Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Кинотавр-2020: Глубокое проникновение в российский кинематограф

«Кинотавр», всегда отличающийся драматургически изящным программированием Ситоры Алиевой, завершился комедией Михаила Сегала «Глубже!» с Александром Палем в главной роли, получившей диплом жюри «За юмор, гражданскую смелость и любовь к зрителям». Сатирой на искусство в целом и российское кино в частности, квинтэссенцией конкурса нынешнего «Кинотавра», констатировавшего дефицит смыслов у большей части поколения современных кинематографистов, концентрацию на себе, порой доходящую до пустословного эгоизма и самолюбования, либо на чувственной обыденности, от реальности при этом далекой. Сатирический призыв «Глубже!» в этом плане – словно насмешка над текущим состоянием кинематографа, театра и вообще искусства, серой массой осевшего между порно, за который российские представители жанра получают отраслевой «Оскар», и фильмами Андрея Звягинцева, так свой «Оскар» и не получившими.

Кинотавр-2020: Глубокое проникновение в российский кинематограф
фото: Кадр из фильма "Глубже!"/пресс-служба фестиваля "Кинотавр"

Театральный режиссер Роман (Александр Паль) работает над выпуском спектакля по вечному Чехову в вечном Главном театре страны. Но время серьезных и тщательных постановок, как кажется худруку театра (Владимир Стеклов), прошло – в поисках свежей крови он приглашает сделать по-настоящему кассовую постановку «известного режиссера Хачатряна» (Антон Лапенко), который в своих спектаклях не обходится без пошловатой буффонады и «рюмки водки на столе», но зрители на него идут. А Роман Петрович идет сам — куда подальше: худрук его увольняет, обрекая на совсем уж нищенское существование с томиком Чехова в кофейне, где он не может заплатить даже за кофе.

Все меняется, когда попавший – пока еще не фигурально – впросак герой Александра Паля встречает в этом самом кафе своего однокурсника, который снимает пропагандистскую «Правду с Володей» на, естественно, главном телеканале страны, а подрабатывает халтурой – съемками порнороликов где-то в Балашихе. Эту-то халтурку он и скидывает на измаявшегося Романа Петровича, который в молодых артистах (Любовь Аксенова и Олег Гаас) наконец-то находит творческую отдушину, ту самую глубину, необходимую даже для того, чтобы рассказать простую историю студентки архитектурного вуза, вызвавшей однажды сантехника, или крестьянки, встретившейся на проселочной дороге с барином, чтобы грамотно выстроить так напоминающие своим абсурдом примерно все диалоги российского кино: «Что у вас течет?» – «Всё течет».

Кинотавр-2020: Глубокое проникновение в российский кинематограф
фото: Кадр из фильма "Глубже!"/пресс-служба фестиваля "Кинотавр"

Эта фраза могла бы стать слоганом нового фильма Анны Меликян «Трое», где Виктория Исакова, Юлия Пересильд и Константин Хабенский, как и следует из названия, разыгрывают любовь на троих. Переживающий кризис среднего возраста не самый успешный комик Саша Сашин, получив очередную премию (так напоминающую «Золотого орла»), на вручение которой уехал от оставшейся в Москве жены, успешной психологини Златы (Исакова), как когда-то герой Евгения Цыганова в «Русалке», собирается утопиться, но от опрометчивого шага его спасает девушка с жирно подведенными глазами (Пересильд), водящая артистические экскурсии по Петербургу, а в свободное время пишущая стихи – само собой, о любви. Как и все фильмы Анны Меликян. И в этом плане в фильме режиссера всё хоть и течет (не только Нева или Москва-река, но и, например, крыша квартиры героини Пересильд или вечно работающий душ в доме пары Хабенского и Исаковой), но не изменяется. Единственный мужчина в картине Меликян плывет по течению. В другой картине нынешнего фестиваля, столь же сентиментальной, но менее эстетской (Николай Желудович, снявший «Трое» получил приз за лучшую операторскую работу) — «Кто-нибудь видел мою девчонку?», утекает из жизни герой Александра Горчилина, списанный со знаменитого киноведа Сергея Добротворского, но, безусловно, его в виду не имеющий.

Подробнее о самом скандальном фильме «Кинотавра»

Проигравшая мещанской мелодраме истинная трагедия Добротворского вызывает бурное негодование критиков. Реальная драма другой реальной героини – Елизаветы Глинки, вплетенная в почти детектив противостояния вечно всем помогающей героини Чулпан Хаматовой и циничного следователя ФСКН (Андрей Бурковский) в фильме «Доктор Лиза», трогает сердца зрителей фестиваля. Сконструированная на основе событий с захватом заложников «Норд-Оста» «Конференция» Ивана И.Твердовского (приз за лучший сценарий) холодно погружает во времена, которые хотелось бы забыть.

Рецензия на фильм «Конференция»
Рецензия на фильм «Доктор Лиза»
Кинотавр-2020: Глубокое проникновение в российский кинематограф
фото: Кадр из фильма "Конференция"/пресс-служба фестиваля "Кинотавр"

Где-то вдалеке от реальных прототипов и событий, память о которых живее многих фильмов, показанных на фестивале, развиваются автобиографии творцов-конкурсантов «Кинотавра». Манипулятивно-глянцевые, как в «Скажи ей», втором фильме Александр Молочникова, после фестиваля обнаружившего у себя Covid-19, а во время упоенно рассказывающего о собственном кинопроизведении и шире – детстве с разведенными родителями, жизни в Америке и других столь похожих на случившиеся с маленьким киноСашей (отличный юный актер Кай Гетц) событиях. Или драйвово-энергичные, как в «Маше» лучшей дебютантки фестиваля Анастасии Пальчиковой, настоящей девчонке (тоже юная актриса Полина Гухман), которую точно увидели, услышали и запомнили все. Или мучительно-выстраданные, буквально вынувшие сердце из главной героини, но вряд ли из зрителей, как во «Вмешательстве» Ксении Зуевой. Или иронично-депрессивные, как в «Хандре» Алексея Камынина.

Кинотавр-2020: Глубокое проникновение в российский кинематограф
фото: Анастасия Пальчикова получает премию за лучший дебют/пресс-служба фестиваля "Кинотавр"

А уже за этими страданиями внутри Садового кольца возвышаются истинные человеческие судьбы. Потому вершиной нынешнего конкурса выглядит впервые представленная на «Кинотавре» якутская картина – «Пугало» Дмитрия Давыдова, недаром завоевавшее гран-при. Скромно снятое за 1,5 млн рублей сказание о знахарке (восхитительная актриса и этнопевица, а теперь и обладательница премии за лучшую женскую роль Валентина Романова-Чыскыырай), лечащей людей своим энергичным дыханием, дающим им не текущую из одного фильма в другой смысловую и художественную воду, а воздух, дарующий жизнь другим, но отбираемый у нее самой. Из-за прошлых ошибок, не поддающихся модной в столицах психологической рефлексии. Из-за дара, который там – в глубинке – не чудо и не надежда, а настоящее проклятье.

Подробнее о фильме «Пугало», победившем на «Кинотавре»

Другая этнография – не менее загадочная, чем в Якутии, Чукотка – место действия дебютного фильма Филиппа Юрьева «Kitoboy», уже получившего приз в Венеции, а здесь в Сочи ставшего лучшим режиссером конкурсной программы. Подросток Лешка (Владимир Онохов, обладатель награды за лучшую мужскую роль), несмотря на свой возраст, уже активно участвующий в местном промысле, однажды видит на экране компьютера вебкам-модель (Кристина Асмус, которой после «Текста», кажется, идут роли онлайн-любовниц) и влюбляется с первого взгляда. Честно выучив самые важные фразы на английском и увидев, что вебкам-сайт расположен в американском Детройте, он, наслушавшись рассказы о мужиках, переплывших Берингов пролив и достигнувших берегов Аляски, тоже отправляется в это непростое путешествие. Но любовь к таинственной, хоть и очень красивой девушке оказывается сильнее любви к Родине – дикой, по столичным меркам, необъяснимой, но оттого еще более притягательной своей какой-то совершенно иррациональной константой.

Рецензия на фильм «Kitoboy»
Кинотавр-2020: Глубокое проникновение в российский кинематограф
фото: Владимир Онохов получает приз за лучшую мужскую роль/пресс-служба фестиваля "Кинотавр"

