Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

С 4 по 7 августа в Нижнем Новгороде пройдет первый в России международный фестиваль веб-сериалов Realist Web Fest, где покажут тридцать работ, созданных в этом современном жанре в разных странах мира. В программе фестиваля - веб-сериалы из России, Казахстана, Австралии, Франции, Испании, Аргентины, Уругвая и Канады. О том, что же такое веб-сериалы, почему уже для первого фестиваля была выбрана столь широкая география участников, зачем снимать веб-сериалы и смотреть их, в том числе, на большом экране, рассказывает учредитель Realist Web Fest, продюсер Антон Калинкин.

Realist Web Fest: Зачем нужны веб-сериалы и стоит ли их смотреть на большом экране
фото: Антон Калинкин/пресс-служба Realist Web Fest

Самый популярный вопрос, на который я отвечаю как минимум последний год: Что же такое веб-сериал, чем он отличается от телесериала или фильма? Так вот таким термином на данный момент называют любой сериал, созданный для интернета и, соответственно, показанный именно в интернете. Это могут быть как такие привычные «видео» платформы, как YouTube и Vimeo, так и развивающиеся форматы Facebook или Instagram-сериалов. Недаром эти крупные социальные сети постоянно реформируют работу с видеоконтентом: Instagram, как вы знаете, существенно расширил возможности работы с видео и даже создал платформу IGTV с характерными для этой соцсети вертикальными видео, а Facebook все строже стал относиться к стороннему видеоконтенту, предпочитая развивать собственный плеер и технологии, которые в будущем позволят этой социальной сети тоже выпускать веб-сериалы. Работа над ними, кстати, уже идет. Наверное, многие знают норвежский сериал «Стыд» (Skam). Так вот это на самом деле веб-сериал – три года назад его придумала местная Национальная радиовещательная корпорация именно для своего сайта. Так стали популярны и сайт, и офлайновые, назовем их так, продукты компании, и сам сериал, получивший уже несколько европейских ремейков. Права на его англоязычный аналог как раз в прошлом году и купил Facebook. Это было одним из первых вложений компании в будущее собственного видеоконтента.

Преимущество веб-сериалов перед всеми другими формами контента, будь то обычные телесериалы, полнометражные или даже короткометражные фильмы в его зрительской направленности. Именно этот формат позволяет существенно минимизировать доставку контента напрямую к зрителям, избегая всевозможных агентов (прокатчиков, кинотеатры и так далее). Сняли один эпизод, выложили его в интернет - и оценили потенциал: собрали много лайков и позитивных комментариев - и решили, что стоит продолжить. Встретили негатив в соцсетях – подумали, как улучшить проект, вывести его на другой профессиональный уровень. Он, кстати, в веб-сериалах крайне важен. Нужно помнить, что это полноценное художественное произведение, не видеоблогинг и не стрим о том, что ничего не происходит (хотя и это может быть концептом веб-сериала, правда, специфического). В веб-сериале есть сценарий, режиссерская работа, оператор, звук – все, как и в «полноценном» фильме или сериале. Интернет-пространство остается свободным. Здесь ценятся различные креативные эксперименты, к которым могут быть не готовы серьезные студийные продюсеры или прокатчики.

Realist Web Fest: Зачем нужны веб-сериалы и стоит ли их смотреть на большом экране
фото: Ночь веб-сериалов в рамках ММКФ/пресс-служба Realist Web Fest

Веб-сериалы бывают разные. Есть анимационные и семейные проекты, которые спокойно можно смотреть и детям, и взрослым. Например, на нашем фестивале Realist Web Fest мы покажем очень трогательную семейную драму из Австралии «Удивительная Грэйс» про девочку, которая рано потеряла отца, но продолжает с ним разговаривать. Будут на нашем фестивале и веб-сериалы совсем другого рода: хорроры, комедии, сатира, сай-фай. Набирающие сейчас популярность проекты об обычной жизни 30-летних – одних из самых активных интернет-пользователей. Веб-сериальное пространство в этом плане предлагает просто огромный выбор для зрителей разных вкусов. Причем короткий формат (один сезон многих веб-сериалов можно посмотреть за два часа) только расширяет этот выбор. Так, по дороге на работу вы можете просыпаться под какую-нибудь яркую комедию (у нас в числе таких, например, израильская «Парикмахерская Хани» или испанская «Мы все хотели убить президента»), в обед погрузиться в проблемы новых технологий – с отечественными «#Киберпсихологом» или «Диким диджиталом», а вечером – пощекотать себе нервы французскими триллерами «Странный» или «Случайность». В общем, зрительский потенциал этого жанра крайне большой.

Но кроме количественных измерений зрителей, конечно, производителей волнуют и финансовые показатели. Монетизация веб-сериалов на сегодняшний день является одной из самых актуальных тем, над которой мы работаем уже сейчас и будем продолжать работать в рамках создаваемой нами Ассоциации производителей веб-сериалов. (Туда может попасть каждый, у кого за плечами уже есть веб-сериал или хотя бы пилот подобного формата. Главный критерий – это наличие продукта.) Многие могут сказать про YouTube, который считается одной из самых популярных интернет-платформ для показа веб-сериалов, но там зарабатывать можно только на рекламе от просмотров, причем деньги это пока не существенные. Гораздо эффективнее работает интеграция крупных рекламных брендов в веб-сериалы. Более того, многие из международных корпораций уже осознали, что веб-сериалы – это именно что новый вид креативной рекламы. С таким форматом уже поработали не только головные офисы Ikea, Audi, Nike, но и такие российские компании, как «Сбербанк», «Ростелеком», отечественный офис Samsung (при его поддержке созданы были, например, «Хроники параноика», которые принимают участие в нашем фестивале) или страховая компания «Согласие» (их анимационно-документальный проект «Доверие» также участвует в нашем конкурсе).

Realist Web Fest: Зачем нужны веб-сериалы и стоит ли их смотреть на большом экране
фото: Вечеринка Digital Reporter на "Кинотавре"/пресс-служба фестиваля

Не стоит забывать и о собственно медиа-ресурсах и диджитал-платформах, которые заинтересованы не только в показе как можно большего количества контента, но и в его создании. В их числе уже упомянутые выше Facebook, YouTube, а также корпорация Apple. Все они сейчас запускают собственные веб-сериалы и, скорее всего, будут развивать это направление. Причем не только за счет англоязычных проектов, но и за счет веб-сериалов на других языках – по примеру Netflix, который все чаще для расширения библиотеки стал покупать иностранные проекты, в том числе и российские. Что же касается отечественных онлайн-платформ, то и у них уже сейчас есть интерес к веб-сериалам. Для нашего профильного издания Digital Reporter мы еще в конце прошлого года проводили опрос российских онлайн-кинотеатров. И все они без исключения выразили готовность как минимум показывать отечественные и зарубежные веб-сериалы. Первые шаги в этом направлении, кстати, уже осуществились: на ivi.ru, например, доступен для просмотра хоррор «Район тьмы», один из самых известных отечественных веб-сериалов (тоже, кстати, участник конкурса нашего фестиваля), а Amediateka в рамках промо нового сезона популярного сериала HBO «Кайф с доставкой» выложила у себя одноименный веб-сериал, который, кстати, когда-то и купил HBO, чтобы развивать уже свой проект.

Realist Web Fest: Зачем нужны веб-сериалы и стоит ли их смотреть на большом экране

Темы дистрибуции, заинтересованности онлайн-платформ в веб-формате мы будем обсуждать в рамках деловой программы нашего Realist Web Fest. Не забудем, конечно, и о мировом фестивальном движении. К нам приедут представители веб-сериальных смотров из Берлина, Гессена, Валенсии, Миннесоты и Бильбао – люди, которые уже несколько лет работают над популяризацией веб-сериального формата и определяют основные тренды в этом еще действительно развивающемся во всем мире направлении. Несмотря на то, что веб-сериалы – это онлайн-формат, выход в офлайн для него, как и для всех других видов искусства, крайне важен. На нашем фестивале мы не только сведем вместе режиссеров, продюсеров, инвесторов, представителей различных онлайн-платформ и смотров со всего мира, но и фактически презентуем этот формат отечественным зрителям. Фестивали тем и хороши, что позволяют из огромного видеопотока, с которым мы каждый день сталкиваемся в интернете, продемонстрировать лучшие образцы веб-сериалов и соответственно открыть целый пласт нового вида искусства – как для зрителей, так и для профессионалов.

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

биография, драма, комедия
Великобритания, 2016
боевик, триллер
Франция, 2018
вестерн, чёрная комедия
Испания, Румыния, США, Франция, 2018
комедия, приключения
Россия, 2018
боевик, драма, криминальный фильм, экранизация
США, 2018
драма
США, 2018
исторический фильм, мелодрама
Венгрия, Франция, 2018
драма
Дания, Исландия, 2017
детский фильм
Малайзия, США, 2014
приключения, семейное кино
Италия, 2017
детский фильм, комедия, приключения, фэнтези
Япония, 2015
триллер, фильм ужасов
США, 2018
все фильмы в прокате >>