Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Миндадзе, Евтеева, два Прошкина и мировой контекст соседних залов

ММКФ-2015: Родина или смерть

37-ой Международный московский кинофестиваль подходит к концу, и листья с ветками начинают складываться в дерево, а фильмы - в индивидуальную зрительскую концепцию. К одному из субъективных портретов фестиваля этого года ключ нашелся в отечественных фильмах (трех конкурсных и одном спецпоказе), которые через детали и общие темы перекликаются с картинами из самых разных уголков преимущественно Европы, и не только (что возвращает нас к проклятому вопросу национальной самоидентификации, но это не страшно).
В первую очередь отечественное кино - впрочем, это не вчерашнее открытие - уходит от мало-мальски социальной проблематики в метафизику, что особенно заметно в соседстве с многочисленными фильмами из стран от Болгарии до Чили, где банковская кабала, церковные скандалы и потерянность молодого поколения - темы не менее важные, чем разговоры о Совести, Иллюзиях и Камо грядеши.



«Райские кущи» (специальный показ)

Райские кущи

Лента Александра Прошкина задумывалась как современная адаптация «Утиной охоты» Вампилова, но возникли проблемы с согласием родственников - и от Вампилова остался венок, имена-фамилии и себяискательский сюжет с легкой отчаинкой. Новый Зилов (Евгений Цыганов) работает в корпоративном журнале, пьет водку, как дышит, изменяет хорошей жене (Чулпан Хаматова), а в душе мечтает об охоте. Казалось бы, после «Оттепели» и особенно «Еще одного года» (современная версия «С любимыми не расставайтесь») адаптация одной из ключевых пьес «длинных семидесятых» к современным реалиям - вопрос цветокоррекции под зейтгейст и ловкости рук, но фильму отчаянно не хватает и первого, и второго. «Кущи» сваливаются в классическое для 2000-х безвременье, в котором есть фотошоп, скайп, казаки и аналог Lifenews, а нерва современности нет совсем.

Показательно, что 19-летняя любовница Зилова (Екатерина Смирнова) говорит и ведет себя не как современная девушка (пускай из поселка Советское), а как школьница-выпускница, поступившая в университет в год написания пьесы. Впрочем, не насладиться артистами, особенно бенефисом Цыганова, просто невозможно - определенная размашистость актерской игры заставляет задуматься о большей уместности театральной постановки, где многие вопросы к достоверности обстановки отпали бы автоматически.

Райские кущи

Литературоцентричность - еще одна общая черта российской четверки. Там, где сценарий не вырос из книги одного классика, все равно чувствуется влияние другого большого писателя. «Арвентур» - экранизация двух рассказов Александра Грина. «Райские кущи», как было сказано, - «Утиная охота» Вампилова, но не совсем. «Орлеан» - экранизация одноименного романа Юрия Арабова, в котором мелко нарезан Булгаков с поправкой на провинциальный город. «Милый Ханс, дорогой Петр» - единственный сценарий без первоисточника (да он Александру Миндадзе и ни к чему), но с мощным литературным влиянием (наибольшее, кажется, от Набокова).


«Милый Ханс, дорогой Петр» (конкурс)

Милый Ханс, дорогой Петр

Многострадальный третий фильм Миндадзе, смущавший Минкульт на стадии сценария историей дружбы немца Ханса (Якоб Диль) и русского Петра (Андрюс Даряла) в канун Великой Отечественной войны, а в итоге оказался не столько про интернациональную дружбу людей, которые вскоре займут место в противоборствующих окопах, сколько про отчаяние, пропитавшее воздух перед трагедией, катастрофой. В области документального саспенса Александр Миндадзе достиг уже известных высот (прошлый его фильм «В субботу» рассказывал про аварию на Чернобыльской АЭС), но в «Милом Хансе» он идет еще дальше, сея беспокойство тотальной недоговоренностью.

В каком-то городе в 39-м году трудятся немецкие инженеры, чтобы российские заводы смогли производить новое увеличивающее стекло. Советско-немецкая дружба, поголовное одиночество иностранного квартета (три мужчины, одна Грета), к которому приставлен трогательный надсмотрщик, и полный провал на заводе - стекло мутное и в пузырях. Начитанные немцы начинают рвать волосы и объяснять брак какой-то душевной мукой и мутностью, посиделки за общим столом все сильнее скатываются в пугающий водевиль в духе Лилианы Кавани, а на заводе назревает взрыв - и метафизический, и вполне реальный (как в «Пионерах-героях»). Апофеоз душевного тремора наступает с появлением двойников надсмотрщика и всех немцев, кроме Ханса. Двойников, как известно, любил Набоков, а их появление, между тем, обязательно сулит несчастье. Другой набоковский фетиш - любовь к шахматам - также возникает в картине, что заканчивается неловкой, полной отчаяния постельной сценой с применением одной из фигур.

Милый Ханс, дорогой Петр

Ну а тот самый милый Ханс, которого все любят (даже сторожевые собаки), кажется, «очень по-русски» болеет душой, характерно бродит по куску советской земли, смотрит на привязавшуюся к нему овчарку и пытается заслужить прощение женщины (Роза Хайруллина), чья дочь по его вине погибла на заводе. Он еще не знает, но, видимо, догадывается, что бурлящее в горниле стекло пойдет не только на очки и даже не на бинокли, а скорее всего, на снайперские прицелы, из которых земляки вчерашних коллег будут высматривать друг друга.
Лента Миндадзе - своего рода «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа, увиденный не из советских коммуналок, но через окуляр немецкой педантичности, гуманный и антивоенный, полный очень спорных, но добрых и милых персонажей из обеих стран, чье общение сводится к молчаливому пониманию и очень простой любви. Даже когда хронометраж «Милого Ханса» чуть-чуть заползает на территорию военного времени, приезд экс-инженера, уже в военной форме, в небольшой городок, где он варил стекло, напоминает не возвращение домой, но прибытие в места, где произошли едва ли не важнейшие для него события в жизни.

