Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

«Гофманиада» Станислава Соколова: Просто куклы стали старше

На Суздальском фестивале состоялась официальная российская премьера полнометражного кукольного мультфильма-долгостроя

«Гофманиада» - фильм со сложной и даже трагичной историей. Работа над ним началась в 2001-м году и ассоциировалась в первую очередь с именем художника Михаила Шемякина, который создал поистине гениальные куклы. Как это нередко бывает с амбициозными мультипликационными проектами, производство затянулось. Полнометражные мультфильмы и так делаются нередко по 5-6 лет, но «Гофманиада» пошла на рекорд: она создавалась 16. Роль сыграло и отсутствие финансирования, и бардак, царивший почти все эти годы на «Союзмультфильме» и в том числе некоторые творческие разногласия (фильм получался не таким, каким его хотел видеть Шемякин – и в конечном итоге художник от него практически отрекся).

В какой-то момент казалось, что как многие долгострои, «Гофманиада» так и останется незавершенной, тем не менее, режиссер Станислав Соколов довел эту невероятную работу до финала, впрочем, тоже относительного, ибо в ближайшие месяцы, возможно, вплоть до выхода в прокат, студия планирует продолжать работу над фильмом.

«Гофманиада» Станислава Соколова: Просто куклы стали старше

Наверное, не в последнюю очередь из-за такой сложной истории создания, «Гофманиада» получилась фильмом странным. Она смотрится немного как анахронизм, как не совсем завершенная работа другой эпохи, вытащенная из спецхрана и представленная, наконец, на суд публики. Если даже в 2007-м, когда показывалась первая часть «Гофманиады», фильм выглядел вполне современным, то в 2018-м, когда кукольное кино снова в моде, когда тон задают потрясающие работы Уэса Андерсона и студии Laika, картина кажется уже старомодной, а разного рода недоделки бросаются в глаза. Наконец, в силу того, что разные части снимались в разное время, моментами возникает ощущение, что «Гофманиада» как бы не совсем цельное произведение - склеенное из лоскутов. Одним словом, претензий к фильму можно предъявить много, и все они были предъявлены профессиональным зрителем (в частности, на Суздальском фестивале в кулуарных обсуждениях).

И все же, странным образом, все эти недочеты совершенно не мешают фильму оставаться выдающимся, интересным, цельным и аутентичным. Возможно, главным образом из-за того, что эпоха романтизма, в духе которой создан фильм, абсолютно все это допускает: недоделанность, незавершенность, фрагментарность. Мятущийся художник, разрыв между идеалом и действительностью, попытка ухватить какие-то тонкие материи и возвышенные чувства, выражение которых доходит порой до художественного неприличия и пошлости… Все это составляет сущность и неотразимое обаяние романтической эпохи, вместе со страшными видениями и постоянным присутствием чего-то невыразимого, что рвется быть выраженным и не находит для этого ни образов, ни слов.

«Гофманиада» Станислава Соколова: Просто куклы стали старше

Главный герой фильма – молодой Эрнест (собственно, сам Гофман). Днем он служит в канцелярии, а по вечерам пытается писать свою оперу «Ундина». Суховатый молодой человек, скучно корпящий над бумажками, и бесконечно грезящий о чем-то большем. О великой любви, о прекрасной стране Атлантиде, о событиях более великих и важных, чем канцелярская рутина. Его фантазии настолько сильны, что они буквально захватывают жизнь Эрнеста, так, что он почти не способен отличить явь от вымысла. Он влюблен в прекрасную змейку Серпентину, страшится коварного Песочника, встречает на улице Крошку Цахес и разговаривает с Щелкунчиком. Реальные трудности и мелкие неудачи, с которыми он сталкивается, тут же облачаются в фантазии: сердитый друг отца оборачивается Песочным человеком, который хочет забрать его глаза, девушка из окна напротив представляется заводной куклой, созданной злодеями, чтобы Эрнест забыл свою истинную любовь, а сам Эрнест в ответ на унизительную ситуацию способен обернуться великаном.

«Гофманиаду» сложно с чем-то сравнивать – настолько она самобытна и выпадает из контекста нашего времени с его рационализмом и позитивизмом. Такой авторский, искренний и совершенно неконъюнктурный фильм, наверное, мог возникнуть только в том безвременье, в котором он и снимался, когда руководство студии «Союзмультфильм» менялось каждые несколько лет, и режиссер обладал высочайшей степенью свободы от диктата чиновников и финансистов. Отчасти сумбурная, во многом нелогичная «Гофманиада» передает остро и точно ощущения романтика, художника, поэта, запертого в бытовой реальности, но живущего вовсе не ею, а фантомной жизнью – в мучительных метаниях между двумя несуществующими прекрасными девушками, в страхе перед выдуманными чудовищами. В современном мире все это кажется банальным сумасшествием, как и 16-летняя работа над картиной, которая очевидно и заведомо не принесет сумасшедшего бокс-офиса. Однако «Гофманиада» и впрямь анахронизм. Это отблеск прекрасной эпохи свободных художников, невероятных фантазий и долгих безумных снов о чем-то большем.

«Гофманиада» Станислава Соколова: Просто куклы стали старше

Подписаться на рассылку новостей
фильмы

обсуждение >>

№ 1
khazad_dum   20.03.2018 - 18:11
Спасибо, Мария! Прекрасная рецензия на прекрасный и уникальный фильм! читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

мелодрама, научная фантастика
США, 2018
комедия, мелодрама
Россия, 2018
биография, драма, триллер
США, 2018
боевик, комедия, фильм ужасов
США, 2018
научная фантастика, триллер, фильм ужасов
США, 2017
драма, комедия
Германия, 2017
научно-популярный
Китай, Россия, США, Швейцария, Южная Корея, 2018
комедия, семейное кино
США, 2018
боевик, фильм-катастрофа
США, 2018
мистика, фильм ужасов
Россия, 2018
комедия
США, 2018
все фильмы в прокате >>