Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Жюри фестиваля отправило «медведей» в хорошие руки

Скромное бунтарство Берлинале

Спасибо Джафару Панахи за то, что в этом году отдал свой новый фильм на Берлинале, - без него жюри под предводительством Даррена Аронофски пришлось бы совсем туго. Кажется, впервые за многие годы никто из критиков и журналистов не делал прогнозов – нынешний Берлинале не давал для них ни малейшего простора. До самого конца фестиваль не преподнес ни одного сколько-нибудь мощного сюрприза, не выкинул ни единого фортеля, не вызвал ожесточенных споров. Только российские критики немного поспорили по поводу фильма «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего, да и то совсем недолго и очень лениво.

Скромное бунтарство Берлинале

Ясно было, что любое решение жюри вызовет недоумение. «Такси» Панахи оказался тем единственным вариантом, который способен примирить всех. Картина, почти целиком снятая в замкнутом пространстве машины двумя статичными камерами – одна нацелена на водителя (за рулем – сам Панахи), другая – на пассажира, - пример не просто абсолютного, безупречного профессионализма. Это еще и лишнее доказательство того, что когда в голове у художника есть Замысел и понимание своей задачи в конкретный момент своей жизни в искусстве, ему достаточно крохотного пространства, двух закрепленных на лобовом стекле камер и несколько непрофессиональных актеров. Кроме таланта, разумеется.
Ну и, конечно, исключительная ситуация, в которой оказался Панахи, наверняка сыграла не последнюю роль в решении жюри. Режиссер-диссидент, отсидевший за антиправительственную деятельность, находящийся под запретом на профессию, человек талантливый и смелый – разве у кого-то повернется назвать его неподходящим хозяином «Золотого медведя»? Если политизированность, в которой часто упрекают Берлинале, выражается в знаках солидарности со свободными, честными и отважными – что ж, эти упреки следует почитать за честь.

Скромное бунтарство Берлинале

Словом, жюри оказалось мудрее всех прогнозов. Все остальные «медведи» разбежались по новым хозяевам охотно, понимая, что попали в хорошие руки. Раздача «медведей» прошла изящно, проклятий в адрес жюри слышно не было, если кто и плевался, то не прилюдно. Только редкие поклонники Терренса Малика, опять потоптавшегося на придуманной им эстетике «Древа жизни», надулись, не услышав имени своего кумира среди победителей. Кто-то расстроился за Питера Гринуэя, чей «Эйзенштейн в Гуанохуато» стал чуть ли не единственным конкурсным фильмом, вызвавшим сильнейшее оживление в зале. И справедливости ради заметим, оживлением фильм был обязан не только и не столько веселым откровенным хулиганством, и вовсе не щекотливой теме сексуальной ориентации столпа мирового кинематографа, беседующего со своим членом и отдающего свою анальную девственность красавцу-мексиканцу. Фильм Гринуэя – это стихия чистого искусства, без оглядки на табу, на возможные обвинения в оскорблении классика, стихия, у которой только один ветер – безудержная фантазия художника. Конечно, немного жалко, что Гринуэй остался совсем без наград, но с другой стороны – в биографии классика эта работа вряд ли может считаться прорывом.

Скромное бунтарство Берлинале

Зато свежий ветер, пришедший на Берлинале со стороны Латинской Америки, не заметить было нельзя. И не просто заметили – все три фильма с «пылающего континента» уехали с «медведями» разной степени тяжести. «Клуб» чилийца Пабло Ларраина, серьезная картина о проблеме греха и прощения, сделанная в безупречно минималистском стиле, получила Гран-при. Другой чилиец, классик документального кино Патрисио Гузман, снявший фильм «Перламутровая пуговица» о тяжелой исторической судьбе жителей Патагонии, обрел «медведя» за лучший сценарий. Гватемальский фильм «Вулкан Иксанул» Хаиро Бустаманте о семье остатков племени майя, уехал с призом Альфреда Бауэра, которым отмечаются фильмы, открывающие новые перспективы в киноискусстве. И это символично – действительно, новые пути в кино в последнее время все чаще начинают протаптываться именно отсюда, из Латинской Америки.
«Серебряные медведи» за режиссуру остались в Европе, обретя хозяев в виде польского режиссера Малгожаты Шумовской («Тело») и румына Раду Жуде («Браво!») Такое решение, правда, многим показалось неожиданным, но все-таки следует признать, что оба лауреата показали режиссуру хоть и лишенную новаторского блеска, но традиционную и основательную.

Скромное бунтарство Берлинале

В российской конкурсной картине, «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего, жюри разглядело именно то, чем она и примечательна, - операторскую работу Евгения Привина и Сергея Михальчука, а такого же близнеца-медведя получил и оператор немецкого фильма «Виктория» Стурла Брандт Гровлен. Оператор «Виктории» делает из своей камеры поистине главного героя фильма – она не просто здесь на равных правах, но она диктует свои условия, свой стиль, именно она создает язык фильма, потеснив всех персонажей разом.

Скромное бунтарство Берлинале

И конечно, отдельное спасибо судьям за то, что не стали искать тернистых и сомнительных путей для актерских «медведей», а отдали их выдающейся пожилой паре из семейной драмы Эндрю Хэя «45 лет» - Шарлотте Рэмплинг и Тому Кортни.
Словом, все получилось очень чинно, даже слишком чинно для фестиваля, известного своим бунтарством. Хотя – это как посмотреть. В наше время – время постпостмодернизма, запутавшегося в собственных стилистических и моральных изобретениях, изящная традиционность порою и воспринимается как бунтарство. «Назад в будущее».

Скромное бунтарство Берлинале

Афиша кино >>

драма, экранизация
США, 1994
боевик, научная фантастика, триллер
США, 1991
детский фильм, семейное кино, фэнтези
Мексика, 2019
Грузия, Россия, 2019
комедия, фильм ужасов
США, 2019
биография
Франция, 2019
драма, исторический фильм
Франция, 2019
драма, триллер
Россия, 2019
драма
Россия, 2019
драма
Армения, Россия, 2018
драма, комедия, приключения
США, 2019
боевик, приключения
Россия, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен