Франция, Эстония, 2018
биография
Италия, Франция, 2018
комедия, семейное кино
Россия, 2018
фильм ужасов
Австрия, Германия, 2017
мелодрама
Россия, 2018
триллер, фильм ужасов
США, 2018
мелодрама, триллер, фэнтези
Дания, Швеция, 2018
военный фильм, драма, исторический фильм
Россия, 2018
криминальный фильм, мистика, триллер
Великобритания, Китай, Пуэрто-Рико, США, 2018
комедия, приключения, семейное кино
США, 2018
комедия, молодежный фильм, научная фантастика
Россия, 2018
драма, комедия, семейное кино
Франция, 2017
все фильмы в прокате >>