Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

С 7 по 13 июля в Нижнем Новгороде проходил «Горький fest», фестиваль нового российского кино, на котором короткие и полные метры боролись за золоченные статуэтки Максима Горького – не только «буревестника революции», но и, как принято считать, первого в отечественной истории кинокритика. В 2023 году главной темой смотра официально стало 100-летие со дня рождения Леонида Гайдая, и от программы было бы справедливо ожидать ориентирования на жанр комедии. Но это слишком скучно – фестивалю в гайдаевской форме явно тесно, поэтому ленты конкурса поражали жанровым разнобоем. Нашлось место мелодрамам с актуальными социальными комментариями, хоррорам, даже осознанному трэшу – и все это обязательно с элементами эскапизма и мистики за гранью человеческого понимания.

«Горький fest»-2023: Казалось бы, при чем здесь Гайдай?

Если пытаться определить тему, которая свяжет разнородные фильмы конкурсной программы, то это будут «обстоятельства непреодолимой силы» – что-то, над чем человеческая воля не властна. Этот рефрен случайно, но очень к месту, чуть ли не каждый день звучал со сцены нижегородского драмтеатра, когда программный директор фестиваля Андрей Апостолов сообщал об очередной отмене показа – погода в Нижнем Новгороде ровно на время «Горький fest» испортилась безнадежно, и многие сеансы на площадках под открытым небом приходилось скрепя сердце в последний момент переносить до лучших времен. Тем не менее ливень стеной вполне соответствовал тому настроению, которое царило в конкурсной программе смотра – фалесова вода, первоосновная стихия и мистическое начало, все же переплюнула формальное чествование Леонида Гайдая, именем которого в кинотеатре «Рекорд» легитимизировали показы таких виршей современных комедиантов как «Горько!» и «Непосредственно Каха». Если эти фильмы были выбраны для демонстрации постгайдаевской эпохи в отечественном кино, то, стоит полагать, – со злой ухмылкой и не совсем всерьез. Все же фильмом открытия стал не все тот же Каха, развившийся до полноценной кинодилогии, а куда более приемлемый «Кентавр» – дорожный триллер с Юрой Борисовым, для которого режиссер Кирилл Кемниц и продюсер Илья Найшуллер (почерк автора «Хардкора» в ленте выражен четко) вписали узнаваемые образы «Таксиста», «Драйва» и «Baby Driver» Эдгара Райта в московские дорожные развязки.

Читать Таксист на драйве: рецензия на фильм «Кентавр»
В «Комфорте плюсе» никто не услышит твой крик – садясь на заднее сиденье авто девушка Лиза (Анастасия Талызина) вверяет свою судьбу ночному водителю, как и тысячи людей, ежедневно и по всей стране. Таксомоторный эскапизм – отражение эскапизма всеобщего, в непростых условиях человеку вообще свойственно отказываться от реальности в пользу виртуальных пространств, домыслов и мистических переживаний. Пускай река несет меня, подальше от новостных сводок, телеграм-каналов, светской хроники, продажных полицейских и учебников истории. На «Горький fest» поиски ответов на извечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» искали где-то за ширмой реализма, выдумывая магические сюжеты и фантазируя о том, что могло бы быть. Полнометражный фильм Андрея Богатырева «Легенда о самбо», к примеру, берется строить мифы о советском боевом искусстве – в частности, вокруг его создателей Виктора Спиридонова (Дмитрий Павленко) и Василия Ощепкова (Вольфганг Черни). Двое «из бывших», один воевал при Мукдене, второй самый настоящий экс-агент охранки, в тридцатых годах прошлого столетия берутся разработать новый вид борьбы, которая поможет солдатам Красной армии в грядущей войне. Но не все так просто: дело оборачивается не только борьбой двух амбиционных идеологов самбо, но и подковерными интригами «кремлевских башен», где милиция и РККА тянут каждый на себя политическое одеяло. Ничего не поделать – даже в легенду могут проникнуть вездесущие рубиновые звезды.

«Горький fest»-2023: Казалось бы, при чем здесь Гайдай?
фото: Кадр из фильма «Легенда о самбо»

А «Легенда о самбо» – именно что легенда, упражнение в сослагательном наклонении и, как уже было у Богатырева с «Красным призраком», попытка скомпилировать удачные мысли других режиссеров в собственное кино. Если в прошлый раз мы имели дело с войной по Тарантино (через него ниточки тянутся к Акире Куросаве и Серджо Корбуччи), то здесь бал правит собирательный образ «Трилогии о Максиме», культовый у восьмидесятников «Непобедимый» и авангард «Ангелов революции» Алексея Федорченко. Производственно-спортивная драма с будто бы созданными для интертитров диалогами и актерскими работами (особенно органичны в этом мире Алексей Шевченков и Антон Вохмин) занимается мифотворчеством не таясь – и уже хотя бы этим выбивается из тренда современного массового кино, поголовно занятого «реальными событиями». Кому они нужны, эти правдоподобности, если хочется хотя бы в кино увидеть что-то от реальности оторванное.

Другой стилистический аттракцион, попавший в конкурсную программу – короткометражный фильм «Кукушка» якутского режиссера Евгения Николаева. Двадцать минут монохромного деревенского хоррора, полуразрушенных домиков и фолк-мистики, в которую случайно проваливается безымянный Герой (Иван Шамаев). Расколотив окна брошенной избушки, посторонний в тонком городском пальто (неужели тоже «ушел в лес»?) устраивается на постой, и по ночам начинает видеть странные явления: тени, выползающие из стен, силуэты, наблюдающие за ним с улицы, и портреты на потолке – явный призрак наступления параллельной реальности.

«Горький fest»-2023: Казалось бы, при чем здесь Гайдай?
фото: Кадр из фильма «Кукушка»

Вся эта чертовщина каким-то необъяснимым образом связана с соседями: вздорным мужчиной и его дочерью, которые скрывают жуткую тайну – из нее и произрастает весь местный «Сайлент Хилл» в якутской глубинке, живущий скрипами половиц и хрустом снега под сапогами. Необычный вид «Кукушки» играет на тех же струнах, что и «Блокадный дневник» или недавняя «Сказка» Александра Сокурова – тесный кадр вкупе с контрастом зимы и бытовой тьмы наилучшим образом вводит зрителя в диссонансное состояние, за что лента и была справедливо отмечена наградой за «Лучшее изобразительное решение». Органичнее способа представить враждебный к человеку, но вуайеристски притягательный мир духов действительно трудно.

Читать Ладан, требник, два креста: рецензия на фильм «Наследие»
У «Кукушки» в конкурсе было как минимум два крепких соперника в сражении за главный визуал. Первый – «Наследие» Романа Михайлова, новый проект режиссера (среднеметражный – чуть больше часа) с фирменным «зерном» в кадре и плывущей по русскому хтоническому камерой Алексея Родионова. Это тоже про мистическое чувство, причем религиозное: главному герою, подростку Руслану (Олег Чугунов), судьбою начертано взять на себя роль хранителя маленького села. Фигура локального спасателя в мире Михайлова, конечно, не имеет ничего общего с дидактичными и потому скучными визави из вселенных Marvel или DC, но Руслан, хоронящий на местном кладбище колдуна, тоже своего рода супергерой – в том смысле, что обрекает себя на большую силу и не меньшую ответственность, а также тотальное одиночество. Концепт «Наследия» – народная смесь религии и ведовства, даже в XXI веке, в эпоху кальянного рэпа и сотовых телефонов, не потерявшая в своей силе. На «Горький fest» лента справедливо получила гран-при и статуэтку за лучший актерский ансамбль, еще раз подтвердив, что режиссер Михайлов – новый черный для «Русского кино в топе» и просто наилучший кандидат на пост доброго брата-близнеца для чересчур серьезного и мрачного Юрия Быкова.

Еще одним неоспоримым претендентом на лучшую визуальную историю (причем от противного) справедливо назвать «Роковую клятву». Проект Арины Шевцовой и Анастасии Кувшиновой выглядит как бутлегерский фильм из нулевых, наполненный эстетикой евроремонта, кафешек-шалманов и беспринципного хромакея. Вначале лента несправедливо ощущается ужасной халтурой и даже хамством, к финалу оборачиваясь ностальгической шуткой о российской эпохе расцвета любительского кино – здесь самым близким по духу проектом оказывается легендарный для сетевой культуры веб-сериал «Стервочки», споры о котором не утихают уже больше десяти лет.

