Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Юбилейный 70-й Берлинале открылся фильмом «Мой год Сэлинджера» Филиппа Фалардо – жизнеутверждающей драмой о Джоанн Ракофф, которая несколько лет работала литературным агентом затворника и гения Сэлинджера. Несмотря на мягкий перезапуск фестиваля, Берлинале блюдет важную традицию: начинаться со слащавой чепухи.

Берлинале-2020: «Мой год Сэлинджера»
фото: Кадр из фильма «Мой год Сэлинджера»

70-й Берлинале находится под пристальным наблюдением. Сменился директор фестиваля Дитер Косслик, руководивший смотром 19 лет, ушел в отставку, его заменили более молодые арт-директор Карло Шатриан, возглавлявший ранее более радикальный фестиваль в Локарно, и исполнительный директор Мариэтт Риссенбек, занимавшаяся в Голландии центром по продвижению немецкого кино. Разделение исполнительной власти и арта, гендерный паритет у руля смотра (Риссенбек – первая женщина на директорской позиции Берлинале), сильнейший – минимум по именам – за последние годы конкурс, который явно будет вызывать больше энтузиазма критиков, чем находчивые побочные программы. Фестиваль заиграл новыми красками, но начали пока традиционно – слабой необязательной картиной, которая, видимо, призвана расшевелить жернова критического мышления в посетителях Берлина и его приветливых фестивальных площадок.

1996 год. Изучающая английскую литературу в университете Огайо студентка Джоан Ракофф (Маргарет Куэлли) приезжает погостить в Нью-Йорк, да так и решает там зависнуть на несколько месяцев. Перекантоваться на первое время пускает школьная подруга Дженни (Шонэ Керслэйк), работающая в издательстве, находящемся в старейшем литературном агентстве, которое сотрудничало с Агатой Кристи, Диланом Томасом и – из ныне живущих – Джеромом Сэлинджером. Джоан приходится приврать, что она читала все и умеет быстро печатать на машинке (60 слов в минуту), а потом ее бросают на чтение писем к писателю, дежурные ответы, что писатель фанатские письма не читает, и ссылке их в шредер. Пару раз в кабинете звонит телефон: Сэлинджер хочет выпустить книгу ранних рассказов. Пока на месте нет главы издательства Маргарет (Сигурни Уивер), поговорить с гением удается Джоан. Сэлинджер путает ее имя, но узнав, что она пишет, регулярно выступает в жанре мотивирующей литературы и советует писать каждый день. Ракофф, ранее не читавшая ничего у Сэлинджера, решает, что таковы и его культовые произведения.

Реальная история Ракофф – конечно, сюжет новейшего времени: смурной гений всея Америки Сэлинджер предстает в ней добрым дядюшкой, чей голос, фигура и затылок мотивируют Джоан заниматься тем, чем она на самом деле хочет – писательством. Первый роман она выпустила в 2009-м, историю их общения «Мой год Сэлинджера» – в 2014-м, после цикла документальный передач на радио BBC, где она рассказывала о самых тронувших ее фанатских письмах. Трепетное внимание Ракофф к некоторым (многим?), писавшим Сэлинджеру, – тоже не случайно: так изменились отношения между писателем и читателем; больше никаких клочков в башню из слоновой кости: писатель не небожитель, а тоже человек – пускай сам затворник Сэлинджер это вряд ли понял. Снобская интонация в интеллектуальной и культурной среде постепенно стала уступать открытости и радушию. Окончательная смена регистров случилась в 2010-е (подробнее об этом читайте в тексте Ольги Касьяновой об истории последнего суда Сэлинджера как предсказании ключевого поворота в культуре 2010-х).

Берлинале-2020: «Мой год Сэлинджера»
фото: Берлинале-2020

Все это то, чем «Мой год Сэлинджера» Филиппа Фалардо мог бы быть. Как хороший нон-фикшн роман оказывается не просто пересказом ситуаций и баек, а экранизация хорошего или не очень реального сюжета – не сводится к иллюстрациям и мотивациям. Фалардо же явно не решил, как выстраивать историю, и хватался за все, что в истории Ракофф блестело.

Фильм не фокусируется на становлении Джоан, которая в течение картины принимает несколько судьбоносных решений: ускользает из провинции ради мегаполиса; устраивается на работу, для которой не имеет навыка; берется курировать писателя, которого не читала; завязывает отношения с продавцом книжного Доном (Дуглас Бут), не сообщив прошлому бойфренду Карлу (Хамза Хак), что роман зашел в тупик; читает письма с широко открытыми глазами и не менее открытым сердцем, вместо того, чтобы – как коллеги – с ухмылочкой сразу пускать их в расход; бросает Дона, когда понимает, что чувства – ноль; отказывается от карьерных перспектив литагента, поняв, что без писательства – в душе зудит.

Все это дано пунктиром между разговорами, которые призваны объяснить читателю на пальцах, что вообще такое NY 90-х, кто такой Сэлинджер (спойлер: не Пинчон, но почти), какие у него есть произведения и за что их любят, и томными планами Марго Куэлли (дочь Энди Макдауэлл, покорившая многих после «Однажды в… Голливуде»), которая в художественных и одухотворенных позах читает, складывая длинные ноги в замысловатые геометрические фигуры, тащит за собой чемодан (он такой красивый, что ему посвящено две сцены) и слезящимися глазами смотрит в кадр. Периодически фильм прикидывается интервью с Ракофф и авторами писем Сэлинджеру – но буквально пару раз, а потом забывает про этот не слишком художественный порыв. Вообще в «Мой год Сэлинджера» хватает неловких понтов: так, юноша из Уинстон-Сейлем (Теодор Пеллерен), похожий на Сэлинджера и покоривший Джоан своим письмом, пафосно курит за печатной машинкой, набирая очередную дежурную исповедь, какую потрясенный до глубины души читатель иногда хочет искренне сообщить автору с большой буквы. В ходе письма он так неистово тушит окурок, как будто пишет не несколько строк далекому затворнику, а заканчивает лучшую главу «Над пропастью во ржи».

Иными словами, фильм снят именно в формате наивного взгляда, где за каждой умеренно грустной сценой следует мотивирующая, а ключевые выводы – дешевый селфхэлп: найди, что тебе нравится, и занимайся этим со всей отдачей. Естественно, для такой дежурной мантры не очень нужны Сэлинджер, его фанаты, народные артисты Уивер, Бут, Куэлли и Колм Фьоре – и вообще сколь угодно внятная история. Потому у Фалардо самое интересное в кадре – не герои (они в лучшем случае оптимистичные функции) и не уникальный случай (складывается впечатление, что Ракофф невероятно мотивировали четыре автоматических разговора с Сэлинджером по телефону). Единственное, что вызывает маломальский интерес – это смена костюмов: у живущей в доме без кухонной раковины Ракофф и ее начальницы Маргарет регулярно меняются наряды самых невероятных обойных узоров. Для фильма про мотивирующую комнату, в которую не зашел ни один живой человек, довольно показательный факт.

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

комедия, мелодрама
Бельгия, Франция, Южная Корея, 2019
комедия, мелодрама
США, 2020
комедия, мелодрама
Армения, 2019
научная фантастика, фильм ужасов
Ирландия,Швеция,Бельгия, Великобритания,США, 2019
комедия, криминальный фильм
Россия, 2020
комедия
Франция, 2019
боевик, научная фантастика, приключения
США, 2020
драма, мистика
Россия, 2019
драма, исторический фильм, приключения, фэнтези, экранизация
Иран, 2018
фильм ужасов
Казахстан, 2018
боевик, драма, научная фантастика, экранизация
Япония, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен