Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

8 октября заканчивается Московский международный кинофестиваль, в программах которого показали множество фильмов из разных стран, в том числе — три картины из Казахстана. Иван Афанасьев описывает их в порядке ухудшения кинематографической обстановки: от хорошей из параллельной программы к двум конкурсным — от посредственной до ужасной.


«Черный, черный человек» (реж. Адильхан Ержанов)

ММКФ-2020: Ким Ки Дук и другие казахстанские сказки

Один из наиболее известных и уважаемых казахских режиссеров на родине и за рубежом, Ержанов два года назад стал членом Европейской киноакадемии. На зарубежных кинофестивалях его фильмы уже давно частое, но всегда резонансное явление — «Хозяева» и «Ласковое безразличие мира» побывали в Каннах, а новейшая «Желтая кошка» принимала участие в минувшем Венецианском кинофестивале. На ММКФ Ержанов тоже частый гость: картины «Шлагбаум» (по его сценарию) и «Ночной бог» участвовали в основном конкурсе. Теперь он в статусе гостя представил одно из лучших своих творений — триллер «Черный, черный человек», ранее показанный в Сан-Себастьяне.

Тело изнасилованного и убитого мальчика находят в дремучем ауле посреди степи — маленьком островке безвластия, имитирующего законопослушность. Следователь Бекзат, кажется, и не помышляет изловить преступника: все в упадке, можно быстренько спихнуть вину на местного блаженного. Вмешивается неравнодушная журналистка из города, которая цепляется за несостыковки в деле и вынуждает Бекзата начать полноценное расследование. Параллельно с поиском настоящего убийцы в следователе будто просыпается совесть и желание противостоять затхлой коррупции маленького городка, но впереди его ждет, по всем законам жанра, лишь тьма, сгущаемая тем самым черным, черным человеком.

Читайте о творчестве Пон Джун Хо

Начинаясь как классический нео-нуар на манер «Настоящего детектива», фильм Ержанова быстро сворачивает в сторону анти-детектива в духе южнокорейских триллеров. Очевидный пример — «Воспоминания об убийстве» Пон Чжун Хо (даже завязка похожа), где номинально есть двое полицейских, маньяк и его жертвы, а на деле — кино о том, что в таких вот Богом забытых селах опасность может таиться даже в глиняном горшке. Так и здесь: условный ленивый следователь вступает в схватку с самим собой и нежеланием что-либо менять. Он пытается себя оправдать словами «Я всего лишь выполняю указание свыше», но постепенно понимает, что выше стоят чудовища в человеческом облике, для которых убитый ребенок — практически сакральная жертва, способная упрочить позиции сильных аула сего. Из детектива фильм превращается в сказку о битве уставшего добра с неведомым злом, которое разлилось в воздухе и вытягивает отовсюду жизнь.


«Судьба» (реж. Жанна Исабаева)

ММКФ-2020: Ким Ки Дук и другие казахстанские сказки

Женщина-режиссер в казахском кино — явление нечастое, а случай Исабаевой и вовсе почти уникальный: ее фильмы знают за рубежом и в России, да и на родине она обласкана вниманием как зрителей, так и критиков. Картину «Карой» она демонстрировала в рамках венецианской «Недели критики», а «Нагима» получила приз Сети продвижения азиатского кино — организации, знакомящей мировую публику с творчеством Цзя Чжанькэ, Наоми Кавасе, Брильянте Мендосы и других знаковых режиссеров региона. Наконец, ее «Света» — редкий фильм, где герои общаются на жестовом языке (как в «Племени» Слабошпицкого), — участвовала в престижном Токийском кинофестивале, а исполнительница главной роли стала номинанткой премии Asia Pacific Screen Awards, своего рода «азиатской Грэмми». «Судьба» — первая лента Исабаевой в конкурсе ММКФ, и, скажем прямо, на этот раз талант будто решил взять отпуск.

Читайте рецензию на «Племя» Слабошпицкого

В фильме показан отрывок из жизни юного Азата, приехавшего из далекого аула со смешным названием. Он пытается устроиться на подработку на завод, где работает его брат. Бригадир грустно сообщает, глядя в сломанную «четвертую стену», что родственник вернется лишь через два-три дня, работы нет, остаться ночевать тоже нельзя. Оказавшийся в затруднительном положении Азат выходит на улицу и идет направо — там ему предстоит встретить земляка, ввязаться в криминальную авантюру и чуть не попасть за решетку. История начинается заново: Азат выходит с завода — и уже идет налево, где в лесу его «ждет» изнасилованная девушка, которую парень попытается спасти, но сам попадет за решетку. Как вы уже догадались, есть и третий путь — прямо, — но о нем пока умолчим.

Сама идея экранизировать послание на былинном камне «Направо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь — в тюрьму попадешь…» отдает некоторой нафталиновой свежестью. Однако фильму не удается избежать дежурного проговаривания закона Мерфи, согласно которому бутерброд падает маслом вниз, а юный казах, приехавший на заработки в Алматы, попадает в полицейский участок. Именно это и случилось с «Судьбой»: он грубо сделан, лишен искры, а, значит, и его малобюджетность неизбежно бросается в глаза и отягощает просмотр.


«Растворяться» (реж. Ким Ки Дук)

ММКФ-2020: Ким Ки Дук и другие казахстанские сказки

В прошлом Ким Ки Дук, будучи председателем жюри ММКФ, награждал «Золотым Георгием» отличный казахский фильм Фархата Шарипова «Тренинг личностного роста», а в этом сам претендует на главную награду — правда, в статусе режиссера, фактически изгнанного из Кореи после обвинений в домогательствах и сексуальном насилии. Судя по всему, именно теория пары рукопожатий, а не уровень картины помогли казахскому дебюту эпатажного корейца попасть в конкурс. Фильм Ким снимал, не зная ни русского, ни казахского, и выступил в качестве режиссера, сценариста, оператора, монтажера и даже звукорежиссера. Результат, что называется, налицо: можно смело признать, что он снял худший фильм в карьере.

Читайте рецензию на «Тренинг личностного роста»

Картина рассказывает о двух девушках (в титрах — «Девушка #1» и «Девушка #2») из диаметрально противоположных миров. Первая живет в ортодоксальной семье, где папа, мама и брат диктуют ей, во сколько возвращаться домой, с кем гулять, что надевать и как разговаривать — в общем, типичная женщина в фильмах Ким Ки Дука. Вторая ходит на свидания с богатым спонсором, бычит на мужчину, случайно наступившего ей на ногу, наслаждается свободой и ведет себя, как другой излюбленный кимовский типаж. Однажды они встречаются, и #2 предлагает #1 поменяться ролями — не навсегда, а так, «чисто родаков на место поставить». Понятно, что для обеих ничем хорошим эта игра в переодевания не закончится.

Читайте об «Острове» и других примечательных корейских фильмах

«Растворяться» — к добру или худу — квинтэссенция творчества Ким Ки Дука: первая героиня напоминает девушку из «Пустого дома», вторая — из «Острова», сюжетная коллизия — о «Самаритянке», а финал косплеит концовку «Пьеты». Складывается впечатление, что ради воспоминаний о былом (величии?) все это и создавалось: «мыльная» картинка, снятая на студенческую камеру Mark II с пришпиленным к ней микрофоном (как следствие — звук имитирует репортажи НТВ), диалоги уровня курсовых первокурсников ВГИКа, актеры, будто бы вышедшие из любительского театра… Творец, конечно, никому ничем не обязан, тем более в трудные времена, когда экспрессивно (временами через край) играющая Динару Жумагалиеву оказывается еще и единственным продюсером фильма. У многих инди-режиссеров случаются фильмы-междусобойчики, но зачем его выставлять в конкурс международного кинофестиваля и показывать на большом экране, который каждый недостаток подчеркивает и обводит незримым красным маркером? Возможно, падение курса рубля стало роковым для почти что поселившегося в России Ким Ки Дука — и гамлетовское «снимать или не снимать» для него больше не актуально.

Поиск по меткам

Афиша кино >>

триллер, фильм ужасов, экранизация
Великобритания, 1980
детский фильм, комедия, семейное кино, экранизация
США, 2020
детский фильм, комедия, мистика, приключения, семейное кино, фильм ужасов, фэнтези, экранизация
США, 2020
детектив, драма, криминальный фильм, триллер, экранизация
Франция, 2020
комедия, приключения, семейное кино, фэнтези
Франция, 2020
комедия, криминальный фильм
Франция, 2020
фильм ужасов
США, 2020
драма, мелодрама
Россия, 2021
мистический хоррор
Россия, 2020
триллер, фильм ужасов
Канада, США, Франция, 2017
Франция, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен