Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

В рамках Beat Film Festival 2020 проходит показ двух документальных фильмов о легендарных музыкантах, оказавших огромное влияние на всю современную культуру. В России их имена известны не так хорошо, но благодаря свежим лентам этот досадный пробел можно исправить.

Две музыкальные группы, сумевшие стать легендами при жизни. Одна – родом из Британии, вторая начала свой путь в Америке. Обе известны фронтменами, чья слава выходит далеко за пределы музыкального наследия. А еще обе группы оказали огромное влияние на то, какой музыка является сегодня. Throbbing Gristle и Swans – герои двух документальных лент Beat Fest 2020.


Beat Film Festival-2020: Музыка, способная наносить раны
фото: Кадр из фильма «Throbbing Gristle: Такой же другой, как я»

«Throbbing Gristle: Такой же другой, как я» выходит за рамки изучения вынесенной в русском названии группы. Немалая часть ленты посвящена Coum – удивительному творческому объединению, которое могло появиться только в тяжелое послевоенное время в Британии. Дети, игравшие в воронках от снарядов, вырастали в людей рабочего класса без радости и перспектив – естественно, такой путь подходил далеко не каждому. Некоторые из них, в том числе и будущий фронтмен Throbbing Gristle Дженезис Пи-Орридж, создали творческое объединение Coum Transmissions, чей подход основывался на идеях Дада и сюрреализма. Немало было привнесено и своего, но центральным мотивом при постоянных изменениях формы оставалась контр-культурность: раз за разом Coum шокировали общественность.

Coum — не только творческое объединение, но и коммуна со своим странным устоем. Дженезис успел опробовать подход в Transmedia Explorations, но остался крайне недоволен. Слово Coum – аббревиатура от Cosmic Organicism of the Universal Molecular (космический организм универсального молекулярного) — фраза, пришедшая в голову Дженезису во время семейного путешествия. Именно так он решил назвать свою версию коммуны. Члены Coum совместно творили своего рода анти-искусство, активно создавая что-то, что будет шокировать и вызывать противоречивую реакцию общественности. Сам логотип Coum – вялый пенис с каплей на конце – уже намекал на антиобщественный настрой, а одним из лозунгов группы было «Coum гарантирует разочарование».

И тем не менее все их попытки сломить общественные устои встречались не только недовольством. Нет, были и преследования со стороны полиции, и уничижающие статьи в газетах, но вместе с тем к ним приходила известность. Фильм открывается как раз комментарием о происходящем: «Мы делали много садо-мазо, сексуального и порнографии. А потом нам стало скучно от того, что все вокруг думали, что мы создаем искусство, так что мы решили разрушить это. И взялись за то, что получалось у нас хуже всего – за музыку».

Beat Film Festival-2020: Музыка, способная наносить раны
фото: Кадр из фильма «Throbbing Gristle: Такой же другой, как я»

Интересно, что это начинание, вкупе с общественными настроениями Британии 1970-х, породило музыкальный жанр, существующий до сих пор. Речь об индастриале, антимузыкальной музыке, порожденной тем же протестным движением общественности, из которого вышел панк. Подробности этого легко узнать из фильма, а вот другую деятельность членов Coum оставили за скобками. Дженезис Пи-Орридж, к примеру, основал Храм Психической Юности (TOPY – Thee Temple ov Psychic Youth) – полурелигиозное общество, практикующее магические ритуалы и обменивающееся информацией между участниками. Ячейки TOPY до сих пор можно найти по всему миру, а их главный текст, Психическая библия, доступен в том числе и на русском языке.

Двое других участников проектов, Питер Кристоферсон и Джон Бэланс, позже основали Coil – экспериментальный музыкальный проект, чье творчество варьировалось от фолка до техно, от индастриала до классики. Если Throbbing Gristle создали жанр, то Coil оказали огромное влияние на всю современную электронную музыку.

И пока Дженезис и сотоварищи разрушали цивилизацию в Британии, по ту сторону Атлантического океана появился другой бунтарь, имя которого – Майкл Джира. Дженезис рос в восстанавливающейся после Второй мировой войны стране, а Майкл на себе испытал грязь и нищету Нью-Йорка, описанного в скорсезевском «Таксисте». Кстати, именно фильм побудил Джиру перебраться туда — рос он в Лос-Анджелесе, который ненавидел всей душой: «Существование там складывается из постоянно включенного телевизора, поездок на огромной машине и убивания времени на пляже. Это не город, а склад подержанных вещей, подержанных людей и подержанных эмоций».

Поучаствовав в нескольких музыкальных проектах, Майкл пришел к тому, что ему в них тесно. Выходом стала группа Swans, название которой пришло в голову музыканту еще до осознания того, что же, собственно, он будет играть. Лебеди, по мнению Джиры, «грациозные и прекрасные существа с отвратительным темпераментом». И первые эксперименты группы полностью этому соответствовали: агрессивная, громкая и жестокая музыка, кричащий вокал, скрежет металла и медленные ритмы, почти вгоняющие в транс. Все это обратило на группу пристальное внимание: фанаты появились в мгновение ока, да и профессиональные журналисты не обходили стороной. Тем не менее Swans трансформировались на протяжении всего жизненного цикла: с приходом в группу Джарбо звучание их стало более мелодичным, на смену индустриальным ритмам пришли баллады, группа активно пыталась пробиться в мейнстрим. И все же спустя 15 лет после рождения, в 1997-м, Swans прекратили свое существование. Джира при этом продолжил творчество: после распада главного детища он основал несколько новых проектов и написал книгу «Потребитель» (не самое простое чтиво, российский перевод которого окружен собственной темной аурой из-за смерти переводчика).

Beat Film Festival-2020: Музыка, способная наносить раны
фото: Кадр из фильма «Swans: Where Does a Body End?»

Итогом поисков стал возврат к Swans: речь не о привычном реюнионе (часто слышатся шутки, что за это слово в отношении группы Майкл может двинуть по зубам), а именно о новом этапе творчества. Swans образца 2008 года – одна из главных групп, выступающих вживую: по мнению многих, найти что-то более мощное попросту невозможно. С этим сложно не согласиться: я был на Swans дважды и переживания от их выступления легко сравнить с религиозным опытом, что также подчеркивают и интервьюируемые в фильме люди. Музыкальная стена нарастающей силы, треки длительностью около получаса и стоящий в эпицентре звукового полотна Майкл, потрясающий своей первозданной мощью, оказывают ни с чем не сравнимое влияние – словно тебя разбирают на куски и собирают заново, но обновленным и другим.

Фильм «Swans: Where Does a Body End?» останавливается на втором распаде группы, но история на этом не заканчивается: музыканты вновь возобновили свое творчество в 2019 году, выпустив свежий альбом. Новый виток – куда менее агрессивный, чем предыдущий, и остается лишь гадать, куда Майкл поведет своих «лебедей» на этот раз.

Майкла Джиру и Дженезиса Пи-Орриджа объединяет многое: здесь и постоянные поиски, и невероятная внутренняя мотивация, и уникальное видение мира, способное двигать мировую культуру вперед. И Throbbing Gristle, и Swans уже вошли в историю мировой культуры: да, их знают меньше, чем, к примеру, Дэвида Боуи, но их отпечаток легко сравним по значению.

Афиша кино >>

биография, драма, спортивный фильм
Россия, 2020
фильм ужасов
Испания, 2020
комедия
Великобритания, Италия, 2020
комедия, криминальный фильм, приключения, экранизация
Аргентина, Испания, 2019
драма, триллер
Великобритания, Канада, США, 2019
триллер, фильм ужасов
Австралия, 2020
комедия
Аргентина, 2018
драма, мелодрама, мистика, фэнтези
Германия, Франция, 2020
комедия, приключения, семейное кино
Россия, 2020
мелодрама
Россия, 2020
комедия, мелодрама, трагикомедия
Италия, Франция, 1953
комедия, приключения
Россия, 2020
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен