Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Вместе с февралем закончился Берлинский кинофестиваль – 70-й, юбилейный, – который стал и своего рода перезагрузкой для именитого смотра. Вместе с новым руководством пришли и новые программы (например, Encounters), и новые вопросы (главный касается «ДАУ»), а также много интересных фильмов, о которых после возвращения нам рассказали Юлия Кузищина и Алексей Филиппов.


КОНКУРС

«Сибирь» / Siberia

Свинья, безумие, Чечня: чем запомнился Берлинале-2020
фото: «Сибирь»

Американец Абель Феррара, уже несколько лет живущий в Риме, попал в конкурс с фильмом «Сибирь», главные роли в котором исполнили Уиллем Дефо и жена режиссера Кристина Кириак. Как и в предыдущей работе режиссера «Томмазо», в «Сибири» угадывается автобиографическая тема. Прошлая картина реалистично воспроизводила повседневную жизнь и заканчивалась домашней съемкой дочери Феррары и Кириак. В новом фильме режиссер предпочитает следовать за иррациональным: он быстро оставляет в стороне нарратив и концентрируется на своих переживаниях (в этом случае - по поводу молодой жены и ее беременности), которые предпочитает артикулировать визуально. Феррара отправляет героя в сюрреалистическое путешествие на собачьей упряжке из заснеженных холмов в пустыню, пещеры и подвалы и населяет встречающиеся ему миры собственными страхами. Следить за этим любопытно и местами забавно, но риск потеряться в потоке сознания остается очень большим.
Прокатный статус неизвестен


Слушайте также: подкаст о Берлинале-2020


«Женщина, которая убежала» / Woman Who Ran

Свинья, безумие, Чечня: чем запомнился Берлинале-2020
фото: «Женщина, которая убежала»

Новый фильм философа и трудоголика Хон Сан Су, получивший приз Берлинале за режиссуру, вновь состоит из разговоров и созерцания – лиц, ситуаций, спрятанных за фигурами видов из окна. Гам Хи (музы режиссера Ким Мин Хи) замужем пять лет, и пара не расставалась ни на день. Когда же муж уехал в командировку, она отправилась проведать трех подруг – поговорить о личном, семейной жизни и других важных вещах (например, вегетарианстве). Все три подруги Гам Хи находятся в разном семейном статусе – разведена, в активном поиске и уже давно замужем, – так что имеют свои взгляды на институт брака и границы между влюбленными. В этих же застольных разговорах они пытаются нащупать универсальные приоритеты: кому-то бродячие кошки важнее соседей, кому-то карьерные перспективы, кого-то раздражает велеречивость мужа. У каждого своя правда и неправда, и выстроить стройную философскую систему не всегда получается: Гам Хи ест свежеприготовленное мясо и размышляет о том, как бы ей хотелось перестать этим наслаждаться. Однако вопрос, поставленный Хон Сан Су, думается, в другом: не становится ли человек заложником собственных и чужих рамок – и, главное, способен ли он из них сбежать.
Прокатный статус неизвестен


Читайте также: колонка о «ДАУ»


«Никогда, редко, иногда, всегда» / Never Rarely Sometimes Always

Свинья, безумие, Чечня: чем запомнился Берлинале-2020
фото: «Никогда, редко, иногда, всегда»

Хит фестиваля Sundance и лауреат гран-при жюри Берлинале, третий фильм Элизы Хиттман рассказывает о старшекласснице Отэм (дебютантка Сидни Флэнеган), которая отправляется в Нью-Йорк вместе с двоюродной сестрой, чтобы избавиться от незапланированной беременности. Фабульно лента напоминает тест, которому подвергают Отэм в клинике, задавая вопросы о ее личной и сексуальной жизни: «Никогда, редко, иногда, всегда» – четыре варианта ответа из стандартного опросника. Все ситуации – от невозможности обратиться за помощью к родителям до странного поведения начальника и сопутствующих поездке приключений — кажутся тоже как будто стандартными для кино и для жизни. Однако Хиттман умудряется вывести из них чуткую историю болезненного сопротивления изменчивому миру, который как со всех сторон пропитан сексуальным влечением, так и абсолютно равнодушен к решению последствий страсти. В непростом трипе Отэм сопровождает также увесистый чемодан, глядя на который окружающие как будто бы говорят: чур не я.
Прокатный статус неизвестен

Читайте также: рецензия на «Неизбранные дороги» Салли Поттер



СЕКЦИЯ Encounters

«Гунда» / Gunda

Свинья, безумие, Чечня: чем запомнился Берлинале-2020
фото: «Гунда»

Один из самых известных российских документалистов, Виктор Косаковский, представил в программе Encounters свою новую картину «Гунда». Как и в «Акварели» (2018), Косаковский продолжает тему отношений человека и природы. В этот раз он обращается не к неподвластной стихии, а к той части природы, которую люди переделали под себя. Главной героиней черно-белого фильма без единого человеческого диалога стала свинья Гунда и ее поросята, за которыми камера наблюдает с момента рождения. Кроме Гунды, в кадре появляются и другие животные, причем традиционно для Косаковского, все его «персонажи» живут в разных человеческих странах. За полтора часа фильма зритель получает возможность лучше понять свиные материнские чувства, увидеть, как курице приходится выходить за рамки привычного, и понаблюдать за социализацией коров. Но приближение к природе будет сопровождаться напоминаниями о предсказуемой судьбе этих животных, и зритель должен усовеститься.
Куплен для российского проката, дата неизвестна


Читайте также: румынское кино на Берлинале


«Ширли» / Shirley

Свинья, безумие, Чечня: чем запомнился Берлинале-2020
фото: «Ширли»

Режиссер Жозефин Декер впервые привлекла внимание берлинской публики в 2018 году своей яркой картиной «Мадлен Мадлен», до этого побывавшей в программе «Санденса». Такая же фестивальная судьба сложилась и у «Ширли» ― драмы с Элизабет Мосс, снятой по мотивам одноименной книги Сьюзан Скарф Меррел, в основе которой ― биография писательницы Ширли Джексон. Фильм рассказывает о молодой паре, поселившейся в доме у Джексон и ее мужа-профессора. Ширли пишет книгу, вдохновляясь оказавшейся у нее дома юной Роуз, и две женщины постепенно начинают сближаться. Как и в «Мадлен Мадлен», Декер вновь обращается к образу психически нестабильной героини, открывая ее субъективный взгляд на мир, проблемы которого писательница перерабатывает в своем творчестве. Болезненные места в творчестве Ширли совпадают с точками становления Роуз как жены, матери, домохозяйки. Декер превращает эту историю в напряженное переживание, от которого невозможно оторваться.
Выйдет в российский прокат, дата неизвестна


Читайте также: рецензия на «Уроки фарси»


«Убей это и уходи из города» / Kill it and leave this town

Свинья, безумие, Чечня: чем запомнился Берлинале-2020
фото: «Убей это и покинь этот город»

Полнометражный анимационный дебют Мариуша Вильчинского – режиссера-самоучки и профессора киношколы в Лодзи, над которым он работал больше десяти лет и который вобрал его разрушающий опыт потери близких (за короткий период умерли его родители и близкий друг). «Убей это» – депрессивный невинно-сюрреалистический трип, в котором пересекаются покореженное мировосприятие Вильчинского и его воспоминания, зашифрованные в творящемся на экране макабре. Эстетика фильма минималистична, если не сказать примитивна – что-то на стыке рисунков в школьной тетради и бумажных поделок. Вместе с тем Вильчинский точно выбирает места силы – квартира, магазин, трамвайная остановка, больница и далекий курорт, – а также остроумно пересматривает роль людей в маленьком городе. Вот на прилавке в продуктовом вместо рыбы вдруг оказываются люди, вот в морге с зашкаливающим черным юмором зашивают людей, вот в поезде на море едут пожилые, но все еще похотливые Минни Маус и Дональд Дак, увиденные режиссером когда-то в диафильме. В одном финале звучит умиротворяющая балада Тадеуша Налепы – покойного друга режиссера и композитора фильма, в другом – исполинский двойник Вильчинского остается заложником удушающей потери, выкинувшимся на берег китом.
Прокатный статус неизвестен


Слушайте также: подкаст о Берлинале-2019



ПАНОРАМА

«Всплеск» / Surge

Свинья, безумие, Чечня: чем запомнился Берлинале-2020
фото: «Всплеск»

Аутичный Иосиф (Бен Уишоу) работает инспектором по досмотру в лондонском аэропорту, слегка стесняется щупать пассажиров, а с коллегами не может наладить контакт – даже на свой день рождения не признается, кто принес торт. Однако после контакта с безумным пассажиром, сообщившим, что конец уже близок, что-то щелкает в голове у Иосифа – в гостях у родителей он разгрызает стенку стакана и пускается во все тяжкие – бросается чужими вещами, грабит банки, подкатывает к давно нравившейся коллеге. Энейл Кария в энергичном дебюте «Всплеск» показывает не просто бунт винтика против системы, которую он призван воплощать и поддерживать, а импульсивный, болезненный процесс познания человеком себя через нарушение выстроенных обществом и им самим рамок и табу. Камера Стюарта Бентли, поначалу спокойная, в момент перерождения Иосифа начинает поддаваться его ажитации, следовать за ним длинными неразрывными кадрами, трястись в беге, немного сходить с ума, больше не отключаясь от его переживаний. Пройдя разрушительный этап, Иосиф познает дзен – но исключает ли он (как минимум локальный) конец света, или это просто праздник непослушания на фоне грядущего апокалипсиса – неизвестно.
Куплен для российского проката


Читайте также: рецензия на «Мой год Сэлинджера»


«Магнат Маугли» / Mogul Mowgli

Свинья, безумие, Чечня: чем запомнился Берлинале-2020
фото: «Могул маугли»

Британо-пакистанский рэпер Зед (Риз Ахмед) собирается в международный тур, но перед этим решает вернуться из Америки в Великобританию, чтобы проведать родителей. Большой карьерный шаг означает для него закрепление места в мировом музыкальном пространстве, но приводит к разрыву с возлюбленной; дома же его ждут не только воспоминания о детстве, вызванные аудиокассетой с первым рэп-треком, записанным поверх переливов кавалли, но и наследственная аутоиммунная болезнь. Проблемы с кровью физической заставляют Зеда задуматься о крови в ином смысле – о контакте с родителями, о корнях, о связи с пакистанской культурой, которая почти выветрилась из его яростных речитативов. Отец Зеда покинул Пакистан во время разделения Британской Индии и переехал на территорию колонизаторов, сам рэпер сбежал и отсюда – в США, страну надежд. Дебют режиссера Бассам Тарика – местами прямолинейно, местами лирично, местами яростно – описывает драму самоидентификации в сложном современном мире: через музыку, воспоминания и диалог культур/поколений. Кажется, не весь свой потенциал «Могул маугли» реализовал, но его упрощение и общая понятность напоминают куплеты заглавного героя: не глубоко, но искренне и заразительно.
Прокатный статус неизвестен

Читайте также: материалы о Берлинале-2019



ФОРУМ

«Город уснул»

Свинья, безумие, Чечня: чем запомнился Берлинале-2020
фото: «Город уснул»

Мария Игнатенко ― выпускница мастерской Дмитрия Мамулии в МШНК, приехавшая на Берлинале с дебютной картиной «Город уснул». На счету Игнатенко ― работа над сценарием последнего фильма Мамулии «Преступный человек» и корометражка «Юха». Ее первый полный метр ищет образ скорби и отчужденности через героя Виктора, который теряет жену и бродит по пустынному замерзшему городку. Все люди, которых он встречает на пути, уснули, – и близость, которая могла бы заполнить пустоту, недостижима. Фильм открывается и закрывается кадрами судебного заседания, где Виктор – обвиняемый: отстраненно звучащий вердикт еще больше отчуждает вечную мерзлоту во внутреннем мире персонажа. Игнатенко интересуется состоянием героя больше, чем его историей, и максимально замедляет экранное время, погружая зрителей в бескрайнюю меланхолию.
Прокатный статус неизвестен



«Двадцатый век» / The Twentieth Century

Свинья, безумие, Чечня: чем запомнился Берлинале-2020
фото: «Двадцатый век»