«Горький fest»-2023: Казалось бы, при чем здесь Гайдай?
фото: Кадр из фильма «Роковая клятва»

Культовый сериал из Первоуральска дарит «Роковой клятве» не только провокативное отторжение любого реализма (использовать кетчуп вместо крови сегодня – уже не лоукост, а манифест), но и восхитительно плохой сюжет. Три подруги детства – балерина со справкой из ПНД Арина (Шевцова), завязавшая наркоманка Катя (Кувшинова) и сбежавшая от гнета слишком православных родителей-мазохистов Аня (Анна Вечер) – когда-то дали клятву всегда быть вместе в горе и в радости, и теперь собирают музыкальную группу, которая обязательно порвет шоу-бизнес. Первый хит (за него фильм получил приз в номинации «Лучшее музыкальное решение») уже готов и разлетается по Сети, когда на пути девушек появляется продюсер-разлучник («Бездомный с киноаппаратом» Игорь Коновалов) и уводит одну из певиц к себе для построения сольного бренда. Но клятву никто не отменял, и вскоре разлад подруг приведет к страшным последствиям. Без чертовщины и психологизма категории Б, конечно же, тоже не обойдется. На фестивале в Нижнем драма «Роковая клятва» сделала невозможное – прославляя стиль «так плохо, что даже хорошо», она оказалась панковее настоящих панков. Есть с чем сравнивать – ведь именно на «Горький fest» состоялась премьера второй части документального проекта «Михаил Горшенев. Легенда о Короле и Шуте»

Если чему-то полный эскапизма, хорошего живого хулиганства, смотр и учит, то это смирению перед неизбежным возвращением к настоящему – и вообще неприятностям фатальности бытия. В Нижнем сразу две картины существуют в контексте нашей реальности без купюр, не скрывая возникших чуть более года назад страхов и идеологических противоречий. Камерная драма Наталии Кончаловской «Все время на свете» разворачивается в тот самый момент, когда друзья главной героини Ксюши (Даша Котрелева) успешно преодолевают испытания погранпереходом Верхний Ларс – топоним этот все-таки является маркером точного временного промежутка. Ксюша же остается в России вместе со своим молодым человеком Никитой (Денис Прытков), и их взаимодействие в семи разрозненных сценах становятся универсальной хроникой развития отношений.

«Горький fest»-2023: Казалось бы, при чем здесь Гайдай?
фото: Кадр из фильма «Все время на свете»

От любви и уютных заигрываний, доверительных разговоров и массажа ног, пара переходит к тихим, кажется, не страшным, конфликтам из-за мытья посуды и уборки. Никита и Ксюша несерьезно спорят о феминитивах и флагах на балконах соседей, дуются друг на друга из-за макарон и удивляются тому, что никогда в жизни по-настоящему не ссорились: может быть именно это и есть настоящая любовь? Может, и она – но любовь и совместная жизнь вещи не тождественные, да и впроброс упомянутый фильм по роману Фредерика Бегбедера намекает на то, что у этой истории не обязательно случится «хороший» голливудский финал. И дело тут вовсе не в Верхнем Ларсе и контекстуально связанных с ним психологических турбуленциях, а в банальности человеческого сознания – когда все закончится, никто и не вспомнит, что именно стало отправной точкой для разлада.

Конфликты настигают и героев документального роуд-муви «Путешествие Льюиса Кэрролла сквозь зеркало, и что он нашел там» – самого уютного фильма смотра, увы, обделенного вниманием жюри. Режиссер Татьяна Соболева запечатлела дорожное приключение двух режиссеров кукольного театра – Романа и Антона – отправляющихся по маршруту Льюиса Кэрролла. Во второй половине XIX столетия известный британский писатель посетил Санкт-Петербург, Москву, останавливался в Вышнем Волочке, бродил по улицам Сергиева Посада и Нижнего Новгорода, о чем оставил подробные дневники. В его сказке «Сквозь зеркало, и Что там нашла Алиса» воспоминания об увиденном причудливо трансформировались в сюрреалистичные картины, из чего и рождается идея для кукольного спектакля. Россия, если вдуматься, и правда ведь Зазеркалье?

«Горький fest»-2023: Казалось бы, при чем здесь Гайдай?
фото: Кадр из фильма « Путешествие Льюиса Кэрролла через зеркало, и что он там нашёл»

Как и полтора столетия назад, по старым городам бродят потешный Кэрролл и его товарищ, чопорный английский господин Генри Парри Лиддон. Режиссеры-кукловоды дергают за ниточки, заставляя болванчиков радоваться красивому пудингу, таскают из заброшенных домов красивый – в постановке сгодится – хлам и делают игрушки из пластиковых бутылок. Кажется, все прекрасно и наивно, как в видовом фильме для туристов, но где-то на фоне всего происходящего нет-нет да и проявится эпоха: проследует мимо камеры крестный ход во имя спасения России, отразится в окне электрички патриотический билборд, выступит с очередным обращением президент. Накопившись в достаточном объеме, приметы времени обостряют конфликт, и вот уже режиссеры ругаются не из-за политики даже, а из-за готовящегося спектакля: для кого они все это делают? И время ли вообще сейчас для кукол?

Никогда не время – вечно что-то будет мешать задумкам, любви, простому человеческому существованию. Но это совершенно не значит, что надо опускать руки. Если в программе «Горький fest» искать правильные социальные модели, то практически все они соберутся в альманахе «Опытным путем» – сборнике сюжетов о жизни и творчестве российских изобретателей, воплощающих свои мечты о техническом прогрессе в свободное от работы время. В лучшем случае эти люди – герои сюжетов на региональном ТВ, но за каждым из них стоит высокая идея. «Осетинский Тесла» Ахсар Варзиев решил стать энергетически независимым от государства и построил в своем высокогорном селе полноценную гидроэлектростанцию – и не просто ради экономии, но и чтобы вернуть жизнь в родной населенный пункт. Житель Перми Владислав Некрасов вечерами строит «солнцемобиль» и отправляется на нем в путешествие по Казахстану. Учитель из Мордовии рисует круги на полях и при помощи самодельной антенны связывается с космонавтами на МКС, чтобы задать самый главный вопрос жизни, Вселенной и вообще: что будет, если чихнуть в космосе?

«Горький fest»-2023: Казалось бы, при чем здесь Гайдай?
фото: Кадр из фильма «Опытным путем»

А энтузиаст из Кунгура Александр Осипович строит робота, в которого мечтает перенести слепок сознания своего дедушки, который был для него самым главным в жизни человеком. Проблема цифрового сознания, над которой ученые и инженеры со всего мира бьются годами, делает робкие шаги в частном домике, где пробки выбивает из-за не вовремя включенного вентилятора. И хотя проект все еще в зачаточном состоянии, Осипович не намерен сдаваться. Что толкает его, да и прочих кулибиных, на решение таких задач? Уж точно не комфорт и уют, политическая или финансовая стабильность – ясное дело, в этом тоже замешана какая-то мистическая сила.

обсуждение >>

№ 5
Киноман1985   17.07.2023 - 16:09
Фильмы нестандартные. Вроде хорошо, что такие снимают, однако можно потерять много времени, чтобы найти крупицы действительно хороших проектов. читать далее>>
№ 4
Pumpkin   16.07.2023 - 10:08
вроде кстати даже фестиваль получился вполне себе эпичным и даже интересным с хорошими премьерами и показами. надеюсь, что мы что-нибудь увидим оттуда читать далее>>
№ 3
Сокельников Иван   16.07.2023 - 02:40
Интересный получился фестиваль! Фильмов много интересных показали. Только вот комедий хороших я к сожалению не заметил. Новая часть "Непосредственно Каха" не вдохновляет. читать далее>>
№ 2
babydylnova   16.07.2023 - 01:53
Леонид Гайдай гениальный режиссёр. Кто бы мог подумать, что фильмы из 60-ых будут смотреть спустя столько лет с большим удовольствием. Спасибо ему за всё! читать далее>>
№ 1
Виталий Пекарев   15.07.2023 - 17:22
"...современных комедиантов как «Горько!» и «Непосредственно Каха»" - мне кажется эти фильмы вообще не стоит вспоминать, особенно в контексте с творчеством Гайдая. читать далее>>

Афиша кино >>

драма, мелодрама
ФРГ, Франция, Великобритания, 1984
триллер, фильм ужасов
США, 2016
боевик, драма, приключения, экранизация
Франция, 2024
боевик, научная фантастика, триллер, фильм ужасов, фильм-катастрофа
Южная Корея, 2023
драма, фильм ужасов
Великобритания, США, Франция, 2024
детектив, фильм ужасов
Южная Корея, 2020
комедия, приключения, фэнтези
Германия, 2024
драма, научная фантастика, приключения
Франция, 2024
драма
Бельгия, Люксембург, Нидерланды, 2023
драма, комедия
Франция, 2024
драма
Россия, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен