Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

С 20 по 27 сентября в Перми проходит «Флаэртиана» — один из главных фестивалей документального кино в России. Помимо большой международной программы, здесь традиционно показывают много российского неигрового кино, так что национальный конкурс, кажется, становится своеобразным подведением итогов года для отечественной документалистики. Мы тоже приехали на фестиваль и в ожидании решения жюри рассказываем, чем были заняты российские документалисты в последние годы.

В поисках реальности: Российское кино на кинофестивале «Флаэртиана»-2024

Открывая фестиваль, председатель жюри сценарист Алексей Алешковский заявил со сцены, что российское игровое кино сейчас катастрофически оторвано от реальности, в отличие от документалистики: она, мол, никого не обманывает и отражает мир в его истинной полноте. На вопрос, можно ли в России 2024 года показать «реальность как она есть» на экране, отчасти ответил фильм открытия — «Человек труда» Ольги Ажнакиной, рассказывающий, как сильные духом и телом граждане живут в Российской Федерации, растят детей и каждое утро с удовольствием идут на работу, чтобы трудиться на благо общества. Фильм-путеводитель по социально важным профессиям, в котором каждое дело (слесарь, водитель трамвая, пожарный, врач, учитель) представлено одним счастливых персонажем, интонационно оказался созвучнее эпохе соцреализма, чем современности. Действительно, неигровое кино не обязательно документирует реальность, а может быть так же далёко от нее, как и игровое. И похоже, приближение к той самой «неэкранной жизни» — это или гигантская удача, или очень умелая режиссерская мистификация, продукт авторского восприятия.

В поисках реальности: Российское кино на кинофестивале «Флаэртиана»-2024
фото: "Человек труда"

«Человек труда» открыл целую серию фильмов о «правильных людях». «Югорские новеллы» Александра Авилова показали довольных жизнью врачей и учителей, ещё более монументальный труд, с этнографическим акцентом, потому что действие происходит в Ханты-Мансийском АО. «Свой среди детей» Олеси Епишиной — молодого человека, который после учёбы пошёл работать в детский сад воспитателем. «Паровозных дел мастер» Павла Селина — выдающегося инженера, восстанавливающего старые паровозы. «Небо для Серёжи» Анны Веселовой — лётчика-любителя, который вместе с сыном решает взойти на Эльбрус. «Миша-ледокол» Дмитрия Степанова — выморозчика судов из Якутии, работающего в неимоверный холод и мечтающего когда-нибудь поехать на юг. Так или иначе, все эти фильмы берут за основу образ героя-ремесленника: каждый из них обладает определённой профессией, с которой себя ассоциирует, и конкретным местом в социуме, чувствует свою значимость и почти ни в чём не сомневается.

В поисках реальности: Российское кино на кинофестивале «Флаэртиана»-2024
фото: "Свой среди детей"

Фильмов, герои которых, наоборот, ищут свое место в жизни и в себе не уверены, в программе обнаружилось меньше, но они были. За такими людьми наблюдать, как правило, интереснее. Один из них — фотограф Григорий Ярошенко, который вместе с документалисткой Василисой Юренковой снял фильм «Последний материк» о самом себе. По сюжету он, отец, на секундочку, пятерых детей, из которых двое ещё малыши, сбегает от домашних забот в Антарктиду, чтобы реализовать давнюю мечту и отдохнуть от семьи. Повествование ведётся от первого лица, так что фильм становится настоящим актом саморефлексии: персонажу нужно поразмыслить над жизнью и определить, что для него, условно говоря, важнее — маленькие дети или полярные льды. Ответ на этот вопрос поначалу неочевиден, оттого и герой фильма оказывается чуть ли не самым живым персонажем всего Национального конкурса.

В поисках реальности: Российское кино на кинофестивале «Флаэртиана»-2024
фото: "Последний материк"

Есть в программе фильмы и о молодых людях, ещё толком не понимающих, кто они. В ленте «Где мой дом?» Анна Бергер (победительница прошлогодней «Флаэртианы» с фильмом «Кого люблю…») снимает на камеру себя и своего молодого человека — африканца, который живёт в России, но потом решает нелегально уехать в Германию (в фильме это не проговаривается, но уезжает он в сентябре 2022-ого года). Кажется, Анна снимала о любви, но получилось рассказать о дистанцированности людей друг от друга и ощущении потерянности. Работа несовершенная, но кинематографические огрехи тоже можно объяснить этой потерянностью.

В поисках реальности: Российское кино на кинофестивале «Флаэртиана»-2024
фото: "Где мой дом?"

Ещё более дезориентированым в жизни оказывается герой фильма «Лицо» Сергея Догорова — якутский парень, который едет в Москву, чтобы сняться в кино, потому что у себя на родине он уже знаменит и одна его фотография вообще облетела всю планету. Москва же, как и заведено, принимает гостя холодно и взаимным интересом не отвечает, так что даже местные жители кажутся не теми, кем являются на самом деле. Кино Догорова — ироничный документальный эксперимент о взрослении и о том, что пока ты мечтаешь попасть в большое кино, настоящий фильм о тебе уже снимается — и для этого не нужно ничего делать.

В поисках реальности: Российское кино на кинофестивале «Флаэртиана»-2024
фото: "Лицо"

А само якутское кино теперь непременно присутствует и на неигровых фестивалях, что не может не радовать. Вне конкурса на «Флаэртиане» показали фильм «Якутия — между мирами» — режиссёрский дебют киноведа Владимира Кочаряна о себе, культуре республики Саха и «якутском кинобуме» — и это знаковая работа, ведь киноведческих фильмов о якутском кино, кажется, ещё никто не делал. Буквально этим летом в издательстве «Гараж» у Кочаряна вышла прекрасная книжка — сборник самых разных текстов о якутском кино. Книга и фильм — две половины единого проекта, которые отчасти повторяют друг друга, а отчасти по-своему выявляют что-то новое. В содержательном смысле книга, конечно, полнее, но зато фильм работает с визуальными образами, урбанистическим ландшафтом, непосредственно фрагментами главных якутских фильмов и напрямую вступает в диалог с «Серединным миром» Алексея Романова — якутским киноэпосом, с которого в 1993 году началась судия «Сахафильм». Кочарян будто бы подводит итог этим тридцати годам якутского кинематографа и тоже делает фильм о «возвращении» — не только народном, но и собственном: он возвращается в места, где вырос, и из исследователя постепенно сам превращается в героя.

В поисках реальности: Российское кино на кинофестивале «Флаэртиана»-2024
фото: "Якутия — между мирами"

Помимо культурологической работы Кочаряна в программе фестиваля нашлось место и традиционной этнографической документалистике. Среди картин, которые рассказывают о том, как хорошо жить в лесу и как плохо — в городе, приятно выделяется почти фильм Вячеслава Столярова «Лежбище быка». В нем почти нет русских слов: даже если камера следит за беседующими персонажами, их речь не переводится. В этом кино есть все обязательные составляющие фильма о коренном народе: главные герои — яководы-буряты, национальные блюда, песни, верования, ремесла. Тем приятнее, что «Лежбище быка» оказывается не экскурсией по этнопарку, а самым настоящим, неподдельным, чистым наблюдением. Камера может десять минут следить за отношениями двух лошадей или яков, и смотреть на них даже увлекательнее, чем на людей, а вопрос о переводе не встает вовсе. «Лежбище быка» — это тихая удача всего фестиваля, созерцательное кино, которое избегает экзотизации персонажей и становится своеобразной противоположностью «Нанука с севера». Авторы не вторгаются в чужой мир с комментариями и объснениями. Дать главную статуэтку такому кино на фестивале, посвящённом Роберту Флаэрти, было бы очень логично.

В поисках реальности: Российское кино на кинофестивале «Флаэртиана»-2024
фото: "Лежбище быка"

«Против ветра» Татьяны Соболевой, отобранный в международный конкурс, тоже напрямую взаимодействует с актуальной реальностью: это история о сильной ногайской женщине из Дагестана, которая сначала руководит односельчанами в борьбе с наступающей пустыней, а потом провожает на фронт обоих сыновей, не в силах пойти против ветра там, где дело касается государства. Как будто бы отстранённое и безакцентное кино, несколько эпизодов из жизни общины ногайцев, но если искать в программе что-то органичное текущему моменту, то, наверное, лучше всего подошел бы именно этот фильм.

В поисках реальности: Российское кино на кинофестивале «Флаэртиана»-2024
фото: "Против ветра"

Наконец, своеобразным антиподом Соболевой выглядит новый фильм Елены Ласкари, тоже из международного конкурса. В нем наоборот, камера подходит к своим героям на предельно близкое расстояние. «Можно я не буду умирать?» — это потрясающе тактичное кино о неизлечимо больной девочке-подростке и её матери, которая ухаживает за своей дочкой. Вряд ли для режиссёра существует задача сложнее: очень уж легко в рассказе о таких героях свалиться или в манипулятивность, или в банальность. Но у Елены Ласкари всё великолепно получается: фильм, который мог бы легко быть пафосной трагедией, в итоге становится почти что семейной драмой о сепарации, человеческих отношениях и людях, которые сталкиваются с огромными трудностями, но от этого не перестают быть людьми. А ещё о том, что даже когда смертный приговор — это «реальность как она есть», жизнь всё равно сильнее.

В поисках реальности: Российское кино на кинофестивале «Флаэртиана»-2024
фото: "Можно, я не буду умирать"

обсуждение >>

№ 3
ДаринаКароль   1.10.2024 - 08:56
Через такие документалки реально можно увидеть настоящих людей сильных по духу, можно многому поучиться у них. читать далее>>
№ 2
Андрей (Омск)   28.09.2024 - 17:29
Вот из этих работ могу подобрать для себя. Вероятно выбирать не придется, а смотреть все подряд. Плохого документального фильма не бывает. читать далее>>
№ 1
Киноман1985   26.09.2024 - 16:12
Интересно, какую правду хочет показать Алешковский. Покажет так, что потом исчезнет с радаров. Забудут, что такой вообще был. читать далее>>

Афиша кино >>

драма, музыкальный фильм
Россия, 2023
комедия
Россия, 2024
драма, комедия, молодежный фильм
Россия, 2023
трагикомедия
Россия, 2024
фильм ужасов
США, 2022
приключения, семейное кино, фэнтези
Россия, 2024
драма
Россия, 2023
исторический фильм, фэнтези, экранизация
Китай, 2023
драма, мелодрама, трагикомедия
Германия, 2024
мелодрама, приключения, фэнтези, экранизация
Франция, Япония, 2024
боевик, фильм ужасов
США, Эстония, 2024
биография, драма
Испания, Канада, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен