Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Из обширной и богатой программы 42-го ММКФ мы выбрали российский конкурсный фильм по мотивам Велимира Хлебникова – «Мелодия струнного дерева» Ирины Евтеевой. Фильм-дилогия повествует о путешествиях самого Хлебникова и его жизненной силы под строки известного поэта Серебряного века.

ММКФ-2020: «Мелодия струнного дерева». Футуризм дорисованный
фото: Кадр из фильма "Мелодия струнного дерева"

Романтически-сказочная картина Ирины Евтеевой – эталонный пример «кино не для всех». Во-первых, это одновременно игровой и анимационный фильм. Все роли играют актеры, а отснятый с ними материал в дальнейшем дорисовывается с помощью театрального грима, проекций и стекол. Во-вторых, это не столько экранизация, сколько вольное переложение на экран двух произведений родоначальника русского футуризма, будетлянина Велимира Хлебникова – поэмы «Медлум и Лейли», истории любви, основанной на курдской легенде, и повести «Ка» о встрече поэта со своим бессмертным двойником, жизненной силой в человеческом обличье.

Сюжет тут весьма условен, особенно во второй части фильма – онейроидный ряд образов неспешно проплывает по экрану под стихи поэта, подчас вводя в сонное оцепение, но иногда удивляет. Например, ползущими по краю окопа Первой мировой улитками, напоминающими о сюрреалистических мирах канадца Гая Мэддина. Или явными цитатами из Сергея Параджанова, порой слишком буквальными – в какой-то момент по белому платку даже размазывают семена граната. Есть в фильме и восточные влюбленные среди ковров (привет еще одному наследнику Параджанова, великому стилисту Рустаму Хамдамову), и беседа на подоконнике Хлебникова (Владимир Кошевой) со своим двойником (Вадим Гусев), и чаепитие с призраками египетских фараонов.

Вот только до картин перечисленных мастеров – «Цвета граната» или «Мешка без дна» – «Мелодии струнного дерева» всё же далеко. При всей самобытности техника Евтеевой местами выглядит откровенно аляповато и напоминает более наивное и условное массовое искусство, вроде выставки «оживающих» интерактивных картин мастеров живописи или заставок для канала «Культура». Впрочем, нельзя отказывать ее работам в оригинальности и кропотливости ручного труда, вложенного в их создание – по ее признанию, на прорисовку пленки уходило до пяти-шести лет, и только с цифровым изображением дело пошло быстрее. Предыдущая работа режиссерки «Арвентур» по Александру Грину, которого, кстати, тоже играл Кошевой, также объединяла рисованные пейзажи и декорации (заснеженный Петербург, древним Китай) с реальной натурой и живыми актерами и даже получила специальный приз жюри на ММКФ в 2015 году. Значит, и на такое творчество, пусть и граничащее иногда с безвкусицей, но всё равно способное удивить, найдутся свои любители прекрасного. Да и потом, услышать с большого экрана леденящие строки Хлебникова «И на путь меж звезд морозных/Полечу я не с молитвой/Полечу я мертвый, грозный/С окровавленною бритвой» можно далеко не каждый день.


Афиша кино >>

аниме
Япония, 1988
биография, драма
Россия, 2020
фильм ужасов
Великобритания, 2019
комедия, мелодрама
Россия, 2020
драма, комедия
США, 2020
драма, комедия, криминальный фильм
США, 2019
драма
Великобритания, Италия, Россия, Эстония, 2020
комедия, мелодрама
Россия, 2020
молодежный фильм, триллер
Беларусь, 2020
драма
Великобритания, США, 2019
биография
Италия, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен