Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Вот ведь удивительное дело – древняя старушка Венеция, самый старый кинофестиваль в мире, аж 75-й по счету сейчас идет, а вдруг оказалось, что именно она, а не прогрессивные Канны или задорный Берлин, способна вдыхать полной грудью новейшие ветры. В то время как Каннский фестиваль поплелся на поводу у национальных киносетей и позволил себе отказаться от продукции стримингового гиганта Netflix – Венеция охотно приняла этого монстра киноиндустрии в свои объятия. Несколько хитовых премьер, от которых открестились гордые консервативные Канны, прибыли в Венецианскую лагуну в поисках триумфа. И некоторые из них не обманутся в своих ожиданиях, будьте спокойны.

Венеция-2018: Стакан наполовину полон
фото: "Человек на Луне"

Хотя началось все довольно нелепо. Модный Дамьен Шэзелл, покоривший киноманов своей «Одержимостью», а позже заставивший влюбиться в себя Американскую киноакадемию, выдавшую ему несметное количество оскаровских номинаций за «Ла-ла Ленд», удостоился чести открывать своим новым фильмом «Человек на Луне» юбилейную Мостру (напомним: Мостра – другое название фестиваля и Биеннале, что по-итальянски значит «выставка, смотр»). Писать сценарий Шэзелл не стал сам, и это была его большая ошибка – драматургия этой ожидаемой картины оказалась лишена интриги и той напряженности, которой хотелось бы ждать о таком неординарном событии, как первая высадка человека на Луну. Симпатяга Райан Гослинг оказался в роли Нила Армстронга инфантильным, не обремененным умом молодым человеком, получившим пропуск на Луну в силу случайных обстоятельств. Остается радоваться за Армстронга, который не дожил до своего киновоплощения.

Впервые по чужому сценарию снял фильм наимоднейший грек Йоргос Лантимос – и тоже тем самым совершил явную ошибку. Автор безумного «Клыка» и не менее безумного «Убийства священного оленя» словно решил вдруг стать хорошим мальчиком и снять костюмный а ля исторический фильм. Конкурсная «Фаворитка» - история отношений трех женщин: королевы Анны, последней из рода Стюартов (Оливия Колмэн), герцогини Мальборо (Рейчел Вайс) и мальборовской племянницы, хитроумной молодой интриганки Эбигайл Хилл (Эмма Стоун). Сюжет мы примерно знаем из советской экранизации пьесы Скриба «Стакан воды». Правда, там Эбигайл – чистое верное существо, что вряд ли могло хоть частично соответствовать действительности, учитывая далеко не стерильные нравы при дворе. И все было бы мило, если бы талантливый и тонкий Лантимос точно знал бы, что ему делать с этим незнакомым материалом. Он пытается разбавить пышное действо своим черноватым юмором, но это выглядит, как хихиканье на похоронах.

Венеция-2018: Стакан наполовину полон
фото: "Рома"

А вот Альфонсо Куарон, который наоборот недавно удачно переболел космической темой, сняв мегауспешную «Гравитацию», неожиданно вернулся к своим мексиканским корням. И непросто не прогадал, а сделал самый свой удачный фильм. Его «Рома» - рефлексии о детстве, о любимых людях и любимых местах, слово благодарности всем, кто качал его на руках и утирал слезы в детстве. Героиня картины – домработница Клео, «списана» Куароном с собственной няни, которой, кстати, и посвящен фильм. В этой картине, балансирующей на грани со слезливой мелодрамой, Куарон умудрился сохранить вкус и чувство меры. Еще чуть-чуть, еще миллиметровый шаг – и фильм готов скатиться в пучину слез. Но режиссер зорко следит, чтобы этого не произошло – и выходит победителем. Будет удивительно, если жюри обойдет вниманием эту работу. По ходу дела отметим еще, что председатель жюри в этом году – земляк Куарона Гильермо дель Торо, прошлогодний здешний победитель, и ему посвящена в финальных титрах отдельная строка. Понятно, что это вовсе не повод давать Куарону награду, но как маленький внутрифестивальный сюжет – занятно.

Если уж зашла речь о неожиданностях, то надо не забыть упомянуть и знаменитого француза Жака Одиара, который вдруг снял вестерн, да еще и англоязычный – это его первый американский опыт. «Братья Систерс» начинается так, как обычно начинаются все, как под копирку, вестерны мира, - двое ковбоев на лошадях, немножко трупов, вылетающие из-под черепа мозги, галоп-карьер-аллюр и стрельба из-под лошади точно в яблочко. Тут главное – не уйти раньше времени, и тогда репутация Одиара как одного из самых крепких европейских режиссеров останется на месте и даже слегка набухнет. Потому что вестерн вестерном, стрельба стрельбой, а Одиар никогда не снимал пустое кино. С помощью Хоакина Феникса, Джона Си Рейли и Джека Джилленхолла, двое из которых играют тех самых братьев, охотников за головами, а Джилленхолл – их противника, - режиссер постепенно смещает акцент в сторону серьезного осмысления ценности человеческой жизни и путей, которые мы выбираем.

Венеция-2018: Стакан наполовину полон
фото: "Братья Систерс"

Из разочарований пока самым горестным стала новая работа Виктора Косаковского «Акварелла», представленная в новой венецианской программе «Non-fiction» (в той же программе – новые фильмы Цай Минь Ляня, Сергея Лозницы, Эмира Кустурицы). «Акварелла» - гимн воде, которая, снятая умопомрачительно красиво во всех видах – лед, айсберги, водопады, озера, реки, - у Косаковского представляет собою главную силу Земли. Эта сила может быть и доброй, и злой, и смертельно опасной. По крайней мере в самом первом эпизоде мы станем свидетелями того, как байкальский лед ломается под легкомысленными автомобилистами, унося навсегда под воду человеческие жизни. Страшно и позорно завлекательно – чувствуешь себя пассивным созерцателем человеческого горя.

Косаковский – пока единственный, кто публично вспомнил на фестивале Олега Сенцова. Он пришел на пресс-конференцию в футболе с надписью «111», что означало 111-й день голодовки украинского режиссера. И произнес короткую, очень эмоциональную речь, в которой призвал не забывать про Олега. Поклон ему за это.

Венеция-2018: Стакан наполовину полон
фото: JetSetter. Виктор Косаковский

Прошла ровно половина Венецианского фестиваля. Откровений пока не было – несмотря на множество приятных минут в темноте венецианских залов, кроме как просто приятными их не назовешь. Подождем приятных во всех отношениях – впереди еще «Процесс» Сергея Лозницы, «Человек, который удивил всех» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, «Наше время» Карлоса Рейгадаса, «Тень» Чжана Имоу и множество менее известных и оттого сулящих неожиданности имен.

Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

драма, комедия
Беларусь, Германия, Россия, США, 2018
боевик, комедия
Италия, 2017
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
Австралия, США, 2018
боевик, научная фантастика, приключения
США, 2018
детский фильм, сказка
Китай, США, 2018
биография, музыкальный фильм
Франция, 2017
комедия, семейное кино, фэнтези
Германия, 2016
арт-хаус
Германия, 2018
драма, фэнтези
Германия, Италия, Франция, Швейцария, 2018
приключения, семейное кино
США, 2018
приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2018
военный фильм, драма, криминальный фильм
Россия, 2018
все фильмы в прокате >>