Частично об этом же и отвечающая наряду с комедией «Глубже!» за абсурд не нынешнего «Кинотавра», но фильмов на нем показанных, дебютная картина театрального режиссера, а теперь еще и актера Семена Серзина (в скором времени его можно будет увидеть в ленте Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе»), основанная на популярной пьесе Дмитрия Данилова «Человек из Подольска». Тут он, правда, не Сережа, а Коля (солист группы OQJAV, получивший приз за лучшую музыку Вадик Королев и отметившийся на нынешнем фестивале сразу в двух картинах – вторая «Город уснул», амбициозно манифестирующая «параллельное кино», но на проверку оказывающаяся банальной историей ревности, пусть и решенной в усопшей, омываемой все той же вечной водой окраине), но тоже «очень тупой». «Не то, что мытищинские», – за них ответственен актер Илья Борисов, – как говорят в полицейском участке, куда Коля случайно, без особых на то причин попал прямо с перрона Курского вокзала. Полицейский беспредел оборачивается то экзаменом по географии, то сеансом психотерапии. В Подольске, родном же городе, Коля не понимает ровным счетом ничего. Как и в своей жизни – ну да, работает редактором, но зачем, поет в музыкальной группе, но для чего, встречается с девушкой, про которую даже не может сказать, красива ли она. В общем, опять непонятно, «откуда вы, на***, прилетели сюда», как страстно говорил Виталий Хаев в культовой комедии «Изображая жертву», 14 лет представленной на «Кинотавре» и спродюсированной, кстати, как и «Человек из Подольска» Натальей Мокрицкой.

Кинотавр-2020: Глубокое проникновение в российский кинематограф
фото: Кадр из фильма "Человек из Подольска"/пресс-служба фестиваля "Кинотавр"

Полицейские методы спустя годы меняются – и вот уже вместо трехэтажного разъяренного мата до дрожи вежливый разговор госпожи капитана (лучшая роль Виктории Исаковой) и ее сослуживцев (Владимир Майзингер), вместо японского ресторана с ядовитой рыбой фуга – тут же расположенная на полицейском участке зона рекреации со своими огурчиками. И только бассейн, наряду с ситуацией в стране и вечно «потерянным» поколением, остается неисправимой константой – только теперь Коля, не умеющий восхищаться ежедневной поездкой из своего Подольска в Москву и собирающийся если и «замочить» старое поколение, то хотя бы не из собственной семьи, в воду погружается. Пусть пока и не сильно глубже, на чем бы наверняка настаивал герой Александра Паля из фильма Сегала, этот перфекционист Роман Петрович внутри нас.

Ссылки по теме
«Доктор Лиза»: Не улетай, не исчезай
«Хандра»: Как Янковский сыграл Тарковского
Гран-при «Кинотавра» получила якутская картина «Пугало»
Кинотавр-2020: «Китобой» – лучшая режиссерская работа фестиваля
Фильм «Доктор Лиза» получил приз зрительских симпатий «Кинотавра»
Кинотавр-2020: Аня Чиповская, Ксения Собчак и Владимир Мишуков
Кинотавр-2020: Виктория Исакова, Владимир Яглыч и Марина Александрова
Кинотавр-2020: Хороша Маша, да не наша. Анна Чиповская любит и поет.
Кинотавр-2020: «Конференция». Я/Мы - заложники
Кинотавр - 2020: Ирина Горбачёва, Александр Робак и Ситора Алиева
Кинотавр-2020: Варвара Шмыкова, Ирина Гринёва и Анна Слю
Богема и чувства: Аня Чиповская бежит от любви Александра Горчилина
Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса
Кинотавр-2020: Светлана Ходченкова, Аня Чиповская и Екатерина Варнава
Фильм по сценарию Дмитрия Глуховского победил в конкурсе «Кинотавр. Короткий метр»
Фильм «Вмешательство» с Аней Чиповской станет мини-сериалом
Летний кинотеатр Garage Screen покажет фильмы 31-го «Кинотавра»
Кинотавр-2020: Питчинг сериальных проектов
«МТС Медиа» в 2021 году запустит программу прямых инвестиций в российское кино
Проект «Против всех» Екатерины Волович и Елены Алашеевой стал обедителем питчинга сериалов на «Кинотавре»

Афиша кино >>

приключения, семейное кино, шпионский фильм
Китай, Франция, 2018
драма, криминальный фильм, триллер
США, 2020
триллер
Россия, 2020
драма, триллер, фильм ужасов
Аргентина, Италия, 2019
криминальный фильм, научная фантастика, триллер, фильм ужасов
Великобритания, Канада, 2020
комедия
Франция, Бельгия, 2020
военный фильм, драма, исторический фильм
Россия, 2020
триллер, фильм ужасов, экранизация
Великобритания, 1980
детский фильм, комедия, мистика, приключения, семейное кино, фильм ужасов, фэнтези, экранизация
США, 2020
детский фильм, комедия, семейное кино, экранизация
США, 2020
детектив, драма, криминальный фильм, триллер, экранизация
Франция, 2020
комедия, приключения, семейное кино, фэнтези
Франция, 2020
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен