Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

21 октября в петербургском кинотеатре «Аврора» состоялся показ ленты Алексея Федорченко «Большие змеи Улли-Кале» – фильма открытия международного фестиваля «Послание к человеку». Режиссер «Овсянок» и «Войны Анны» отправляется на Кавказ, в пушкинский «ужасный край чудес», с миссией вернуть зрителю давно забытый цикл дореволюционных лент: о том, как эта земля боролась против России, покорялась ей, а потом Россию обогащала, снабжая ее культуру новыми сюжетами. В мире «Больших змей» все становится частью мифологемы: разложившаяся пленка, шляпа Гоголя, нейросети, духовная традиция зикра. После такого экзотического сплава нетрудно уверовать, что у порогов Терека и вправду живут огромные аспиды.

кадр из фильма Большие змеи Улли-Кале
фото: пресс-служба "Послания к человеку"

Ватага деревенских ребятишек на велосипедах проносится по дороге под шелест кинопленки. Пленка везде: хвостами поднимается к небу, шумит трещоткой на колесах, гроздьями висит на жердях и дрожит, подхваченная ветром. Особая забава для детворы – пленку поджечь и наблюдать (с безопасного расстояния), как бобина вспыхивает, подобно фейерверку. Дети и не ведают, какое сокровище попало им в руки, а то относились бы бережнее. Оказывается, где-то на Урале по случайности обнаружен схрон дореволюционных фильмов, прикопанных в землю во времена гражданской войны. В деревянных ящиках годами лежали эксперименты выдающихся режиссеров, однажды задумавших снять большое полотно о Кавказе. Каждый автор рассказывает свою историю об отношениях мятежного края с империей, применяя все доступные ему технические методы. Режиссер Алексей Федорченко объявляет о великолепной находке по телевидению и анонсирует ее скорое восстановление. Альманах дошел до нас практически полностью, и мы наконец-то, спустя столько лет, можем увидеть, как предки чувствовали Кавказ и осмысляли его место в России. Что-то, конечно, потерялось, но съемочная группа Федорченко спешит это исправить – и нехватку восстановить по имеющимся дневниковым записям.

На экране возникают честная монохромная картинка, кукольные декорации, вымазанные белилами лица актеров. Если фильма обретает цвет, режиссер предупреждает – это нейросеть раскрасила. Иногда все дрожит и деформируется, что неудивительно для возраста пленки – еще Билл Моррисон в своей «Деказии» рассказал о последствиях ее неправильного хранения. Хотелось бы поверить в чудо и возрадоваться обнаруженным артефактам истории, но все слишком хорошо и красиво, так в жизни не бывает. Мы видели недавнюю отреставрированную «Историю гражданской войны» Дзиги Вертова, подделку Питера Джексона в «Забытом серебре». Разумеется, все фильмы из-под земли Федорченко снял сам, вспомнив опыт художественной фальсификации «Первых на Луне». И сделал это играючи, предлагая зрителю поучаствовать в сотворении мифа.

кадр из фильма Большие змеи Улли-Кале
фото: пресс-служба "Послания к человеку"

«Большие змеи Улли-Кале» – вроде бы find footage, но такой новую ленту представлять немного порочно. Это не документальное кино, но и не мокьюментари. Режиссер и сам это определение не очень любит, потому что приставка мокью – это от английского to mock, издеваться. А он ведь ни над кем не издевается и все карты вскрывает сразу. Здесь бы какое-то новое жанровое слово выдумать, но пока не выходит из-за вороха парадоксов. В основе фильма лежит мудреное зелье, сваренное из реальных исторических событий, легенд, смелых теорий. Центральные персонажи реальны, а многие еще и широко известны: Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой. Их действия вымышлены – или почти вымышлены. Найденный вместе с кинопленками дневник, к примеру, «принадлежит» русскому психиатру Оттону Чечотту, возглавлявшему в начале XX века Кавказское горное общество. Эта организация, существовавшая в действительности, якобы и пригласила режиссеров снять кино о регионе, тем самым привлекая в него инвестиции для дальнейшего развития. Энтузиасты взялись за дело и поставили девять фильмов – и каждый со своим взглядом на место, время и, конечно же, вечный кавказский вопрос.

Читать Тени забытых предков в «Истории гражданской войны» Дзиги Вертова
Тут есть свой мини-пеплум, очень в духе «Кабирии» Джованни Пастроне. Сюжет местный – русские войска налетают на аул, а гордые женщины, не желая сдаваться в плен, бросаются в воды Терека. Тут же мультипликация (ее Федорченко приписывает учительнице Марии Преображенской) с сюжетом о Шамиле и его идеологических противниках-пацифистах. Мистическая пушкиниана, где поэт обращается в демона и пугает людей своим ярко-красным плащом – раскрашенным от руки, как флаг броненосца «Потемкин». Оторванный от родной земли молодой чеченец в чахоточном Петербурге смотрит в камеру и подмигивает тем самым Ивану Мозжухину – а также всем вгиковцам, которые точно помнят «эффект Кулешова». Все искрит и движется, исчезает в мельесовском монтаже – настоящее, с поправкой на свойственное Федорченко чувство юмора. Не просто так ведь возникает во всем этом вареве еще и смешной инженер, решивший отправиться из Кавказа в Крым на своем «козломобиле». Или жестокие ученые, прибывшие в далекие земли за редким видом жужелицы.