Фантасмагорическая история про реального премьер-министра Канады Уильяма Лайона Макензи Кинга (Дэн Бирн), который в конце XIX века только собирается бороться за высокий пост. Впереди его ждут серьезные испытания: борьба за сердце девушки, которую увидела во сне его мать и назначила суженной, испытания для кандидатов в премьер-министры (довольно идиотские), участие Канады в британо-бурской войне, конфронтация милитаристской части Канады с франкоговорящей миролюбовой. «Двадцатый век» – дебют Мэттью Ранкина – довольно изобретательно излагает факты из истории Канады, но в формате синефильской сюрреалистичной комедии, где смешиваются Гай Мэддин с его любовью к эстетике немого кино, зараженные линчевским гротеском комедии 1930-х, картонные декорации и абсурдистский юмор. Все здесь – вымысел, но и все здесь правда: от разделенной Канады до имен многих политиков и участия страны в войне с бурами; вместе с тем это история взросления, полнящаяся сексуальных намеков и гендерной игры (некоторых героинь играют мужчины, некоторых героев – женщины с усами). Настоящий праздник без границ.
Прокатный статус неизвестен



ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПАНОРАМА

«Добро пожаловать в Чечню»

Свинья, безумие, Чечня: чем запомнился Берлинале-2020
фото: «Добро пожаловать в Чечню»

Среди фильмов, попавших на Берлинале с американского фестиваля Sundance, оказалась и документальная картина режиссера и журналиста Дэвида Франса. Как и его прошлые фильмы, она посвящена ЛГБТ: в этот раз режиссер отправился в Россию и представил международной аудитории свидетельства того, как активисты вытаскивают из закрытой республики людей, которым там угрожает смерть. Комментарии к фильму дают реальные активисты Ольга Баранова и Давид Истеев, а также сами люди, оказавшиеся в тяжелой ситуации. Среди них и Максим Лапунов – первый человек, открыто заявивший о пытках. Герои фильма живут в убежище: в лучшем случае - готовятся к эмиграции (иногда - всей семьей), в худшем - не знают, что с ними произойдет в течение ближайших месяцев. Для безопасности при съемках было необходимо соблюдать строгий протокол, чтобы не раскрыть личности участников - для этого в фильме все лица заменены с помощью технологии deep fake, которая позволяет сохранить мимику. По этой же причине не было возможности использовать профессиональную технику для съемок, зато некоторые части фильма снимали сами герои. Также Франс включил в картину видео, снятые преследователями ЛГБТ во время нападений. Шокирующие сюжеты усиливаются кадрами отрицающих гонения и пытки властей, а в интервью режиссер признается, что слабо верит, что проблему смогут решить международные суды. «Добро пожаловать в Чечню» становится важным международным голосом в поддержку людей, чья жизнь находится в опасности.
Вероятно, премьера состоится на HBO



ПЕРСПЕКТИВА НЕМЕЦКОГО КИНО

«Гаражане» / Garagenvolk

Свинья, безумие, Чечня: чем запомнился Берлинале-2020
фото: «Гаражане»

Документальный дебют немецкой постановщицы украинского происхождения Натальи Ефимкиной снят в небольшом российском моногороде где-то за полярным кругом. Раньше здесь были шахты, а теперь работы нет. Для тех, кто не спивается, способом не сойти с ума от бессмысленности существования становится гараж. В них зачастую даже нет машин, но за каждой парой железных дверей скрывается собственная вселенная: мастерская, курятник, спортзал, репетиционная база, а то и пятиэтажная подземная пещера. На создание этого мира у некоторых героев уходит вся жизнь, но внуки, которым достается наследство, больше всего, кажется, хотели бы из города сбежать. Запечатлевая депрессивную атмосферу русского севера, Ефимкина оставляет на экране место для юмора и надежд, но не уходит в иллюзии. Самой важной для фильма эмоцией становится эмпатия ― зрители получают возможность максимально близко подойти к героям, таким же обычным людям.
Прокатный статус неизвестен

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

комедия, мелодрама
Бельгия, Франция, Южная Корея, 2019
комедия, мелодрама
США, 2020
комедия, мелодрама
Армения, 2019
научная фантастика, фильм ужасов
Ирландия,Швеция,Бельгия, Великобритания,США, 2019
комедия, криминальный фильм
Россия, 2020
комедия
Франция, 2019
боевик, научная фантастика, приключения
США, 2020
драма, мистика
Россия, 2019
драма, исторический фильм, приключения, фэнтези, экранизация
Иран, 2018
фильм ужасов
Казахстан, 2018
боевик, драма, научная фантастика, экранизация
Япония, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен