Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Японская анимация на Сахалине: Макото Синкай, Хироюки Окиура, Мамору Хосода и снова Синкай

«Край света»-2016: Лето - это арбуз, фейерверки и девушки

В рамках 6-го сахалинского международного кинофестиваля «Край света» состоялся цикл ретроспективных показов «Азиатская анимация. Траектория внутрь»: четыре фестивальных дня на сцену кинотеатра «Октябрь» выходил продюсер Reanimedia Степан Шашкин в костюме лесного тролля Тоторо из аниме «Мой сосед Тоторо» Хаяо Миядзаки и рассказывал зрителям про режиссеров и анимационные фильмы, привезенные на Сахалин. Три автора на подступах к пятидесяти (Макото Синкай, Хироюки Окиура, Мамору Хосода), четыре картины (2004-2011), в зале - зрители всех возрастов; в последний день пенсионеров, кажется, даже больше, чем детей и подростков, что в равной степени удивительно и здорово.

Выборка не заумная, но и не попсовая: вместо главного произведения мастера (у Синкая - «Пять сантиметров в секунду», у Хосода - «Девочка, покорившая время») - вещи чуть менее очевидные. Миядзаки не представлен вовсе - завершивший карьеру мэтр, конечно, глыба, но для широты кругозора полезно дать дорогу к зрителю и тем, кто помоложе. Дух Миядзаки, впрочем, бродил по залу, проявляясь и в мягком сером костюме Шашкина, и в визуально-сюжетных построениях младших коллег. Кажется, «Траекторию внутрь» выстроили таким образом, чтобы это влияние постепенно спадало, а из-за спины мастера могли выглянуть чужие анимационные вселенные: от «Ловцов забытых голосов» и «Письма для Момо» - к «Летним войнам» и «За облаками».



«Край света»-2016: Лето - это арбуз, фейерверки и девушки



Макото Синкай: «Ловцы забытых голосов» (2011) / «За облаками» (2004)

Романтик и практически фотореалист Макото Синкай, которого иногда называют «новым Миядзаки» (это не расхожая практика, а красивый оборот из нескольких рецензий), - апологет максималистских и сентиментальных сюжетов про школьные годы, забытые мечты, первую любовь и расходящиеся тропки человеческих судеб. Художник и режиссер описывает переживания подростков без какой-либо дистанции, с тем же перехлестом, надрывом и поэтическим многословием, иллюстрируя их обилием трогательных деталей, нарисованных в реалистичной манере. Дебютный полный метр Синкая «За облаками» - про любовь и дружбу в альтернативной Японии 90-х, разделенной США и СССР после Второй мировой: Союз возвел на Хоккайдо загадочную башню, буквально разделяющую небо пополам; трое школьников, живущих в южной, американской, части страны наблюдают постройку с мечтательным любопытством и грезят узнать, что же там.

Череда зарисовок об одиночестве, взрослении и любви нанизаны на нить фантастического сюжета про параллельные миры - своего рода сны Вселенной. Опадают листья сакуры, двое юношей и девушка мнутся и краснеют, тоскуют и впадают в отчаяние, закатный свет проливается на парты у окна, бликующие поезда целеустремленно бегут по рельсам, а мечтой приходится пожертвовать то ли ради любви, то ли ради обещания. Схожий джентльменский набор Синкай предъявил в наиболее успешном своем проекте - триптихе «Пять сантиметров в секунду», где вновь воспроизвел любимые образы: сакура, поезда, неприлично красивое небо, охлаждающий снег, стрельба из лука и тоска, идущая по проводам.

«Край света»-2016: Лето - это арбуз, фейерверки и девушки

От характерной визуальной и сюжетной манеры Синкай несколько отступается в «Ловцах забытых голосов» - более драматургически выстроенном оммаже Миядзаки, чей «Ходячий замок» - его любимое аниме. Стойкая девочка Асуна, растущая без отца и при вечно занятой матери-медсестре, любит слушать на горе самодельное радио в компании необычного котенка Мими, пока не узнает о существовании подземного мира, где скрылись помогавшие юному человечеству боги-кетцалькоатли и расположены врата жизни и смерти. В «Ловцах» Синкай не перегружает изображение деталями (дух захватывает от фантазий и масштаба), замешивает ключевые сюжеты и образы Миядзаки (от «Навсикаи» и «Унесенной призраками» до «Рыбки Поньо»), а также проводит параллели между японской, европейской и древне-американской мифологией. Кетцалькоатль - божество из ацтекского пантеона, а сюжет про нисхождение в ад за возлюбленной и вовсе универсален: в Стране восходящего солнца он известен как миф про Идзанаги и Идзанами, в европейской культуре - про Орфея и Эвридику. Вместе с внятной историей возникает и дистанция между режиссером и героиней, это по-прежнему пронзительная, но более зрелая и поучительная история, чем предыдущие работы Синкая, но уже в «Саду изящных слов» он вновь вернется к излюбленной манере.

Следующего представленного в программе режиссера - Хироюки Окиура - с Синкаем роднит не только влияние Хаяо Миядзаки, но и сюжетные параллели: история про девочку, потерявшую отца, присутствует и в «Ловце забытых голосов», и в «Письме для Момо», а также оба постановщика при помощи альтернативной истории в некоторой степени стараются осмыслить послевоенный период страны - в «За облаками» и «Оборотнях» соответственно.


«Край света»-2016: Лето - это арбуз, фейерверки и девушки



Хироюки Окиура: «Письмо для Момо» (2011)

Аниматор с тридцатилетним стажем, Окиура рисовал в составе группы художников «Акиру», «Призрака в доспехах», «Воспоминания о будущем», «Паприку» и еще два десятка аниме. В 1999-м студия Bandai предложила ему дебютировать в режиссуре с фильмом «Оборотни» - экранизацией одного из сюжетов популярной манги «Легенда о псе-волке» Мамору Осии, которую сначала собирался ставить сам автор, но студия посчитала, что это не очень хорошая идея и разжаловала его до сценариста. «Оборотни» Окиуры, визуально близкие к «Призраку в доспехах», стали политическим прочтением «Красной шапочки» с вкраплениями «Головокружения».

В антураже альтернативной Японии, которую захватила Германия после победы во Второй мировой, специальный отряд полиции ведет борьбу со свободолюбивыми подпольщиками, и на глазах у одного из бойцов себя подрывает девушка в красном плаще, что вместе с физическими увечьями от взрывной волны наносит ему еще и глубокую психологическую рану, излечить которую предположительно сможет сестра погибшей - ее точная копия. Сюжет ближе к финалу совершит обязательный кульбит, объясняющий название и фиксацию на чучелах волков, а небо над Токио так и останется серым.

Через два года Мироюки Окиура станет со-режиссером полнометражной версии «Ковбоя Бибопа» вместе с создателем сериала Синъитиро Ватанабэ, а третий (и второй сольный) проект заставит себя ждать десять лет.

«Край света»-2016: Лето - это арбуз, фейерверки и девушки

«Письмо для Момо» - тоже история про встречу со смертью, когда жизнь только началась: потерявшая отца печальная девочка Момо переезжает с матерью (которая пойдет на медсестринские курсы) на окраинные острова Японии, где внезапно познакомится с тремя зловредными и пугающими, но добрыми внутри духами, которые немного бестолково, но действенно помогут ей смириться с утратой. «Письмо» напоминает более взрослую версию «Моего соседа Тоторо», фокусируется не быте небольшого городка и переживаниях девочки, периодически разукрашивая и то, и другое выходами упомянутых трех ками, один из которых, судя по всему, перманентно обдолбан. Сняв сказку-притчу про нахождение гармонии после потери близкого человека, Окиура снова затаился - и следующие пять лет в режиссерское кресло не садился.

Несколько особняком от Синкая и Окиуры стоит Мамору Хосода - режиссер, не в последнюю очередь интересующийся современностью и новыми технологиями (а не мрачными предзнаменованиями).


«Край света»-2016: Лето - это арбуз, фейерверки и девушки



Мамору Хосода: «Летние войны» (2009)

Начав режиссерскую карьеру с сериалов «Дигимоны» (цифровой аналог покемонов) и «Ван-Пис», Хосода снял два полнометражных фильма про диджитальных монстров (один в паре с Сигуэясу Ямаути), затем поработал на еще одном известном сериале - «Самурай Чамплу» - и в завершении первого акта своей карьеры снял шестой полнометражный фильм из линейки «Ван-Пис». Отдельный от франшиз творческий путь он начал в 2006-м, «Девочкой, которая покорила время» - пронзительной историей про взросление, первую любовь и путешествия во времени, как бы экранизацией одноименного романа Ясатака Цуцуи 1967-го (на самом деле у книги около десятка полнометражных и многосерийных экранизаций разной степени близости к первоисточнику, и версию Хосоды точнее называть сиквелом, потому что героиня аниме - племянница героини книги). Цуцуи в 1993-м напишет роман «Паприка», который блестяще экранизирует великий (и уже покойный) Сатоси Кон.

После «Девочки» Хосоде понадобится три года, чтобы снять «Летние войны» - футуристическую подростковую комедию, в которой перемешиваются праздное лето, виртуальный мир ОЗ с элементами социальной сети, на которую подсаживаются даже начальники крупных корпораций, а также неотъемлемая поездка в деревню к родственникам. Первая красавица школы Нацуки просит о помощи двух приятелей, но «вакансия» только одна, поэтому они разыгрывают её на камень-ножницы-бумага - и в деревню на день рождения 90-летней бабушки её сопровождает математический гений Кайсо, чуть-чуть не добравший баллов для попадания на тематическую же олимпиаду. В старинном доме строгой пожилой женщины выясняется, что Кайсо должен изображать бойфренда Нацуки перед настоящей толпой родственников - потомков самурайского рода с соответствующими заскоками. В первую же ночь под чужой крышей начинает происходить всякая чертовщина: кто-то взламывает программный код страны ОЗ - и подозревают Кайсо, ночью разобравшегося с каким-то шифром, полученным от анонима. Как в виртуальном мире, так и в реальном начинается хаос, и подзабывшим о классической коммуникации людям предстоит вспомнить, что все они одна большая семья. «Войны» ловко балансируют между семейной драмой и виртуальным предапокалипсисом, переключаясь от общественного к личному так быстро, будто это соседние вкладки браузера.

«Край света»-2016: Лето - это арбуз, фейерверки и девушки

Хосода демонстрирует возросшее искусство монтажа, режиссируя многие сцены попросту ювелирным по ритму и продолжительности чередованием кадров. После такой гонки запыхавшийся зритель попросту рушится в объятия примирительного семейного финала, который несколько смазывает слишком частое поминание самурайской доблести большого семейства. Тут же Хосода проговаривает свое кредо: лето - это арбузы, фейерверки и девушки. В «Девочке, покорившей время» хватает и первого, и третьего, а фейерверки бывают не только пахнущие порохом, но и, так сказать, сердечные, взрывающиеся от запахов, прикосновений и взглядов. Случается по Хосоде это, правда, только в июле - оба фильма ограничены этим месяцем.

После «Летних войн» режиссер снял два аниме про не совсем обычных детей - «Волчьи дети Амэ и Юки» и «Дитя чудовища» (последний в России уже не прокатывали).

Разумеется, представленная на Сахалине троица режиссеров, мягко говоря, далеко не исчерпывает пантеон анимационных мастеров Японии, но для начала прекрасной дружбы - это вполне подходящие кандидаты.

«Край света»-2016: Лето - это арбуз, фейерверки и девушки

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

криминальный фильм, триллер
Испания, 2016
триллер, шпионский фильм, экранизация
США, 2018
детский фильм, комедия, приключения, фильм о животных
Россия, 2018
драма, фильм ужасов
Великобритания, 2017
комедия, мелодрама, музыкальный фильм, научная фантастика
Великобритания, США, 2017
драма, спортивный фильм
Россия, 2018
боевик, комедия, криминальный фильм, приключения, семейное кино, фильм о животных
Великобритания, США, 2018
комедия
Франция, 2018
фэнтези, экранизация
Россия, 2018
приключения, сказка, экранизация
Россия, 2017
драма, экранизация
Россия, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2017
все фильмы в прокате >>
«Тело»
Ролики фильмов

«Тело»

Девушка, страдающая от необычного заболевания, хочет заменить свою кожу - чужой. Но для этого надо убить другого человека.