13 минут

Благодаря мотиву предвоенной тревоги «Милый Ханс» перекликается с немецким фильмом «13 минут» Оливера Хиршбигеля, где губастый плотник Георг Эльзер (Кристиан Фридель) в том же 39-м году почти подорвал Гитлера в пивной «Бюргербройкеллер». Хиршбигель несколько мелодраматично, но ладно повествует о том, как совершенно аполитичный и вполне реальный человек вынужден стать бомбистом ради идеалов не какой-то конкретной партии, а просто свободных людей, к коим себя и относит.

Взгляд тишины

А ненавязчивая оптическая метафора плотно связывает фильм Миндадзе с документальным хитом Джошуа Оппенгеймера «Взгляд тишины». Это вторая картина режиссера про резню 1965-66 года в Индонезии, когда пришедшие к власти военные и просто местные жители истребили больше миллиона коммунистов и тех, кого подозревали в коммунистической деятельности. Если в «Акте убийства» сами «гангстеры», истреблявшие «красную заразу», хвастались подвигами, то во «Взгляде» слово дается мужчине, чьего брата убили в 65-м. Он офтальмолог, старается вернуть пожилым людям зрение, но оно давно покинуло их, как и память о тех страшных временах, которые многие местные жители предпочли забыть. И теперь живут в одном районе убийцы и люди, чьи родные стали их жертвами. Обе картины Оппенгеймера пытаются воззвать к совести преступников, лишь некоторые из которых действительно начинают испытывать моральные угрызения.



«Орлеан» (конкурс)
Орлеан
Орлеан
Новая картина Андрея Прошкина - экранизация одноименного романа Юрия Арабова, который тот сам же и адаптировал для большого экрана, - как раз о совести. Моральный экзекутор (Виктор Сухоруков) посещает набедакуривших уже на всю оставшуюся жизнь граждан российского города Орлеан - Содома и Гоморры в одном флаконе. Милиционер (Виталий Хаев), парикмахерша (Елена Лядова) и доктор (Олег Ягодин) сначала отмахиваются от совести-маньяка, а потом начинают не на шутку бояться. Под музыку The Tiger Lillies в макабрическом пространстве отечественной разрухи (с Лядовой в розовых шмотках, задумчивой обезьяной и размышляющем о неоплатониках злым духом) происходит вполне себе морализаторская история о вреде абортов, злоупотребления властью и чрезмерного цинизма. Патетичные диалоги Арабова и бурлескная стилистика, избранная Прошкиным, вступают в схватку - и картину всю дорогу изрядно лихорадит. Хотя в более серьезном исполнении эта поучительная и высокоморальная притча с явным и порой чрезмерным влиянием Булгакова могла бы и совсем потонуть.

«Паранормальная лаборатория Хакуро»

На ММКФ хватало экспрессивных фильмов, но больше всего досталось зрителям программы «Женский взрыв», где как минимум две картины – «Крепкая орешина» (про женскую рок-группу против зомби и прочей нечисти) и «Паранормальная лаборатория Харуко» (история любви девочки и ожившего телевизора) - тоже не стеснялись в словах и визуальных выражениях. «Харуко» японки Лизы Такэба рассказывает о девушке и ее психологической и сексуальной связи с электронным прибором, ставшим довольно симпатичным юношей, а также про то, как оправдались ее подозрения о существовании паранормального. Мечтавшая встретить НЛО или полтергейста, Харуко наполовину осуществляет мечту.


«Арвентур» (конкурс)

Арвентур

О своего рода мечтаниях повествует и картина Ирины Евтеевой - две сорокаминутные новеллы по рассказам Александра Грина «Фанданго» и «Тайна морских пейзажей», в которых в разных странах (советская Россия и Япония) и разных эпохах персонажи ищут ухода от реальности в живописном мире искусства. Стилизованный под картины кадр (как в «Помутнении» Линклейтера, только с мазками) напоминает мультфильм, иллюстрирующий сюжет, зачитываемый закадровым голосом. По своей сути «Арвентур», скорее, радио-пьеса, которая не слишком сочетается с выбранной формой (редкие реплики экранных героев, а не рассказчика, не слишком часто «попадают в губы»), а живописное решение не настолько самодостаточно, чтобы посвятить ему полнометражный фильм. Собственно, картина Евтеевой и есть две очень большие, местами затянутые короткометражки, объединенные побегом от реальности.

Арвентур

Вообще среди российских фильмов очень не хватает смешного и неглупого, который был бы не просто ярким по форме, а на самом деле не слишком заботился о показной серьезности. Вроде «Паранормальной лаборатории Хакуро» или шутливой «Реальности» (комедийная и простовая инкарнация Линча). Но пока смех не наш конек.

ММКФ-2015: Родина или смерть

Афиша кино >>

сатирическая комедия
США, 1940
драма
Россия, 2018
драма
Великобритания, 2019
комедия, фильм ужасов
США, 2019
драма, научная фантастика
Австрия, Великобритания, Германия, 2019
биография
США, 2019
фантастическая драма
Россия, 2019
драма, семейное кино
Япония, 2019
комедия
Россия, 2019
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино, фэнтези
Иран, Ливан, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2019
детский фильм, комедия, семейное кино
Южная Корея, 2011
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен