Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Екатерина Барабаш о победителях Венецианской Мостры

После скандального распределения призов на минувшем Каннском фестивале, когда Джордж Миллер с командой раздали призы так, словно впервые в жизни пришли в кино и сильно удивились увиденному, на любого председателя жюри теперь смотрят на всякий случай исподлобья. Ожидают засады. Однако Сэм Мендес, президент жюри 73-го Венецианского фестиваля, разыграл столь изящную мизансцену с распределением наград, что оставил довольными практически всех. Редкий случай и редкое умение.

Причем даже самые резкие критики творчества Лава Диаса, улетевшего на Филиппины с «Золотым львом» за «Женщину, которая ушла», согласились с тем, что такое решение Мендеса стало оптимальным из всех возможных. Героиня, отсидев тридцать лет в тюрьме по ложному обвинению, по выходе намерена мстить обидчикам и заодно искать пропавшего тогда же сына. Вместо этого она знакомится с трансвеститом-эпилептиком, который становится косвенной причиной полной смены планов. «Женщина, которая ушла» - драма на три с половиной часа, снята почти целиком в темноте. Это, с одной стороны, добавляет экзистенциальной мрачности фильму, с другой – заставляет зрителя вольно-невольно внимательнее вглядываться в экран, а вглядевшись – не оторваться. Диас, у которого своеобразные отношения со временем, волшебным образом вовлекает в эти отношения и зрителя – достаточно быстро привыкаешь к этой медитативной темноте, начинаешь чувствовать в ней нерв, ощущать напряжение, пульсирующее на экране, собственной кожей.

Женщина, которая ушла

К Диасу относят очень по-разному. Многие считают его понтярщиком и манипулятором, отказываясь видеть в его творческом методе даже проблески авторского новаторства. Кто-то наоборот – уверен в том, что картины Диаса можно считать новым словом в кинематографе. Но в любом случае филиппинец, нареченный в честь Лаврентия Берия, не дает скучать никому – споры о нем будут продолжаться еще долго.

«Серебряного льва» за режиссуру поделили молодой мексиканец (живущий, впрочем, уже в США) Амат Эскаланте и патриарх Венеции Андрей Кончаловский. «Дикая местность» Эскаланте – наверное, самый скандальный и самый экспериментальный фильм 37-летнего режиссера, уже прокатившегося по самым престижным киносмотрам и ставшего лучшим режиссером Канн-2013 («Эли»). «Дикая местность» опирается на сюжет о пришельцах (тема, популярная в этом году в Венеции), которые имеют особые щупальца – с их помощью пришельцы несут местным жителям несусветные сексуальные радости.

Дикая Местность

Про «Рай» Кончаловского мы уже писали, заметим лишь, что по сравнению с Эскаланте этот фильм – образец консерватизма. Кстати, «Рай», в отличие от «Дикой местности», был принят международной прессой более чем дружелюбно.

Вторая в иерархии венецианских наград – Гран-при – присуждена Тому Форду за вторую в его карьере режиссерскую работу «Ночные животные». Известный дизайнер, Форд впервые опробовал себя в режиссуре в 2009 году фильмом «Одинокий мужчина», впервые принесшим оскаровскую номинацию Колину Ферту. «Ночные животные» (зачем-то переведенные для нашего проката как «Под покровом ночи») сочетают в себе все признаки психотриллера и драматургического эксперимента – действие картины разворачивается как сюжет романа, который читает героиня, периодически обращаясь к реальной жизни и находя в ней подтверждение заложенных в романе рефлексий. И наоборот. Эми Адамс, сыгравшей в этом фильме главную роль хором прочили приз за лучшую актерскую работу, однако жюри решило отдать женский кубок Вольпи другой американке – Эмме Стоун за работу в фильме Дэмьена Шазелла «Ла-ла-лэнд». Очевидно, Мендес и команда решили хоть таким образом отметить свое внимание и уважение к мейнстриму, которого в этот раз в конкурсе было немало и которому «львов» не досталось. Кроме Эммы Стоун. Коллегой Стоун в мужской части актерских наград стал аргентинец Оскар Мартинес, сыгравший вымышленного писателя, лауреата Нобелевской премии, решившего навестить родной городок после сорока лет разлуки и заставшего там болото несбывшихся амбиций.

Под покровом ночи

Ани Али Амирпур, американка иранского происхождения, увезла на родину спецприз жюри за фильм «Отщепенцы» - отважной фантазии на тему недалекого будущего Америки. Это недалекое будущее видится режиссеру довольно-таки мрачным – по крайней мере резервации мигрантов и подонков вдоль границ США рисуются в ярких людоедских красках. В прямом смысле слова, потому что случайно оказавшиеся неподалеку от резервации путники в итоге горестно наблюдают, как их руки и ноги шипят на сковородках, обеспечивая отщепенцам калорийный ужин. В этих резервациях нашлось место и для Джима Керри с Киану Ривзом, что хоть немного смягчило сложное послевкусие.

Лучшим сценаристом объявлен Ноа Оппенхайм, рассказавший о нескольких днях жизни Жаклин Кеннеди. Сценарий стал основой фильма чилийца Пабло Ларрайна «Джекки», а образ первой леди США воплотила Натали Портман. И сделала это очень добросовестно, представив зрителю нескольких разных Джекки – до убийства мужа, в первые часы после него и через неделю, когда она пытается осмыслить трагедию и себя саму. Да и фильм сам именно что добросовестный, здесь всего в меру – драматургической свежести (что и отметило жюри), уважения к персонажам, легкой насмешки над американской государственной машиной, здорового мейнстрима. Вообще в этот раз американское кино не прошло мимо внимания жюри, как это часто бывает в Венеции. Дядя Сэм Мендес не позволил.

Джекки

При том, что Венецианский фестиваль при новом руководителе – Альберто Барберра – постепенно утрачивает репутацию площадки для эксперимента, места, где готовы приветствовать и привечать все новое, необычное, все-таки авторское кино, здесь не забывают и не забудут в ближайшее время. Иначе фестиваль потеряет и смысл, и лицо. И от личности президента жюри зависит не так уж мало – как минимум привлечь внимание к тому, что хорошо, и постараться запихнуть в дальний угол то, что не заслуживает серьезного внимания, но зато и так найдет дорогу в жизнь благодаря прокату.

Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

приключения, фэнтези
США, 2019
биография
Россия, 2020
научно-популярный
Австралия, 2019
приключения, семейное кино, фильм о животных, экранизация
США, 2019
драма, социальная драма
Чили, 2019
триллер, фильм ужасов
Италия, 2019
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
Канада, США, 2020
исторический фильм
Россия, 2020
детектив, комедия, криминальный фильм
Румыния, Германия, Франция, 2019
боевик, комедия, приключения, фильм о животных, экранизация
США, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен