Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

«Послание к Человеку»-2018: «День Победы» Сергея Лозницы. Обращение к духу великих предков

В Санкт-Петербурге стартовал XVIII международный кинофестиваль «Послание к человеку», на котором прошла российская премьера документальной ленты Сергея Лозницы «День Победы». Мы уже писали об этой картине с Берлинского МКФ, где в начале года произошла ее мировая премьера, но к первому показу на родине победы решили взглянуть на фильм еще раз - возможно, несколько под другим углом.

9 мая 2017 года. Жители бывших советских республик празднуют в берлинском Трептов-парке День Победы. Поют военные песни из пантеона военных песен, танцуют, зачитывают имена погибших, гуляют в форме и презентуют банку с землей (!) из Бреста родственнице пожилой дамы, прошедшей войну.

«Послание к Человеку»-2018: «День Победы» Сергея Лозницы. Обращение к духу великих предков

Всё это время камера Сергея Лозницы традиционна бесстрастна и стратегически занимает позицию потерявшегося невидимого мальчика: как бы в толпе, но и отстраненно, без акцентов, без видимой оценки. Она, впрочем, выдастся в монтаже за несколько минут до финала, но первый час заставляет сомневаться, где ситуация, а где реакция на нее. Иными словами - совпадает ли режиссерское высказывание с тем, что видится зрителю, и есть ли оно вообще в этом бесстрастном наборе сцен, опаленных жаром нежных.

Дело в том, что в Трептов-парке народные гуляния в честь Дня Победы, лишенные привычных в отечественных реалиях глянца и медийного рупора официоза, превращаются в некий языческий праздник. Это не просто дань памяти, не просто гордость за родственников и акт благодарности, но попытка сопричастности через ритуалы (то есть буквально - обращение к духам великих предков). Марширующие солдаты, вьющиеся в танце и выводящие старинные песни женщины, перечет имен - все принимает характер какого-то древнего празднества, где необходимость определенных действия гораздо важнее, чем их осмысленность (ну в чем такая уж важность - вывозить землю из Бреста?). В этом и заключается сакральность праздника - в его зашкаливающей мистической силе, к которой и пытается припасть это неуловимое для разделения на фигуры народное тело (как в «Событии»). Разоблачение приема происходит в финале, когда толпа оказывается в церкви: ритуальность фильма проговаривается уже в лоб.

«Послание к Человеку»-2018: «День Победы» Сергея Лозницы. Обращение к духу великих предков

Вместе с тем обрядная составляющая не единственный вектор картины: чтобы не выглядеть однобоким в столь пикантном вопросе, Лозница дает кадры с немцами, которые ошиваются в том же Трептов-парке. В частности, немецкие коммунисты вещают о потерянной великой стране, а случайный прохожий начинает уверять, что в Западной Германии жили нелюди, а всю её армию выстроили недобитки из фашистских генералов. Если «День Победы» хочется смотреть как сборник безуминок - вот отличная возможность.

Ну и нельзя не сказать, что все сцены из праздной жизни (в эпизодах, конечно же, появляются российские байкеры), перебиваются красноречивыми барельефами, на которых война запечатлена с подлинным трагизмом, без оголтелого героизма. Эти врезки важны по двум причинам. Очевидно, что Сергей Лозница рифмует визуальное построение картины с пресловутыми барельефами, как бы уравнивая их. Иными словами - документальная камера фиксирует новые барельефы, развивающиеся в реальном времени (также это порой источник занятных совпадений, особенно скульптурной композиции и закадровой песни). Но не менее важно, что эти современные ожившие скульптуры из жителей стран-частиц СССР, очевидно, и показаны глазами этих мифических персонажей, участвовавших в Великой Отечественной войне. То есть «День Победы» - это кино, увиденное статуями, которые благодаря нео-языческим ритуалам обрели роль незабытых предков. Можно сказать, что Лозница экранизировал немолодой мем «Ну что, потомки, как вы там?».


фильмы
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

драма, комедия
Беларусь, Германия, Россия, США, 2018
боевик, комедия
Италия, 2017
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
Австралия, США, 2018
боевик, научная фантастика, приключения
США, 2018
детский фильм, сказка
Китай, США, 2018
биография, музыкальный фильм
Франция, 2017
комедия, семейное кино, фэнтези
Германия, 2016
арт-хаус
Германия, 2018
драма, фэнтези
Германия, Италия, Франция, Швейцария, 2018
приключения, семейное кино
США, 2018
приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2018
военный фильм, драма, криминальный фильм
Россия, 2018
все фильмы в прокате >>