«Кинотавр-2016»: Продай мне эту ручку


статья


16 июня 2016

Как молодые авторы презентовали 10 идей фильмов, и что из этого получилось

«Кинотавр-2016»: Продай мне эту ручку

В деловой программе «Кинотавра» центральным событием стал Рынок проектов, заменивший традиционный питчинг дебютантов. По сути это тот же самый формат, что и был, только участники – не молодые режиссеры и их продюсеры на стадии поиска со-финансирования и прокатчиков, а выпускники расплодившихся в последнее время киношкол (их в России сейчас около сорока) и их сценарии, задумки фильмов, довольно далекие от реализации. В итоге отборочная комиссия включила в шорт-лист 10 проектов, наиболее актуальных и интересных, от шести киношкол - это ВГИК им. Герасимова, киношкола «Свободное кино», Московская школа кино, Московская школа нового кино, образовательный центр «Культбюро» и сценарная мастерская Александра Гоноровского. Участники презентовали работы целому ряду российских продюсеров, среди которых были Александр Роднянский, Джаник Файзиев, Андрей Першин, Елена Гликман, Наталья Мокрицкая и другие.
Мероприятие получилось обоюдоинтересным: продюсеры получили представление о том, какие идеи вынашивают молодые кинематографисты, а авторы, в свою очередь, имели возможность их озвучить и намотали на ус ряд полезных советов от умудренных опытом старших коллег.


Первыми представили свой проект, психологический триллер «Затон», выпускница сценарного факультета МШК Юлия Идлис и ее режиссер-продюсер Гамлет Дульян. Сюжет такой: бывший психиатр пытается вылечить шестилетнего сына от загадочного душевного расстройства, в связи с чем перевозит семью в уединенный загородный дом. Очень скоро они сталкиваются с необъяснимыми проявлениями болезни, сопряженными с угрозой для жизни. Главная идея фильма – одиночество человека и его глубинный страх, у каждого из пяти героев, членов семьи, эти страхи свои. Озвученные референсы («Шестое чувство» и «Сияние»), не удовлетворили экспертов, потому что «в названных фильмах раскрытые загадки открывают иные миры, а у вас – все схлопывается».

«Кинотавр-2016»: Продай мне эту ручку

Проект телевизионного сериала «Идеальные отношения. Веб 2.0», презентованный драматургом из ВГИКа Элей Корсаковой и режиссером-продюсером Иваном Омельченко – ситком, и его герои - молодая пара, блогеры, которые ссорятся однажды на улице и попадают в объектив случайного прохожего, а затем в интернет, где на сайте фейлов набирают бешеное количество просмотров. После этого они решают завести совместный блог, где стараются выглядеть в глазах подписчиков как идеальная пара, хотя на самом деле у них кризис отношений. Авторы хотели бы сделать портрет своего поколения, они считают, что их персонажи будут понятны молодой аудитории, узнаваемы, а сутью серий станут различные курьезные ситуации, возникающие с ними. В качестве референса они назвали «Друзей».


Проект «Пять рассказов о войне» сценаристов Олега Рашидова и Юлии Лукшиной, учеников мастерской Александра Гоноровского, – альманах из пяти историй, действие которых не происходит на войне, здесь нет батальных сцен и патриотического угара, война остается за кадром. Но, тем не менее, каждый из героев принимает в ней участие. Первая новелла, «Мария», уже снята, попала в короткометражный конкурс фестиваля и получила один из дипломов жюри.

«Кинотавр-2016»: Продай мне эту ручку

Фантастическую трагикомедию «Гости» представила сценарист Анна Рубцова (сценарная лаборатория Образовательного центра «Культбюро»). Необычную историю стоит пересказать целиком. Главный герой Володя едет на северо-запад страны, в деревню, на могилу жены, где он много пьет, а потом на острове терпит крушение космический корабль. В нем прекрасная инопланетянка, главный дар которой в том, что она излечивает от алкоголизма. А еще использует водку как топливо для корабля. Гостья исцеляет главного героя, а потом еще одного, слухи ползут быстро, и все женщины в округе начинают привозить к ней мужей. Многие мужчины пытаются соблазнить инопланетянку, но оказывается, что «у нее нет органов для соблазнения». Наташа (такое имя дает ей герой, в честь умершей жены) рассказывает, что ее человеческая оболочка – костюм. Происходит пожар, главный герой погибает, и Наташа его воскрешает. Односельчане видят это и каются, потому что считают себя виновным в смерти жены Володи. Неожиданно костюм Наташи рвется, и под ним обнаруживается чешуя, все видят, что девушка похожа на Голзиллу, и устраивают погоню. Володя тоже бежит, но не может бросить могилу жены, и тогда космический корабль забирает с собой Володю и кладбище и улетает в космос. Интересно, что главным референсом Анна называет фильм «Белые ночи почтальона Тряпицына» и говорит о том, что ей было бы интересно поучаствовать в создании фильма, миксующего Кинга и Шукшина.


Сценарий «Дом. Яблоня. Река» представила Ника Вельт (сценарная мастерская Александра Гоноровского). Это трагикомедия, роад-муви о 10-летнем мальчике Саше и его бабушке, которые только недавно познакомились. Бабушка давно разведена, и обстоятельства гонят ее и внука в сторону Крыма, где у бабушки свой дом. За три дня дороги они встречают несколько растерянных героев, которые ищут счастье, не понимая, какое оно на самом деле, а в какой-то момент у бабушки случается микроинсульт, и она решает изменить маршрут, чтобы попрощаться с бывшим мужем. Но этому не суждено исполниться, Саша узнает это и обманывает умирающую бабушку из любви к ней. Ника подчеркивает, что в этом проекте важны запахи, хрусты, детали, из которых возникает атмосфера фильма. Александр Роднянский сказал участнице, что у него возникла ассоциация с немецкой картиной «Мед в голове», но, в отличие от приведенного примера, «в фильме нет движка, ключевого поворотного события».

«Кинотавр-2016»: Продай мне эту ручку

Будущий фильм «Ночной прилив» представил режиссер из Баку Исмаил Сафарали (МШНК). Это история о 14-летней девочке, у которой пропадает отец-рыбак из небольшой деревни. Она верит, что он вернется. Семья должна провести формальные похороны, потому что деревне неупокоенное тело рыбака приносит несчастье. Но девочка бунтует против этого, вступая в неравный бой с собственной семьей и всей деревней, потому что хочет найти отца. «Она находит отца, и они больше не вернутся в родную деревню», - закончил представление Исмаил, но дальнейшие вопросы относительно финала прояснили, что девочка отправится на поиски и окажется на мифологическом черном пляже, другими словами – в раю для рыбаков. У Исмаила есть со-продюсер в Азербайджане и Берлинские партнеры, отобраны локации для съемок, и после нахождения продюсера с российской стороны он готов приступить к съемкам. Эксперты похвалили автора, а поскольку эта защита оказалась самой внятной и четкой, проект и победил на питчинге.


Сергей Буров (школа «Свободное кино») представил проект «И смех, и грех», черную комедию, состоящую из семи новелл, символизирующих семь смертных грехов и семь кругов ада. Семь районов – это еще и сегодняшняя структура Москвы, таким образом, каждая новелла обретет еще и собственную локацию в столице. Герои фильма и их предположительные исполнители следующие:
Коляныч, охранник года в Ашане (Семчев) - находит ворованные продукты.
Максим, безработный (Трибунцев) - человек, к которому криминальный авторитет подселяет в квартиру каких-то чужих людей.
Дмитрий Петрович, чиновник в Мэрии (Мадянов), чинит дорогу и разбивает ее снова, чтобы начать новый ремонт.
Алиса, менеджер (Светлана Иванова), спускается в метро, чтобы причинять вред другим пассажирам для выхода гнева, и Дмитрий (Федоров), который занимается тем же самым, и им приходится делить территорию. Это единственная история, в которой никто не умирает.
Наташа, жена олигарха (Бузова), мечтает переспать с телохранителем мужа.
Две советские актрисы (Чурикова и Усатова), пытаются выяснить кто больше популярен и кто больше наберет подписчиков в Инстаграм.
Каждая история закончится нелепой смертью героя (за исключением эпизода про метро), а связующей новеллой станет история о воскресшем в високосный год Ленине, который идет общаться в народ и решает, что пришел черед новой революции. Именно этот связующий персонаж не понравился некоторым экспертам, которые посчитали, что в фильме должен быть герой, которого зритель будет любить, жалеть и с кем он сможет ассоциировать себя.

«Кинотавр-2016»: Продай мне эту ручку

«Разговоры», еще один проект мастерской Александра Гоноровского, представил сценарист Алексей Михайлов, который переехал в Москву из Томского академгородка. Он рассказал, что после приезда в большой город ему пришло в голову написать историю про то, как молодой парень чинит мобильники, а затем придумывает коммуникационную программу, которая соединяет незнакомых одиноких людей. Автор хотел бы, чтобы картина была похожа на «Я шагаю по Москве».


Кроссмедиа-проект «Твайбург» - самый масштабный на рынке проектов -представила команда из продюсерской группы образовательного центра «Культбюро» (сценарист Валентина Седлова, сценарист и режиссер Ольга Твайлайт и продюсер Екатерина Стецюк). По жанру это стимпанк, мистический детектив, триллер, а по сути сразу четыре формата в одном флаконе: короткометражный фильм, полный метр, телевизионный сериал и веб-сериал. «Твайбург» - это фантастическая столица могущественной империи из параллельной реальности конца XIX века. Авторы мечтают соединить реальный привычный мир с фантастической вселенной, где есть место алхимии, магии и гениальным изобретениям. Проект предполагает и долю квеста, когда каждый зритель будет иметь возможность принять в нем участие, придумать персонажа и заселить его в этот мир. Уже придуман сценарий короткометражного фильма «Корсет» о безумном алхимике и изобретателе смертоносных корсетов (Демчог), веб-сериал будет состоять из 40 эпизодов по 11 минут, телевизионный – 8 серий. Полнометражный фильм «Ловец душ» запланирован после выхода сериала.

