Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Женское лицо фестиваля, диалоги с призраками, поиск бриллиантов и бедность как новая надежда

«Кинотавр» 2016: От Иосифа Кобзона до Иосифа Бродского

6 июня в Сочи стартовал XXVII открытый фестиваль российского кино «Кинотавр». То, что началось явлением Иосифа Кобзона с семейством на красной ковровой дорожке у Зимнего театра, не могло не закончиться короткометражной работой Ренаты Литвиновой в декорациях Ленфильма и с вкраплениями стихов и носов Иосифа Бродского. Фестивалю, приближающемуся к третьему десятку, рано молодиться и выкидывать штуки: ровесник современного отечественного кинопроцесса, «Кинотавр» в этом году, кажется, как никогда, может выступить зеркалом реальности, которая на семь дней превращается в перенасыщенный метафорами, игрой и монтажными рифмами карнавал, но в остальное время таковым не является.

чемпион селфи Федор Бондарчук

XXVII церемония Открытия оказалась аскетичной, не в укор - скудной (как и бюджетные перспективы отечественного кинематографа на ближайшие годы), но не в том смысле, в каком принято стыдиться. Весть, носившаяся в воздухе, начала обретать форму: уходят в анналы глянцевые сытые нулевые, оппозицией к которым выступал «русский арт-хаус», в первую очередь привечаемый в Сочи, исчезает оптимизм первой половины 2010-х, поверивших в силу отечественного кинорынка. И, как и всякая деконструкция жанра, она началась с воспроизведения канона.

Светлана Ходченкова

Красная ковровая дорожка - нить Ариадны, ведущая от отеля «Жемчужина» к вратам в виде буквы «П», откуда по одному, парами и группами выходили гости, участники и члены жюри фестиваля. Кобзон, Ирина Хакамада, Рената Литвинова, Мария Шалаева, Екатерина Шпица, Елена Подкаминская, Дарья и Екатерина Носик, Николай Лебедев, Дмитрий Дюжев, Жора Крыжовников и Юлия Александрова, Камиль Ларин, Виктория Толстоганова, Владимир Хотиненко, Федор Бондарчук в сопровождении сына и невестки, Александр Роднянский. Фигуры-константы и лица, кочующие смотр через один, больше загара, больше украшений Джей Ви, косметики Max Factor и Wella , новые развевающиеся роскошные платья и знаменитая бабочка Сергея Сельянова. Площадь перед Зимним заполнена будто бы сильнее, толпа интересующихся у отеля «Жемчужина» и в кустах по пути к «П»-воротам и далее в галерею Фонда Ru Arts, расположенную в холле Зимнего театра, достигла ощутимого максимума за последние годы. «Кинотавр - это вещь, - говорил один сочинский зритель другому, - я за полчаса вот с такого расстояния увидел всех, абсолютно всех

«Кинотавр» 2016: От Иосифа Кобзона до Иосифа Бродского

Церемония открытия - моно-спектакль Ренаты Литвиновой: с кокетством, колкостями, рефренами («Мы надеемся найти кинематографические бриллианты (!), нового Феллини, Тарковского, Иоселиани»), многословными одами членам жюри (Ледебев, Шалаева, Сергей Шакуров, Джаник Файзиев, сценарист и режиссер Анна Пармас, оператор Сергей Мачильский, кинокритик Нина Зархи), пересыпаемые видеоколлажами под аккомпанемент нью-эйдж-джазового ансамбля Pervoe Solnce. Чуть позже Александр Роднянский вручит Сергею Бодрову-старшему приз фестиваля за вклад в отечественный и мировой кинематограф, вечером на площади будут крутить «Кавказского пленника» с Сергеем Бодровым-младшим (редкий ретроспективный момент этой зрительской программы на отрытом воздухе).

«Кинотавр» 2016: От Иосифа Кобзона до Иосифа Бродского

Настроение скромной, хоть и юморной, церемонии подхватил фильм открытия - питерский альманах «Петербург. Только по любви», проект «СТВ», «Ленфильма», Натальи Дрозд и Натальи Смирновой. Это коллективная работа, символ творческой силы XXI века, снятая в городе на Неве силами режиссеров Авдотьи Смирновой, Аксиньи Гог, Натальи Кудряшовой, Оксаны Бычковой, Ренаты Литвиновой, Анны Пармас и Натальи Назаровой. Трудно представить более символичный жест для времени, когда искренность, наконец-то, дороже денег.

Александр Роднянский и Анна Уколова

Каждая из новелл рассказывает о любви, одиночестве и надежде на большую любовь людей, живущих в самом красивом городе мира.

Первая новелла АНИЧКОВ МОСТ режиссера Натальи Кудряшовой (участницы прошлогоднего конкурса Кинотавра с фильмом "Пионеры-герои") рассказывает об утомленной одиночеством женщине-экскурсоводе Марине (замечательная Полина Кутепова), сопровождающей по городу иностранные группы. Ежедневное повторение заученного текста превратило ее в эмоционально мертвую зануду, но Петербург - город чудес, где однажды американский индеец может появиться на пути и встряхнуть твои серые будни. Кудряшова больше других постаралась уложить свою историю в формат признания в любви не только людям, но и, собственно, городу.

«Кинотавр» 2016: От Иосифа Кобзона до Иосифа Бродского


Вторая новелла ДЕВОЧКИ - трогательная история о незаменимости родственной близости из жизни члена жюри этого года Анны Пармас, написанная и срежиссированная ею самой. По сюжету 40-летняя Таня, на большом сроке беременности (Светлана Камынина) идет на УЗИ в сопровождении мамы (Надежда Маркина), по дороге они вдрызг ссорятся из-за разного отношения к Сталину, но в конечном счете, обида и раздражение торопливо ретируется, тает как облако от тепла доброй вести: в их пусть неполной, пусть не самой лучшей семье будет еще одна девочка.

«Кинотавр» 2016: От Иосифа Кобзона до Иосифа Бродского


Третья новелла СЕЛФИ - готический трагифарс Аксиньи Гог, в прошлом году участвовавшей в короткометражном конкурсе «Кинотавра» с парафразом караковской «Дурной крови» - «Путешествием Федора по Москве начала XXI века». История про красивую поэтичную девушку (Анастасия Пронина), у которой есть план. Приехать в Питер, напиться, переспать с незнакомцем и утром покончить с собой. На роль героя-любовника принимается расхристанный и подвыпивший юноша, чеканящий селфи «для воспроизведения хроники событий» и к месту и нет приговаривающий «бомба». План по избавлению мира все никак не складывается, нелепая пара гуляет по Питеру (героиня Прониной - в свадебном платье и, кажется, шубе режиссера), а «Селфи» складывается в такой нелепый и отчасти трогательный портрет поколения соцсетей, высоких устремлений и вечно неудающихся глобальных планов на жизнь (смерть).

«Кинотавр» 2016: От Иосифа Кобзона до Иосифа Бродского

Четвертая новелла ПРОСТО КОНЦЕРТ Натальи Назаровой - зарисовка из жизни грубоватой работницы стройки Ольги (Анна Уколова), в стиле клипа «Экспонат» отправляющейся на концерт петербурского мальчишеского хора, где выступает ее ребенок. Методичная, смешная и чувственная история про нежелание девочки в современном мире быть мальчиком, чтобы чего-то добиться (в то время как ее мать трудится на «мужской» работе по той же причине).

«Кинотавр» 2016: От Иосифа Кобзона до Иосифа Бродского

Пятая новелла УТРО Оксаны Бычковой ("Еще один день") - попытка ромкома в ситуации кризиса жанра: парень (Александр Паль) на остановке пытается познакомиться с девушкой (Надежда Лумпова), аттестовавшись глухонемым, та сопротивляется, но все же соглашается дать телефон («Но зачем он вам?»). С этого момента параллельным курсом разворачиваются два сюжета - о зарождающейся любви и трудности коммуникации: героиня Лумповой, которая не привыкла много говорить, рассказывает о себе, герой Паля оказывается в роли вечного слушателя (роли, которая в ромкомовской парадигме мужчинам обычно «не положена»). Простая и внятная картина за счет актерского дуэта и точных деталей ввязывается в неравный бой с чугунными клише и местами даже выходит победителем.

«Кинотавр» 2016: От Иосифа Кобзона до Иосифа Бродского

Шестая новелла ВЫГУЛ СОБАК, срежиссированная Авдотьей Смирновой, рассказывает об одинокой работнице музея Вере (Анна Михалкова), которая живет с собакой ищет героя своего романа всеми возможными способами, не пренебрегая сайтами знакомств и даже помощью не вполне адекватного колдуна (феерическая роль Михаила Боярского). Но каждая женщина, у которой есть собака, знает, что она (собака) и есть - твой главный шанс познакомиться с настоящим мужчиной.

«Кинотавр» 2016: От Иосифа Кобзона до Иосифа Бродского


Седьмая новелла СНЫ ИОСИФА Ренаты Литвиновой - кино о кино, поток сознания одной из дочерей актрисы и режиссера (в фильме у нее их три, старшую играет Яна Сексте с накладным горбом), играющей саму себя. Она наблюдает на «Ленфильме» за съемками картины про сны Бродского в исполнении взбалмошной француженки, общается с Довлатовым (Максим Виторган), предлагающим ей сигарету, двумя Бродскими (один из - редактор «Сеанса», продюсер и поэт Константин Шавловский с острым накладным носом). «Сны Иосифа» - показательный, сновидческий китч, самовлюбленный, зацикленный на красоте в избыточных своих проявлениях, а также игре в реальность - накладной горб, накладной нос, двойничество, сны. Лента Литвиновой утомляет своей эстетикой красивой старой квартиры, но в то же время улавливает саму суть кинематографа - сон, грезу, слепок реальности, а не оригинал, бесконечный поток двойников (все персонажи в той или иной степени напоминают самого режиссера).

«Кинотавр» 2016: От Иосифа Кобзона до Иосифа Бродского

В сущности, Литвинова не просто воспроизводит маленький кусочек мозаики Петербурга по его культурным штампам (Бродский, Довлатов, «Ленфильм»), заставляя актрис дурными голосами читать стихи поэта, но закрепляет за альманахом роль двойника, фигляра, шумящего за помостом. Не случайно, когда на экране под узнаваемую мелодию возникает эмблема «СТВ», вспоминается Балабанов - главный хроникер города на Неве, один из тех режиссеров, чья потеря ощутимо сказалась на отечественном кинематографе последних лет (меньше месяца назад исполнилось три года со дня его смерти).

Сергей Бодров и Сергей Сельянов

Лицо Сергея Бодрова на площади постфактум только усилило это ощущение разговора с призраками в контексте поиска новых имен, поиска фигур для замещения возникшей пустоты. В конкурсе «Кинотавра» этого года много дебютов, вторых картин, много открытости не новым «Феллини-Иоселиани» (последний, к счастью, еще сам продолжает функционировать как творческая единица), а первым Кудряшовым, Бильжо, Твердовским. У нового русского кино молодое лицо, более того - женское, про что во всеуслышанье заявил позапрошлогодний «Кинотавр», а 27-ой - подхватил и закрепил идею, не только с фильмом открытия, но и с пятью женщинами-режиссерами в конкурсе (при 19 заявках из 75, присланных на фестиваль).

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма, комедия
Россия, 2018
мистика, триллер, фильм ужасов
Румыния, США, 2018
комедия, шпионский фильм
Великобритания, США, Франция, 2018
биография, боевик, криминальный фильм
Великобритания, Камбоджа, Китай, США, Франция, 2017
комедия
Италия, 2017
детектив, криминальный фильм, триллер
Великобритания, США, 2018
биография, музыкальный фильм
Франция, 2017
фильм о животных
США, 2018
криминальный фильм, мистика, триллер
США, 2018
приключения, семейное кино, фэнтези
Германия, 2017
комедия
Россия, 2018
вестерн, драма, комедия, трагикомедия
США, 2018
все фильмы в прокате >>