Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

На 76-ом Венецианском фестивале зажигают те, кому за 80

Венеция-2019: Старики тут на месте
фото: BBC // Картин Денев, Жюльет Бинош и Хироказу Корээда

В этом году Венецианский фестиваль начался немного скомканно. Обо всем по порядку. Открывать 76-ю Мостру доверили японскому режиссеру Хироказу Корээда, обладателю «Золотой пальмовой ветви» Канн-2018 за «Магазинных воришек». Корээда, мастер семейных мелодрам, на этот раз решил расширить границы своего творчества и снял фильм «Правда» во Франции. При том, что он довольно грамотно освоил новую территории с точки зрения местных бытовых деталей, такие львицы мирового кино, как Катрин Денев и Жюльетт Бинош, ему оказались не по плечу.

Сюжет стар, как все семейные драмы – озабоченная собственной карьерой мать и недолюбленная дочь, начинающая вываливать из материнского шкафа скелеты. Само собой, Денев тут мать, Бинош – дочь. Денев играет стремительно стареющую кинозвезду, выпустившую книгу мемуаров под сомнительным названием «Правда», где описывает свою правду, выдуманную. Обеим играть особо нечего, особенно Бинош, которой придумали насквозь искусственные реплики, и она пытается выезжать за счет заламывания рук. С Денев получилось удачнее – в основном за счет остроумных параллелей между судьбой ее героини и ее собственной. Пожалуй, самым удачным неожиданно получился Итан Хоук, сыгравший мужа дочери – неудачливого сериального актера-пьяницу, который на протяжении фильма раскрывает никому доселе не известные черты характера. Он единственный персонаж, который показан в развитии.

Венеция-2019: Старики тут на месте
фото: "Правда"

Через весь фильм красной нитью проходит тема давнего соперничества Фабьен (так зовут главную героиню) с ближайшей подругой Сарой, тоже талантливой актрисой. Фабьен переспала с режиссером, получила за это главную роль, отобрав ее у Сары, а Сара покончила с собой. Сейчас, на волне бесконечного #metoo, эта сюжетная ветка оказалась особенно актуальной.

Издержки движения женщин, марширующих в сторону своих прав, не замедлили сказаться на острове Лидо, причем инициатива исходила не от кого-нибудь, а от самого президента жюри, аргентинского режиссера Лукресии Мартель. Решив, видимо, поиграть с наиболее агрессивно настроенной частью женской фестивальной общественности в игру «Я с народом!», Мартель громогласно отказалась идти на прием, посвященный фильму Романа Полански «Я обвиняю». Хотя, как оказалось, ее туда никто и не звал. Но давнишняя криминальная история, из-за которой Полански не покидает пределов Швейцарии и Франции, стучит пеплом Клааса в сердце аргентинки. Ничего хуже она придумать, конечно, не могла. И дело тут даже не в самой сути ее заявлений – в конце концов, всякий имеет право на любое заявление, - а в том, что она тем самым дала повод усомниться в объективности жюри. Для фестиваля это и есть настоящий скандал.

Венеция-2019: Старики тут на месте
фото: "Я обвиняю"

Тем не менее «Я обвиняю» - более чем качественное кино. История дела Дрейфуса заинтересовала Полански в свое время настолько, что он заказал Роберту Харрису роман на эту тему (по нему и снята картина). Для режиссера все, связанное с антисемитизмом, – больная тема: его мать погибла в Холокост, сам он попал в Варшавское гетто и на всю жизнь сохранил в себе ненависть к нацизму во всех его проявлениях. Итогом стал фильм «Пианист». Теперь Полански обратился к ранним истокам нацизма – антисемитизму, искорежившему образ Франции рубежа 19-20 вв.

Традиционная классическая манера, в которой снят фильм, словно подчеркивает важность и тяжесть темы, а дотошное воспроизведение событий, связанных с делом невинно осужденного офицера, балансирует на грани с художественной реконструкцией. Отличная работа Жана Дюжардена, играющего начальника военной контрразведки полковника Жоржа Пикара – того самого, кто усомнился в виновности Дрейфуса. Несчастного же Дрефуса доверили играть Луи Гаррелю, и если не знать, что это он, - догадаться нереально. Красавчик Гаррель предстает перед нами смешноватым человеком с крысиной физиономией, на которой, впрочем, такое ежесекундное достоинство, что под конец он кажется необычайно красивым. Для нас же, обитателей одной седьмой части суши, актуальность фильма еще и в том, что Полански беспощадно высмеивает государственный псевдопатриотизм, не позволяющий признавать собственные ошибки и просить прощения у обиженных им.

Венеция-2019: Старики тут на месте
фото: "Джокер"

Если государство и общество тебя обижают и не просят прощения – что ж, будем поступать так же, решил главный герой фильма Тодда Филлипса «Джокер» и принялся лепить из самого себя олицетворение зла. Фильм – история возмужания и озлобления главного врага Бэтмена, то, что принято теперь называть приквел.

Живет такой парень по имени Артур Флек – каждый день рядится в клоуна и идет на улицу веселить народ. Народ не слишком благодарен – его то обижают, то бьют, и тогда парень пускает в ход случайно доставшийся ему пистолет. У Артура есть физиологическая странность – в непредсказуемые моменты его вдруг начинает душить смех. Отрывистый, лающий, этот смех вызывает в людях страх и отвращение. У самого Артура, впрочем, тоже, особенно учитывая, что он мечтает о карьере сценического комика, вдохновленный своим кумиром, телеведущим-комиком Мюрреем Франклином (Роберт Де Ниро). Мир не любит Артура, хотя мать героя, больная и почти обездвиженная, объект вечных треволнений героя, и называет его «Счастливчиком». Мир жесток и грязен, причем в самом прямом смысле слова – улицы, дворы, переулки, метро города – все переполнено мусором из-за забастовки мусорщиков. Смердящий Готэм-сити рождает злобу и ненависть. Маска клоуна, с которой в какой-то момент Артур решает не расставаться, - та степень анонимности, что позволяет творить безликое зло в безликом городе. Фантастическая роль Хоакина Феникса, про которого и раньше было известно, что он большой актер, но который в «Джокере» играет уже на пределе человеческих возможностей.

Венеция-2019: Старики тут на месте
фото: thestar.com // Хоакин Феникс

Если старшее поколение режиссеров, представленных в этом году в Венеции, показало высший пилотаж (помимо уже упомянутого Полански, надо бы отметить и его ровесника Коста-Гавраса, чей фильм «Взрослые в комнате» о попытках Греции выйти из экономического кризиса), среднее поколение выступило в основной программе не слишком уверенно. Француз Оливье Ассайяс, рациональный интеллектуал левого толка, привозивший в Венецию в прошлом году скучноватое, но умное кино «Нон-фикшн», на сей раз ушел с головой в экшн. Его «Осиная сеть» - история так называемой кубинской пятерки, группы кубинцев, внедренных в американские спецслужбы с целью их дестабилизации. В главных ролях тут – красавец на красавце – Эдгар Рамирес, Пенелопа Крус и целая команда сочных латиноамериканцев. Плюс сюжет, дающий простор для любого маневрирования. Плюс умопомрачительно яркие кубинские пейзажи, синий океан и любовь на его фоне. А два часа тянутся что твои два дня. Ассайяс умудрился из такого благодарного сюжета и всех привходящих создать унылую историю унылых людей. Жаль, ей-богу.

Стивен Содерберг тоже взял дивную тему для своей новой картины «Прачечная» – «панамагейт», шумную историю трехлетней давности, когда всплыла информация о финансовых махинациях многих видных политиков, скрывавших наличие своей собственности с помощью панамской юридической компании Mossack&Fonseca. В результате утечки конфиденциальных бумаг эти махинации стали достоянием прессы. Криминальная махина начинает раскручиваться благодаря героине Мерил Стрип – забавной старухе в шляпке, которая не смогла получить страховку за жизнь погибшего мужа и отправилась искать справедливости.

Венеция-2019: Старики тут на месте
фото: "Прачечная"

Содерберг попытался рассказать эту историю в полуводевильной манере, сделав из двух главных героев-мошенников парочку этаких киноконферансье – Гэри Олдман и Антонио Бандерас на протяжении всего фильма потешают публику скетчами о роли денег, показывая на примере подвернувшихся первобытных людей, как не надо относиться к купюрам. Они же рассказывают о механизме криминального агрегата, который сами же и приводят в движение. Словом, остроумно, но фильм словно распадается на множество частей, разных по жанру, по стилистике, по энергичности. В результате занятный замысел остается замыслом, а Содерберг по-прежнему – одним из самых неровных и не нашедших свой стиль режиссеров.

Да и сам фестиваль пока идет очень неровно, то разражаясь энергичным «Джокером», то пыхтя невнятной «Осиной сетью». Но никто и не думает унывать – Венеция умеет оставлять сладкое на десерт.

Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

военный фильм, драма
Россия, 2019
драма, криминальный фильм
Россия, 2019
приключения, фэнтези
Китай, Россия, 2019
комедия, музыкальный фильм, фэнтези
Великобритания, 2019
боевик, детский фильм, комедия, приключения, фэнтези
Китай, 2017
драма, трагикомедия, экранизация
США, 2019
драма, мистика, научная фантастика
Бельгия, Люксембург, Франция, 2019
драма, мелодрама, музыкальный фильм
США, 2017
детский фильм, комедия, семейное кино, фэнтези
Германия, 2018
триллер, фильм ужасов
США, 2019
боевик, приключения, триллер
США, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен