Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Игровое конкурсное кино: «Прикосновение ветра», «Хит», «Суперплохие», «С 5 до 7», «Искушение» и «Дачники»

В Выборге стартовало 24-е «Окно в Европу» - фестиваль, который как правило оказывается в тени «Кинотавра», а в кризисный для отечественного кино год (по иронии, в Год кино сочинский смотр зафиксировал небывалые разброд и шатание) ему так и вовсе не позавидуешь. Конкурсная программа вызывающе слабая - оторванная от реальности, пестрящая надуманными сюжетами и попросту лишними сценами, вмонтированными будто бы для хронометража. Если разговоры о смерти отечественного кино после «Кинотавра» казались заблаговременным пессимизмом, то Выборг сочинские опасения лишь подтвердил. Ну не специально же парад гомункулов запихнули в один мешок.

Показательным оказывается ролик фестиваля, предваряющий каждый показ, - сцена танца Янковского и Гурченко из «Полетов во сне и наяву»: два-три движения, и он уходит вдаль, а она с грустью оглядывается и продолжает симулировать веселье. Есть опасения, что это иллюстрация предстоящего размежевания отечественного зрителя с российским кино, с которым он только-только начал находить общий язык. Показательно и то, что многие конкурсанты (тут, как и в Сочи, много дебютов) сняты при поддержке Минкульта (эту роль во вступительном видео исполняют пустые качели). Ключевой вопрос, впрочем, не столько, кто виноват, сколько - что нам (теперь) делать с пьяным матросом, который не только бедокурит, но и занимает, как свойственно нетрезвости, слишком много места.


«Окно в Европу»-2016: Что нам делать с пьяным матросом?

Открывшее конкурсную программу «Игровое кино. Осенние премьеры» «Прикосновение ветра» - сшитая из игрового и дока одиссея смертельно больной актрисы (Юлия Ауг) по бурятских степям и дацанам в поисках духовного баланса. Классическая сюжетная формула про человека, который земную жизнь прошел почти до флажка и напоследок обращается к прошлому, в полнометражном дебюте Ольги Еремеевой расцвечивает буддистский колорит Байкала и окрестностей, а также неигровые вставки о путешествии съемочной группы по Бурятии, снятые документалистом Еленой Демидовой. Все это ожидаемым образом напоминает лоскутное одеяло: наигранные диалоги сменяются монологами актрис, пробовавшихся на главную роль в подвале еще старого помещения Театра.doc, экранное переживание Ауг монтируется не только с ее же документальными слезами, но и с веселыми застольями (разрывая и без того слабую связь с мистической составляющей картины), а незадолго до финала в ленту о духовном поиске втыкают сцену с водителем съемочной группы, который долго и со вкусом пьет мед (очевидно, это экранизация поговорки «любишь медок...»). Результат по-своему новаторский: «Прикосновение» - это сразу два неудачных фильма, где док не углубляет игровую составляющую, а сама история производит впечатление не слишком удачной импровизации в декорациях завораживающих видов Сибирского федерального округа.

«Окно в Европу»-2016: Что нам делать с пьяным матросом?

В один день с «Прикосновением ветра» показали еще две ленты с Юлией Ауг: выходивший в прокат «Метаморфозис» и дебют Маргариты Михайловой - мелодраму становления «Хит». Где-то в Москве обитают две девушки: одна (Алена Тойминцева) работает в фото-агентстве, снимает в темноте модных галерей мероприятия со встроенной вспышкой и помышляет о музыкальной карьере, вторая (Соня Озерова) - учится на архитектора, ходит прицепом на свидания подруги матери (Ауг) и мечтает сделать что-то великое. Снятый с подражанием Анне Меликян (в «Хит» слышатся отголоски и «Звезды», и «Про любовь»), дебют Михайловой интересен как попытка нащупать новую визуальность, включающую в себя не только окошки мессенджеров, но и неоновые фигуры, линии, короны, эквалайзеры, пририсованные в игривом духе снэпчата. Параллельно эти необязательные, но характерные детали визуализируют стиль девушки-архитектора, увлеченной идей геометрической абстракции Гего. История про героинь, чей выбор (зачастую искусственно) в обществе сведен к дихотомии «мальчик-слава», тоже любопытна в контексте нового витка женской волны в российском кино. Впрочем, «Хит», чем ближе финал, тем сильнее провисает в психологизме (сцена харассмента непринужденно перетекает в поход по магазинам и приторное свидание на концерте со всеми вытекающими), а под занавес вообще напоминает чеховскую перестрелку в подворотне: все ружья выстреливают, а все персонажи (включая героев Петра Скворцова и Юрия Чурсина) как бы говорят «ой, все» и разбегаются в разные стороны. К работе с фактурой тоже немало вопросов, но на фоне «Прикосновения ветра» эта эта рефлексия выглядит гораздо искреннее.

«Окно в Европу»-2016: Что нам делать с пьяным матросом?

Криминальная комедия Дмитрия Суворова «Суперплохие» - ко всему человеческому напротив равнодушна: это сделанное "под Тарантино" кино, где в первую голову нет понимания, как Тарантино работает с персонажами и историей. Схвачено все с поверхности: ну, музыки много, ну, диалоги должны быть остроумные, ну, цитаты из фильмов, понятное дело, - и кровь, и убийства, и любовь. Очевидные же цитаты оскорбляют термин «киноманский» (от «Рок-н-рольщика» до «Солдат неудачи», от «Криминального чтива» до «Апокалипсиса сегодня»), юмора предательски мало (вместо него - озабоченные подколы и вопли, гомофобские юморески, мизогонические этюды, явления хохота на тему онанизма и прочие находки из арсенала старших классов), про разваливающуюся на скетчи историю достаточно знать, что там фигурируют Китайский квартал (в Москве), гопник с марвеловскими плакатами в комнате, лысый авторитет в исполнении Александра Реввы, ностальгически отплясывающий под «Песняров», и Данила Якушев в роли не слишком удачливого актера Данилы - завистника Козловского, лица мази от геморроя и обладателя сногсшибательных леопардовых трусов.

«Окно в Европу»-2016: Что нам делать с пьяным матросом?

С другого - духовного - фланга поклонников отечественного кино подпирает «Искушение» - дебют актера Александра Тютрюмова, выполненный в новаторском жанре нтв-шной притчи. Написанно и снято «Искушение» так, что прямо из кинозала переносишься к телевизору, только монотонное «развлечение» заменили поучением. Он и она (Кирилл Жандаров и Равшана Куркова) едут в глушь на день рождения, а приезжают в глушь - в хибару смурного отшельника (Федор Добронравов), который оказывается лесным скульптором-миллионером. Ушлый, но высокоморальный мужчина в летах мечтает изваять обнаженную героиню Курковой, а посему хочет ее у бойфренда купить. Поломавшись для приличия, юноша соглашается на три миллиона долларов, но тут в бартер вмешивается девушка - и от предприимчивости современной молодежи у скульптора опадает все вдохновение. Обличительный антикапиталистический пафос «Искушения» тут все время спотыкается о мотивацию в стиле хорроров и диалоги с неожиданными, как испанская инквизиция, ссылками на египетскую мифологию, отечественных поэтов и великих композиторов: на выпад юнца, дескать, на что он еще надеется в его-то возрасте, богатый отшельник заявляет, что Верди написал «Отелло» в 90 (sic!). Попытка высказывания о всеобщей бездуховности таким образом оказывается скомпрометирована идиотизмом лесного оратора (и сценария), гораздо интереснее было бы узнать, как вообще уживаются статуи Анубиса и Иисуса в мастерской последнего оплота высокой морали.

«Окно в Европу»-2016: Что нам делать с пьяным матросом?

Ремарка: и тут в поток системного кризиса врывается кино; отдышавшись.

Про любовь же, в ее природном изводе, повествуют «Дачники» Александра Вартанова, взявшие гран-при омского фестиваля «Движение» и показанные в программе «Выборгский счет». Он (Алексей Маслодудов) сбежал из детского дома, потому что прочел все книги, - и спас ее (Екатерина Стеблина) от стаи агрессивных парней. Она ушла из школы, потому что переспала со всеми красивыми мальчиками, а потом одолела наемного убийцу, подосланного завистницами. Вместе они отправляются в лес, чтобы счастливо жить вдвоем по волчьим законам и истреблять каждого, кто приблизится к их территории. «Дачники», основанные на произведениях драматурга Юрия Клавдиева, начинаются в участке полиции, куда пару молодых и диких сердцем направляют уже после практически уолденовского быта с многочисленными убийствами. С первых минут Вартанов пытается осмыслить новую визуальность: и youtube, и триптих из маленьких кадров, и хоум-видео, и глитч - прежде чем погрузиться в историю любви и насилия зрителя атакуют ловко смонтированными образами на освежающем киноязыке (на фоне торжествующей в конкурсе телевизионщины «Дачники» неожиданным образом выглядят даже редкостью - диким посланцем из мира большого кино). Дальше психологические буря и натиск не стихают: живые диалоги с трелями запиканного мата, визуальный ряд на грани реалити-шоу и помешательства, насилие и доведенные до абсурда идеи любви и локального отечества, когда каждый - чужак, а прекраснейшее из чувств - это то, что действительно может разорвать на части. Отечественная версия «Прирожденных убийц» прокладывает свою тропу между первобытными инстинктами, советским прошлым и современной неопределенностью. Ответ в данной стилистике может показаться неожиданным, но: главное - любить.

«Окно в Европу»-2016: Что нам делать с пьяным матросом?

Все фильмы только о любви: другой участник «Выборгского счета» и обладатель гран-при 13-го фестиваля «Амурская осень» «С 5 до 7» Владимира Щеголькова не исключение. Новая лента от режиссера «Антидури» фокусируется на московском кафе, где в указанные часы сидит в тоске и без дела расставшийся с девушкой менеджер по набору персонала (Александр Ильин), слушает тяжелую музыку и смотрит в окно. За стеклом - мост, трамвайные пути и заплаканная незнакомка (Дарья Мельникова) в трамвае. Встретились взгляды, двое расстроенных в личной жизни начали сидеть за столом и беседы беседовать, а потом возлюбленная к менеджеру вернулась - и стало все сложно, потому что девушка из трамвая - кислород, а некогда любимая - хоть и с ребенком, но не очень. «С 5 до 7» фрагментами кажется отечественной «Амели», сосредоточенной на жизни завсегдатаев кафе, но дополнительные сюжетные линии лишь отягощают незатейливую историю про расставания, более интимную, чем «Статус: Свободен». В историю пары врываются алчущий любви ветеран (Дмитрий Муляр), пара, задумавшая ограбить банк, врезки с забавными, но необязательными собеседованиями и замусоливаемые до неразборчивости и бессмысленности монологи о сексе или мироустройстве. Вдобавок россыпь удачных актерских работ порой капитулируют перед заданными ситуациями, заимствованными, скорее, из сериалов, чем жизни (особенно с этим преуспевают микро-новеллы про ограбление и свадьбу с выходом беременной Дарьи Екамасовой). Редакторские ножницы пошли бы на пользу и сценарию, и самой картине, которая могла бы быть не только по большей части симпатичной, но и даже приятной.

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

фэнтези, экранизация
Россия, 2018
приключения, сказка, экранизация
Россия, 2017
драма, экранизация
Россия, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2017
комедия, молодежный фильм, эротика
США, 2018
комедия, музыкальный фильм
Канада, США, 2018
боевик, приключения, фэнтези
США, 2018
спортивный фильм
Великобритания, 2017
все фильмы в прокате >>