кадр из фильма Большие змеи Улли-Кале
фото: пресс-служба "Послания к человеку"

Главное, впрочем, «Большие змеи Улли-Кале» находят не в эстетике старой пленки, но в магических вопросах. А что если Лев Толстой, пребывая на Кавказе, познакомился с учением Кунта-Хаджи Кишиева и на его основе создал свою концепцию «непротивления зла насилием»? Могло же такое быть? Вполне. А может калужская краеведческая легенда о пуховой шляпе Николая Гоголя имеет продолжение, и головной убор поднесли в подарок имаму Шамилю, в той самой Калуге поселенному? Почему бы и нет – куда-то же эта шляпа пропала, может имам забрал ее с собой в последний хадж. «Может» и «вдруг» пронизывают кино и неожиданно находят иллюстрации давней связи России и Кавказа, их вечного конфликта и поиска путей для сосуществования.

Эта история никуда не пропала, ее не закопали вместе с пленками. Федорченко изучает «автопортрет» художника Петра Захарова-Чеченца в Художественном музее Грозного, а монтаж безжалостно подсовывает нам еще одну хронику – кровопролитных боев за город, в общем-то совсем недавних. Российские солдаты позируют с этой картиной. Потом над городскими улочками несется русская песня, люди выкорчевывают борщевик Сосновского. Он же и сам отсюда, этот борщевик, а распространился по всей стране. «Чего Шамиль не смог – борщевик доделает», – приговаривают в поле. Память о давних обидах все также сильна и напоминает об институте кровной мести. Покуда она не свершится – мира не будет. К счастью, есть веками известные способы вражду пресечь. Можно пойти по пути Талиона – глаз за глаз, этот вариант почему-то предлагают в прокуратуре. А можно прийти в чужой дом, коснуться очага, стать сыном. Рискованно, конечно, но обычай требует на том размолвку закончить.

кадр из фильма Большие змеи Улли-Кале
фото: пресс-служба "Послания к человеку"

Может, этим Федорченко и занимался на Кавказе, поливая молоком землю у сванских башен, вглядываясь в мутные воды рек? Прекращал, в меру сил своих, давнее противостояние. Здесь режиссер постигает таинство зикра – молитвы, которая включает в себя упоминание божьего имени языком, сердцем и телом. Он тоже хочет эту практику испробовать. Спрашивает: «никто не обидится?». Никто. Режиссер пускается в религиозный пляс, в реке отражается православный храм – и нет в этом никакого противоречия. У Кавказа есть великая сила умиротворять и принимать всякую культуру. Здесь и итальянская комедия Дель Арте будет выглядеть к месту, чего уж говорить о русском аккордеоне. Стерпится-слюбится, было бы у всех желание договориться. Различия не очень-то и сильные. Жители Кавказа рассказывают легенды об огромных змеях, которые нет-нет да и встречаются путникам в горных районах. У нас на Урале, где по сюжету ждала своего часа пленка, все еще помнят сказания о Северном Полозе – суть та же. А если нет принципиальных разногласий, то не лучше ли сжечь ружья, как то завещал Лев Толстой, и просто любоваться окрестностями? На Кавказе ведь, как известно – рай земной.

обсуждение >>

№ 6
Элинкаа   24.11.2022 - 10:29
Мне кажется, это так классно, когда режиссеры так свободно экспериментируют, пробуют что-то, что не станет хитом, но может пробудить в людях эмоции! читать далее>>
№ 5
Princesa_ptichka   30.10.2022 - 18:30
ой ой... пока это кажется неподъемным для обычного зрителя. так то сложно прям даже воспринимать какую-то информацию из текста было читать далее>>
№ 4
Lusia Happy   30.10.2022 - 18:15
что-то слишком сложно выглядит, если честно... как-то и описание самого фильма да и вообще замуторно. слишком авторское... читать далее>>
№ 3
Дашустик   30.10.2022 - 13:21
Могу только похвалить режиссера за смелость сделать что-то такое сильно необычное, но сама бы наверное не стала на такое в кино ходить (( читать далее>>
№ 2
Дмитрий А. Мишин   29.10.2022 - 21:04
Представляю эту сборку различных стилей. Кино точно смотреть не буду. Хочу увидеть как оно будет воспринято. Критикам будет по душе, а обычный зритель?. читать далее>>

Афиша кино >>

комедия, мелодрама, семейное кино
Россия, 2022
драма, триллер
Россия, 2022
драма, триллер
Россия, 2022
драма, комедия
Швеция, Великобритания, Греция, Франция, США, 2022
боевик, вестерн, научная фантастика, семейное кино, фэнтези
США, 2021
боевик, военный фильм, драма, экранизация
США, 2022
фильм ужасов
Индонезия, 2022
детский фильм, приключения, семейное кино
Бельгия, Нидерланды, 2014
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2022
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен