21 декабря 2008
Домохозяйка Эйприл и менеджер Фрэнк Уиллеры – вполне обыкновенная американская семья с двумя детьми, проживающая в обыкновенном пригороде, в обыкновенном доме. Каждое утро Фрэнк едет в город на поезде, вместе с тысячью других мужчин в костюмах и шляпах, спешащих каждый к своему месту службы. В прошлом у Эйприл – неудачная актерская карьера, Фрэнк же начинал грузчиком в порту, а потом получил место кассира.
После покупки собственного дома, что, как известно, большой шаг для каждой молодой семьи, Эйприл вдруг осознает, что не хочет катиться по накатанной дороге, что эта серая жизнь – не есть счастье ни для нее, ни для мужа. Она убеждает Фрэнка бросить все и уехать в Париж, город, в который когда-то он сам мечтал уехать. «Я буду работать, а ты – нет. У тебя будет время, чтобы понять, чем ты хочешь заниматься. Человек не может делать всю жизнь то, что он не переносит», - говорит Эйприл, и муж, посомневавшись, соглашается с ней. Супруги начинают паковать вещи и уведомляют знакомых о том, что скоро уезжают. Их планы считают ребячеством буквально все: друзья, соседи, коллеги Фрэнка. Но решение принято. Мечта должна осуществиться.
Однако, раз за разом, на пути перемен возникают серьезные препятствия. Париж отодвигают дела насущные. Человек уничтожает свою Мечту, борется с ней. Но Мечта не сдается. Она вступает в борьбу, и начинает разрушать Человека.
Люди, которым посчастливилось посмотреть этот фильм, воспримут его неоднозначно. Кто-то примет сторону Эйприл и ее Мечты, и будет утверждать, что за счастье нужно сражаться. Человек не должен жить в пустоте, смиряясь с тем, чтобы его жизнь была слеплена по образцу миллионов других точно таких же жизней. И пусть в пустоте многим уютнее, но это недостойно человека, нужно прилагать усилия для того, чтобы искать лучшее, делать ярче жизнь свою и своих близких.
Другая же точка зрения (включая автора этой рецензии) заключается в том, что Мечты – это самое прекрасное, что у нас есть. Но если они начинают сметать все на своем пути, то пусть уж лучше они остаются мечтами. В погоне за собственными грезами человек способен разрушить жизнь себе и своим близким, уничтожить то хорошее, что накапливается годами. Конечно, надо стремиться к лучшему, но провидение не зря посылает знаки, и выставляет преграды не для того, чтобы мы через них геройски перепрыгивали. В конечном итоге, есть смысл остановиться и взвесить на трезвую голову, оценить все, что поставлено на кон. Может быть эта дорога перемен не та? Может быть путь к счастью в какую-то другую сторону, и дело всей твоей жизни у тебя уже есть?
Фрэнк, утверждающий, что его работа – пустая и неинтересная, в конечном счете понимает это. И он действительно счастлив и не хочет в Париж. Не потому, что трус или недалекий человек. Просто он умеет быть счастливым. Эйприл же в своих желаниях осчастливить мужа лукавит, потому что именно она чувствует себя нереализованной, пустой, пропадающей в глухой дыре. Именно ей нужны революционные перемены в жизни. Фрэнк не может этого разглядеть, и это приводит к трагической развязке.
Таким образом, самые серьезные философские вопросы «что такое счастье?» и «куда приводят мечты?» ставятся перед каждым зрителем, посмотревшим фильм «Дорога перемен». Может быть счастье – это Париж, а может быть – просто, чтоб в спину не дуло…
Фильм снят по роману Ричарда Йейтса. Если есть на свете совершенство, то это именно «Дорога перемен». Нечеловечески прекрасный дуэт Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет и потрясающая режиссура Сэма Мендеса, автора «Красоты по-американски», надеемся, принесет фильму не только много Оскаров в феврале, но и любовь зрителей, а также обеспечит картине почетное место в истории мирового кинематографа.
Ждем премьеры в России в конце января.
Екатерина Визгалова
обсуждение >>