Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Женщины про женщин

Мы продолжаем всесторонне исследовать грани Берлинского фестиваля, на котором не обходят вниманием ни одну социально значимую тему и освещают проблемы совершенно разного толка. Заметно, как любят здесь серьезный посыл в фильме, социальный пафос, способный вызвать праведный гнев и взбудоражить общественную дискуссию. Что является причиной того, что немцам до любых человеческих проблем есть дело, и все несправедливости мира ранят их до глубины души, предмет отдельного разговора, но факт есть факт: маленькое камерное кино без громких заявлений здесь, похоже, большая редкость.
Поскольку фильмы в программе очень разные, и некоторые из них рифмуются друг с другом, мы, посмотрев ряд картин, нашли повод поговорить про ленты женщин-режиссеров, хотя это присутствие на мировых смотрах уже давно не тренд, а данность. В нашей подборке конкурсный фильм Агнешки Холланд, две картины, в которых главную роль играет Лолита Шамма - дочь Изабель Юппер, а также две симпатичные документальные ленты про материнство.




«След зверя» // Pokot (Конкурс)

След зверя

В конкурсе показали новую ленту польского режиссера Агнешки Холланд, снявшей двадцать лет назад «Полное затмение», а в 2010-е плотно подсевшей на сериалы («Карточный домик», «Любовники», стремительно закрытый «Ребенок Розмари»). Богатейший кабельный опыт в «Следе зверя» чувствуется с первых кадров - интро обещает чуть ли не «Настоящий детектив» (производство картины поддержало HBO), а потом картина стремительно скатывается до уровня «Даши Васильевой» или какой-то другой экранизации Донцовой на деньги большого, но российского канала.
На границе Польши и Чехии живет немолодая женщина по фамилии Душейко (Агнешка Мандат-Грабка) - учительница английского и хозяйка двух собак, верящая в астрологию и беззаветно любящая животных. А большинство её соседей - отпетые охотники, мерзкие во всех отношениях. Сначала у героини пропадают обе собаки, и она отправляется разыскивать их ночью, созвав каким-то образом ватагу учеников младших классов. Чуть позже в лесу начинают обнаруживать мертвых охотников. И астролог-учитель переквалифицируется в детектива.

Можно подумать, что «След зверя» - прямолинейный, как ружье, манифест в защиту животных, но то ли сама Холланд, то ли автор романа-первоисточника Ольга Токарчук постоянно кренятся в сторону фарса на тему пенсионной одержимости хорошими идеями, доведенными до абсурда. Душейко на голубом глазу сообщает, что астрология менее сомнительная наука, чем все остальные, а её любви к животным и природе никак не противоречит создание резных фигурок из дерева (явно расставшихся с почвой не по доброй воле). Верить такому кино страшно в той же степени, в какой считать его сатирой на «хорошие дела»: над учительским остроумием «Следа зверя» может рассмеяться лишь отличник-подлиза, да и то неискренне.



«Странные птицы» // Strange birds (Форум)

Берлинале-2017: Мама, не горюй

Снятая Элис Жерар французская картина с многообещающим названием оказалась слегка абсурдистской комедией про девушку Мави (Лолита Шамма), приехавшую в Париж. Тот оказывается не таким большим, как казалось, зато всем тут есть до всего дело: в газетах постоянно пишут про всемогущего иранского хакера, молодежь бастует против радиации, с неба неприлично часто валятся альбатросы. Вдобавок Мави знакомится с престарелым Жоржем (Жан Сорель из «Дневной красавицы»), у которого есть темное прошлое и книжный магазин, куда никто уже сорок лет не ходит (примерно с открытия). Мави и Жорж, разумеется, влюбляются друг в друга, потому что любят книги (в кадре мелькают то поэт Жак Превер, то Жорж Перек, то Вирджиния Вульф). Большую часть фильма они обсуждают, что совместное счастье у них могло бы произойти, если бы не разница в возрасте. Еще Жорж критикует современную молодежь, которая бунтует по канону хиппи, а не как его сверстники в 60-е (тогда люди еще читали бумажные книги, поэтому не боялись реальной жизни).
«Странные птицы» напоминают образцовую сатирическую мелодраму с пропиской во Франции: местами тут проскакивает что-то от Каракса, что-то от Полански, что-то от Пьера Леона. Кино в хорошем смысле романтическое и забавное, но по-настоящему смешно, когда Мави тупит глаза в книгу под аккомпанемент бурного секса в соседней квартире. Учитывая поразительное сходство Шаммы с матерью, сложно представить, чтобы Юппер такое смутило.



«Барьер» // Barrage (Форум)

Берлинале-2017: Мама, не горюй

А вот фильм, в котором Изабель Юппер и ее дочь Лолита Шамма сыграли дуэтом. Это семейная психологическая драма про отчуждение и детские травмы. Шамма играет молодую страдающую от затяжной депрессии женщину по имени Катрин, которая 10 лет назад оставила новорожденную дочь Альбу на попечение матери Элизабет (Юппер) и уехала из страны. Теперь она возвращается без предупреждения и, несмотря на недовольство матери, которая совсем не рада встрече, выбивает индивидуальное свидание с Альбой и едет с ней в дом, где прошли ее тревожные детские годы. Чтобы стать хорошей матерью, ей приходится преодолеть не только недоверие девочки, но и разбередить старые раны, связанные с воспоминаниями о собственном детстве.

Название фильма также переводится как «плотина», «заграждение» - и то, и другое на экране присутствует, визуализируя опасность пополам с психологическими стенами между невероятно похожими друг на друга лицом женщинами трех возрастов. А вот персонажей противоположного пола здесь, можно сказать, нет совсем: мужское начало олицетворяет лишь хищно ухмыляющаяся кабанья голова, в какой-то момент с грохотом падающая со стены на пол.

Режиссер Лаура Шредер выбирает для этой картины редкий теперь формат кадра 4:3, выводя из внимания все, что может помешать сконцентрироваться на переживаниях героинь. Но еще важнее интимная интонация и деликатность, с которой идет экранное повествование, именно они в итоге позволяют испытать сочувствие к героям этой истории.



«Небольшой разговор» // Ri chang dui hua (Документальная панорама)

Берлинале-2017: Мама, не горюй

Отношения мамы, дочери и внучки находятся и в центре тайваньского документального фильма Small Talk, только акцент здесь сделан на старшую из женщин. Дочь-режиссер Хуэй-Чэн Хуанг снимает угрюмую мать-лесбиянку Ану, пытаясь достучаться до нее и понять причины ее замкнутости. Та работает жрицей на похоронах, дома почти все время молчит, но вообще-то всю жизнь она предпочитала проводить с подругами, нежели с двумя дочерьми. Они появились в браке, но жизнь с мужем была невыносимой, и матери пришлось бежать с детьми, не взяв с собой даже вещей. С тех пор минуло больше 30 лет, обе дочери выросли и сами обзавелись детьми, но любовью матери избалованы не были. После того, как Хуэй-Чэн сама стала мамой, он решилась нарушить молчание и преодолеть некоторые табуированные и дома, и в обществе темы.

Фильм начинается как интимный разговор, настоящая док-терапия. Хуэй-Чен ходит за мамой с камерой, та просит ее не усердствовать, но волей-неволей постепенно начинает раскрываться. Под прицел камеры попадают и другие родственники. В какой-то момент интим улетучиватся под натиском пикантных вопросов Хуэй-Чэн: «Сколько у тебя, мама, было любовниц?», «Знал ли ты, дядя, что твоя сестра любит девушек?», и даже бывшим любовницам приходится рассказывать о том, где они познакомились и как за ними ухаживала мама. Фильм так бы и пошел по этой прямой дороге преодоления общественного и внутреннего ханжества, ничего толком не сообщая об отношениях внутри семьи, но в конце-концов Хуэй-Чэн садится напротив матери, чтобы вызвать ее на самый откровенный разговор и как следует проплакаться (да, перед тремя поставленными камерами). Только тогда ее фильм становится предельно личным, открывает новые грани, фактически переворачивает наше мнение о героях и провоцирует на размышления о собственных отношениях с родителями. Идеальными они никогда не бывают.



«Родина» // Motherland (Форум)

Берлинале-2017: Мама, не горюй

Наполненный удивительной теплотой, динамичный и не лишенный чувства юмора документальный фильм Motherland снимался в самом крупном в мире роддоме, расположенном на Филиппинах. Это одна из государственных больниц, где каждый день рождается по 100 и более детей, настоящая фабрика по производству людей. Больница переполнена - на Филиппинах при низком уровне дохода очень высокая рождаемость: в среднем на одну семью приходится по 5 детей, поэтому в качестве основных героинь фильма режиссер Рамона Диаз выбирает именно таких, типичных для этого государства женщин. Мы наблюдаем, как они проходят все этапы «производственного цикла» - от поступления в родильное отделение до выписки. Логистика довольно сложная – роды принимают одновременно у десятка женщин, малышей кладут на живот маме и увозят, их сменяют следующие, каталки одна за одной следуют в послеродовую палату, которая представляет собой огромный, заставленный кроватями зал без перегородок.

Здесь тесно, шумно, за каждой матерью закреплен номер, по громкой связи женщин вызывают на осмотр или свидание с родственниками, если отлучиться, ребенок может потеряться, придется его хорошенько поискать, и можно даже обнаружить, что твоего расплакавшегося голодного младенца уже кормит грудью другая женщина. Самые напряженные беседы - в отделение планирования семьи, там врачи буквально умоляют женщин поставить внутриматочную спираль и не рожать больше. Кто-то из вчерашних рожениц говорит, что мама-католичка ей запретила предохраняться. «А когда вы сексом занимаетесь, вы у мамы спрашиваете?», - парирует доктор. - «Сколько вы планируете иметь детей?». «Пока пять», - говорит совсем юная мама. Ей 24 года, и у нее дома подрастают уже четверо. Государственная политика - снижение роста численности населения - дает свои плоды довольно медленно. Ежедневно в стране рождается более 1800 и умирает около 550 человек. Каждый день +1200. Так что фильм этот, воспринимаемый нами как экзотика, вероятнее всего изнутри смотрится несколько иначе.

обсуждение >>

№ 1
Lexx   14.02.2017 - 18:55
... Ага, ну мы все намек поняли, да? читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

драма, экранизация
США, 1994
боевик, научная фантастика, триллер
США, 1991
Грузия, Россия, 2019
биография
Франция, 2019
драма, исторический фильм
Франция, 2019
детский фильм, семейное кино, фэнтези
Мексика, 2019
драма, триллер
Россия, 2019
драма
Россия, 2019
драма
Армения, Россия, 2018
комедия, фильм ужасов
США, 2019
драма, комедия, приключения
США, 2019
боевик, приключения
Россия, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен