Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Международный фестиваль в Аннеси имеет репутацию анимационных Канн, то есть главного фестиваля в мире, ну, на худой конец, главного в Европе, поэтому приезжая сюда, ожидаешь увидеть своего рода срез современной авторской мультипликации, условно говоря, все многообразие лучшего, что в ней произошло за минувший год. Лет 10 назад более-менее так оно и было (сложно сказать с уверенностью, поскольку в искусстве «лучшее» - понятие весьма относительное и спорное), но за последние годы, после прихода на пост программного директора канадца Марселя Жана, ситуация изменилась довольно разительно. Сегодня конкурсная программа Аннеси стала тоже авторской, и с каждым годом становится все очевиднее, что Марсель Жан далек от идеи объективного отбора (селекционной комиссии как таковой в Аннеси теперь нет) и предлагает зрителям Аннеси вполне себе субъективный взгляд на то, что такое анимация, как она развивается и что в ней важно.

Аннеси-2018: Кругом, возможно, ад

Если попытаться охарактеризовать программу в целом, то собрала она много общественно-актуального, географически-маргинального, психологически-тревожного, повествовательно-невнятного, визуально-мрачного и интимно-стыдного, - так что просмотры конкурса сложно было назвать удовольствием, скорее весьма необычным интеллектуально-чувственным опытом.

За примером далеко ходить не надо. В одной из программ основного короткометражного конкурса имелся небольшой фильм со сложнопереводимым названием Tightly Wound – анимационная документалка про молодую женщину с вагинизмом. Вагинизм – это состояние, при котором вагинальные мышцы непроизвольно сокращаются, что делает проникновение невозможным (или крайне болезненным). Фильм рассказывал о проблемах несчастной девушки, которая ни тампон вставить не может, ни сексом заняться, а главное даже понять, что с ней не так, потому что вагинизм до недавнего времени был явлением мало изученным и описанным.

Аннеси-2018: Кругом, возможно, ад

После 10 минут рассказа, сотен нарисованных тампонов, десятков гинекологов, парней, не захотевших ждать, пока у девушки расслабятся мышцы, и массы других интимных подробностей в самом финале, уже буквально на титрах фильма сообщалось, что Шелби удалось все же заняться сексом, и у нее появился парень. После же окончания показа на традиционной реплике из рубки о том, что на показе присутствует автор, под бурные аплодисменты со своего места в зале поднялась сама Шелби Хэдден, режиссер и одновременно героиня фильма, и с лучезарной улыбкой помахала рукой полуторатысячному залу Бонльё.

Вряд ли дирекция фестиваля выстраивала показ этой короткометражки как перформанс, но вся художественная политика Аннеси последних лет располагает к тому, чтобы показать анимацию, именно выходящую за границы чисто экранного зрелища и стыкующуюся с реальной жизнью и со зрителем самым неожиданным и довольно, в общем, провокативным образом, ибо одно дело посмотреть на нарисованную героиню с ее тампонами и сексуальными неудачами, и другое дело – в глаза реальной женщине, которая рассказывает о себе такие интимные подробности перед огромным залом людей, в общем, пришедших мультфильмы смотреть, а не выступать в качестве группы психологической поддержки.

Аннеси-2018: Кругом, возможно, ад

Пример этот самый запоминающийся, но отнюдь не единичный. Нынешняя программа Аннеси предъявляла к своему зрителю очень и очень высокие требования. В смысле сострадательности, толерантности, готовности понимать и принимать с сочувствием тревожные, сложные, невротичные состояния, видеть человеческую беду – как огромную политическую беду, так и беду маленькую, связанную с необычным устройством наружных половых органов – проживать, сидя в уютных кинотеатральных креслах, собственную беспомощность в отношении несправедливости, жестокости и общей неустроенности мироздания… Тоталитарные режимы и сексуальное насилие, одинокая старость и детская потерянность, ночные страхи и реальные кошмары, невыразимая тревога и неконтролируемая истерика – по сути основным содержанием конкурсной программы Аннеси стало то, о чем люди зачастую не рассказывают даже самым близким.

Анимация и впрямь, как показывают последние годы, - удачный медиум, чтобы говорить о многих сложных вещах. Нереалистичное, условное изображение сохраняет определенный уровень отстраненности, который делает эти разговоры хоть сколько-то терпимыми (хотя бы настолько, чтобы и зритель вслед за персонажами не впал бы в полное отчаянье), и позволяет формировать язык для объяснения трудно познаваемого.

Аннеси-2018: Кругом, возможно, ад

Например, в программе был короткий фильм «Яйцо» - об ощущениях девушки, страдающей анорексией. Через странную, почти сюрреалистичную картинку авторы пытались передать весь ее внутренний ужас от съеденного яйца, как оно живет в желудке, как растет, как требует пищи – и как недокормленное, наконец, усыхает со временем, перестав мучить владелицу желудка. В студенческой программе авторы «Лицом к» нашли визуальные метафоры для изображения разных внутренних состояний: то пластилиновые лица героев истекают холодным потом, то их рты затыкает невидимая рука, то головы переворачиваются. В «Мистере олене» создатели изображают людей с головами животных и столь же звериным поведением, живущих в обычном мегаполисе, превращая стандартный ход из детской мультипликации (антропорморфные животные из сказок) в прием социальной сатиры. Что уж говорить о детских ночных кошмарах – как в фильме Полины Федоровой «Бирюк» - поведать о них может, кажется, только и исключительно мультипликация.

Наблюдая с экранов Аннеси, за миллионом тревог, бед и несчастий, невольно задумываешься о самой природе сострадания. Легко плакать о судьбе обаятельной, дерзкой героини полнометражного фильма «Добытчица»: в бесчеловечном режиме, где женщины бесправны и унижены, эта девочка, переодевшись в мальчика, мужественно борется за выживание своей семьи. Шелби с ее вагинизмом сопереживать уже немного сложнее. А вот поди посочувствуй немолодой неопрятного вида сове, которая до поры до времени хранила целомудрие (из религиозных соображений), а на старости лет мечтает о сексуальной близости, рассылает по почте трусы, намазанные сыром бри, и пытается заполучить внимание почтальона, раз в день приходящего забрать переписку. Точно так же сложно сочувствовать сходящей с ума монахине, которая представляет, будто свеча зажигания – ее малыш.

Аннеси-2018: Кругом, возможно, ад

В отличие от массовой культуры, которая предоставляет зрителям для сочувствия хорошо ухоженных жертв при полном макияже и маникюре, авторская анимация (и Марсель Жан как программер) ждут от своей публики куда и куда большего – сочувствия униженным и обездоленным, одиноким и ненужным в их подлинном (хотя и мультипликационном), не приукрашенном виде – и, глядя на программу Аннеси, понимаешь, что это, в общем, и есть очередной челлендж для западного цивилизованного мира, настроенного на милосердие, но все еще предпочитающего проявлять его в отношении пухлощеких очаровательных малышей и ланеоких девушек.

Конечно, в программе Аннеси не хватает хороших комедий, красивого или трогательного кино, умных культурных рассуждений и легкомысленных графических этюдов, как это бывало раньше, однако в конце концов все это можно найти на спецпоказах, презентующих голливудские блокбастеры и европейские полные метры, да и в собственном телевизоре (компьютере) обнаружатся развлечения на любой вкус. Очевидно, не стоит этого ждать в ближайшее время от просвещенных актуальных художников и конкурсных программ фестивалей уровня Аннеси.

Аннеси-2018: Кругом, возможно, ад

С каждым годом все мощнее становится мода на социальную ответственность в культуре, и не только в анимации, но и в других видах искусства художники покидают свои башни из слоновой кости, и пытаются использовать свой дар ради служения - чтобы говорить о важном и болезненном, чтобы давать голос тем, кто его лишен, и «жечь сердца людей» всеми возможными способами. Так что, возможно, Марселю Жану и впрямь удается собрать в свою фестивальную программу самое лучшее, что происходит в мире анимации. И хотя такой конкурс не всегда радует, но он определенно заставляет задуматься о многом, в том числе и о предназначении искусства вообще и искусства мультипликации в частности.

Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам
фильмы

обсуждение >>

№ 6
Маша Терещенко   28.06.2018 - 14:08
Обычно не отвечаю на комментарии, но Ваш уж очень хамский :)) Опечатку-то в тексте исправить две секунды, а вот научиться читать тексты, получить образование и обзавестись хорошими манерами, боюсь, занимает... читать далее>>
№ 5
Лида ермольник   26.06.2018 - 14:12
Это что за зверь такой - "гениколог"?)) Маша терещенко, сходите в женскую консультацию и прочитайте на табличке, как слово пишется)). Заодно и к сексопатологу, наверняка на фестивале было много... читать далее>>
№ 4
Saltia (Москва)   25.06.2018 - 12:48
Ну, а чем еще удивить-то?! Чем дальше в лес, тем толще партизаны. Даже не знала что такое вагинизм, спасибо просветили,..а оно мне надо?! ... читать далее>>
№ 3
Dr. Grey   23.06.2018 - 13:18
А из какого мультфильма взят кадр с совой? Сова там лижет конверт, эта фотография еще вынесена в заглавие этого репортажа. читать далее>>
№ 2
olanatol   23.06.2018 - 01:57
Эксгибиционизм как эпохальный тренд - отражение уровня мышления и интересов авторов читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия, мелодрама
Россия, 2018
мелодрама, научная фантастика
США, 2018
биография, драма, триллер
США, 2018
боевик, комедия, фильм ужасов
США, 2018
научная фантастика, триллер, фильм ужасов
США, 2017
драма, комедия
Германия, 2017
все фильмы в прокате >>