Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Суздальский фестиваль-2018: Рассказы Габриадзе, полет Гагарина и доверие Германики

На прошлой неделе в Суздале проходил XXIII фестиваль российской анимации, на котором можно было увидеть более 200 фильмов, 108 из которых в конкурсной программе. Оставшиеся – во внеконкурсной, а еще в ходе форума работала медиатека, где были представлены все работы, присланные для селекции. Среди них тоже было много интересных, стимулирующих к размышлениям о том, что происходит в российской анимации, кто и зачем производит мультфильмы, куда движется индустрия в целом.

Сразу скажем, что впечатление от нынешнего состояния отрасли позитивное, есть ощущение подъема, воодушевляют не только отдельные авторы и их фильмы, но и целые кинокомпании. Мощно топит студия «Паровоз», «Союзмультфильм» удивляет (о нем мы расскажем отдельно), анимацию высокого уровня показывают уральцы - студии «Снега» и «Урал-синема». Учебное кино очень интересно и разнообразно представлено – кажется, и с образованием для аниматоров у нас теперь тоже все хорошо, и государственная поддержка индустрии в целом стала серьезнее. Растет качество и количество картин, но, что самое удивительное, государство не мешает аниматорам снимать то, что они хотят. В документальном кино, допустим, финансируют в основном правильное и полезное, и оно ужасно, в анимации такого нет, поэтому док в стране загибается, а анимация цветет. И, кстати, все чаще заползает на территорию документального. Об этом и поговорим.


Суздальский фестиваль-2018: Рассказы Габриадзе, полет Гагарина и доверие Германики

Наконец-то можно говорить, что в Россию пришла документальная анимация, то есть мультфильмы, в основе которых лежат реальные истории, и слышен голос рассказчика. О жанре заговорили 10 лет назад. Он родился на свет, наверное, в 2008-м, когда появился «Вальс с Баширом». Долгое время считалось, что док превращается в анимацию, только чтобы говорить на болезненные и неудобные темы – война, секс, нетрадиционные отношения и так далее. К счастью, документальная анимация не приняла такие рамки и проблемами не ограничилась.

В суздальской программе этого года было несколько работ с использованием реальных историй. Полностью ли фильмы построены на записанных интервью, голоса ли реальных людей включаются фрагментарно или сюжеты из жизни разыгрываются актерами – не столь важно; все-таки любое кино – не документ, а художественное высказывание. Привнесенная реальность становится частью художественной, дает дополнительное измерение, но зачастую она же сокращает расстояние до зрителя, делает анимацию более искренней.

Суздальский фестиваль-2018: Рассказы Габриадзе, полет Гагарина и доверие Германики


Так происходит, например, в картине, получившей приз за лучший студенческий фильм, «А как наши космонавты», режиссер Галина Голубева. В его основу положена одноименная фольклорная песня, исполняемая певицей из Белгородской области, и выступление Юрия Гагарина, рассказывающего о своем полете. В кадре при этом – лубочная пластилиновая живопись, вдохновленная старинной домовой росписью и городецкими узорами – три парня-космонавта летят на Марс в ракете, похожей на православный храм и сажают там горох, пшеницу и капусту. Таким образом, и звуковая дорожка, и изобразительный ряд строятся на стыке не только фантазии и реальности, но и образцов советской мысли с русским фольклором – это и иронично, и очень трогательно.

В другой учебной работе – «2,5 секунды» – 19-летняя студентка колледжа ВГИКа Александра Деева рассказывает, как однажды на концерте она упала с плеч своего приятеля. Оказывается за то короткое время, пока ты падаешь, успеваешь подумать об очень многих вещах. Этот случай, произошедший с ней в реальной жизни, превратился вот в такой трехминутный фильм.



В полнометражном конкурсе победила картина «Знаешь, мама, где я был?» Лео Габриадзе – автобиографический фильм, состоящий из рассказов и оживших рисунков Резо Габриадзе – грузинского художника, писателя, сценариста, создателя знаменитого театра марионеток. Резо сам рассказывает, в кадре и за кадром, о непростом послевоенном детстве, взрослении, о людях, которые повлияли на его мировоззрение и судьбу. Благодаря тому, что рассказ идет от первого лица, между героем и зрителями выстраиваются доверительные отношения, а забавные выразительные рисунки – анимированные воспоминания – делают восприятие героя намного более сложным, чем если бы это был просто документальный фильм. Хочется поблагодарить авторов фильма, которые не пошли по пути наименьшего сопротивления и пришли от изначально задуманного неигрового проекта к анимации. Фильм выйдет в российский прокат в сентябре 2018 года. Рекомендуем к просмотру.

А вот еще один отличный пример – «Эскулап революции» Евгения Стрелкова. Тоже выполненная в эстетике телевизионной документальной анимации картина со всеми причитающимися элементами: дикторский текст, бойкий монтаж, вырезки газет и, разумеется, силуэты. Это биографический фильм о деятельности легендарного революционера Василия Саратова, именем которого назван его родной город. В фильме открываются забавные подробности, в частности, тот факт, что современное отсутствие в городе светофоров исторически обусловлено дальтонизмом управленца. Далее рассказывается о противостоянии Саратова и Куйбышева, в общем, эта работа могла бы даже показаться скучной, если бы не одно но – герой произведения полностью выдуман. Такой постмодернизм, конечно, очень любопытен, поскольку не дает жанру документальной анимации закостенеть, размывает его границы. Смотрим.



Отдельно хочется рассказать и про проект «Доверие», созданный при поддержке страховой компании «Согласие» продюсерами Артемом Васильевым и Любовью Гайдуковой. Художественный куратор – Валерия Германика. Проект включает в себя цикл фильмов – 12 реальных историй о том, кому и как доверяют обычные люди. Каждый эпизод – это рассказ от первого лица представителей разных профессий о каких-то необычных случаях из жизни, когда успешному финалу способствовало проявление доверия. Лор, альпинист, хоккеист, участковый, дрессировщик, авиадиспетчер, учитель – каждый из них говорит о том, почему доверие важно в целом для людей, а в их профессии, в частности. Все эпизоды начинаются появлением в кадре реального человека, а затем их истории оживают в анимации, созданной разными командами, в разной стилистике. Общая идея цикла совершенно бесподобна – показать обществу, в котором вообще не принято никому доверять, что доверие ведет к согласию. С одной стороны – проект коммерческий, с другой – незаурядный и невероятно полезный.

В Суздальской программе были представлены эпизод «Воздушная гимнастка» и анимационная заставка проекта – оба фильма в конкурсе «Прикладной анимации». Остальные работы можно было посмотреть в медиатеке, а также для всех желающих они доступны на сайте «Согласия». Начать можно с этого фильма о том, как участковый изгонял из квартиры бесов.


Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма, молодежный фильм, социальная драма
США, 2017
фильм ужасов
Ирландия, 2017
приключения, семейное кино
Франция, 2015
мелодрама, экранизация
Франция, Италия, Тунис, 2017
боевик, триллер
США, 2018
фильм ужасов
Мексика, Чили, 2017
комедия, мелодрама
Россия, 2018
мелодрама, научная фантастика
США, 2018
биография, драма, триллер
США, 2018
боевик, комедия, фильм ужасов
США, 2018
научная фантастика, триллер, фильм ужасов
США, 2017
драма, комедия
Германия, 2017
все фильмы в прокате >>