«Кинотавр-2016»: Продай мне эту ручку

Завершающим проектом мероприятия стал «Салон красоты “Пери”» Татьяны Тревак, Натальи Медведевой, Наринэ Абгарян и Серго Устяна. Его героиня Назели, гордая и одинокая, приезжает в маленькую горную деревню и открывает в ней салон красоты, являющийся чем-то невиданным для местных. Сначала у нее только одна клиентка, Сюзанна, 26-летняя бунтарка, по меркам жителей старая дева, которая отваживает женихов и хочет стать журналисткой. Другие женщины видят, какой красивой стала Сюзанна и, сначала тайком, потом открыто, начинают ходить в салон, формируется женский клуб, устраивается торжественный вечер, на котором городские фотографы снимают дам, а затем публикуют их фото в журнале. Мужья очень недовольны, они обвиняют Назели и наказывают жен. Позже выясняется, что Назели беременна, и она говорит, что ее изнасиловали, но ей не верят. Ей приходится покинуть деревню, и через несколько лет Сюзанна находит ее, она живет с дочкой вдали от патриархальной толпы. Референсы фильма – «Шоколад» и «Малена». Именно финал вызвал вопросы экспертов: «Это не фильм про эмансипацию, потому что история заканчивается у вас полным кошмаром – «мужики козлы, бабы суки», а героиня вынуждена сбежать куда-то с дочкой и там жить счастливой жизнью». Авторы услышали критику и уверили, что работа над сценарием продолжится.


Порадовало, что публичной защитой рынок проектов не закончился, и на следующий день состоялся разбор полетов, где сначала был награжден победитель («Ночной прилив», режиссер Исмаил Сафарали). Куратор Анна Гудкова подчеркнула, что не удовлетворена отношением Киношкол к этому важному индустриальному событию. «Киношколы должны были сами отбирать проекты внутри себя. Но они сделали объявление, и дальше кто хотел, тот и слал свои заявки. Это неправильная позиция, на наш взгляд. Чему они учат, и кого они выпускают – это то, что хотелось бы понимать», - сказала она. Тему подхватил эксперт Валерий Федорович, представляющий ТНТ, сказавший, что киношколы (рынок проектов рассматривал заявки участников из 17-ти учебных заведений) показывают полную оторванность от процессов, которые происходят в нашей стране. Другой представитель ТНТ Евгений Никишов указал на то, что степень подготовки участников могла бы быть посерьезнее, и что выбор победителя не составил труда.

«Кинотавр-2016»: Продай мне эту ручку

Продюсер Елена Гликман, сама не раз участвовавшая в разнообразных питчингах, высказала важное напутствие участникам: «Трезво понимать, что вы хотите, нужно не только, когда вы выходите на сцену, но и когда вы в коридоре подходите к продюсеру со своей идеей. Вы должны уметь четко сформулировать идею. Элла МанжееваЧайки») просто подошла ко мне на Кинотавре, в фойе, без всяких питчингов. Это было четкое, продуманное и сформулированное желание того, что она хочет, очень точно вербально поданное, и вы все знаете, что из этого вышло». «У каждого из вас есть своя идея, и если вы горите проектом, если вы можете его правильно сформулировать, попробуйте доказать, что он жизнеспособен, и может быть, рынок повернется к вам лицом», - добавила она.

А Андрей Першин рассказал, как его проект «Самый лучший день!» провалился на питчинге, никто из продюсеров в него не поверил, «Сергей Сельянов говорил, что "нет сил больше слушать, садитесь"». И, тем не менее, Андрей считает, что формат питчинга, как форму взаимодействия с продюсерами, обязательно нужно осваивать: «Подготовка была не очень, не все выучили наизусть текст выступления, не все проверили на родственниках и соседях». Он указал на основные ошибки участников, посоветовал не пользоваться бумажками, не спорить с комиссией, предъявлять как можно больше явной фактуры, конкретики – музыка, цвет, имена операторов, внятные референсы, желаемые актеры. «Через артиста, которого вы хотите привлечь, можно понять суть проекта, потому что артист сам несет жанр», - сказал он.

«Кинотавр-2016»: Продай мне эту ручку

Подытожила это важное образовательное мероприятие Анна Гудкова: «Борясь за вас, людей у которых нет денег, но есть мозги, я требую, чтобы эти мозги работали». Участники восприняли критику с благодарностью, выразили признательность команде Кинотавра за такой прекрасный опыт, за то, что фестиваль «собрал в одном месте всех крутых продюсеров, запер и заставил слушать наши идеи» и пообещали в будущем учесть все свои и чужие ошибки.


Ссылки по теме:

10 заявок отобраны на рынок проектов «Кинотавра»
На «Кинотавре» пройдет рынок проектов

Екатерина Визгалова
Фото: пресс-служба фестиваля и Екатерина Визгалова



Фестивальная колонка сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия статьи: //www.kino-teatr.ru/kino/art/festival/4405/