Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История кино >>

Знаменитый итальянский режиссер Этторе Скола родился в Риме в многодетной семье врача. Он окончил юридический факультет университета, однако уже с 21 года стал выступать с юморесками и скетчами в сатирических журналах и на радио. По-видимому, карьера «орла юриспруденции» не слишком прельщала будущего мэтра. Его манил кинематограф, и довольно скоро он дебютировал как сценарист (кстати, Скола был одним из самых плодовитых сценаристов 50-х ).
Этторе Скола долгое время находился в тени своих знаменитых соотечественников и современников - Федерико Феллини, Лукино Висконти, Микеланжело Антониони, Пьера-Паоло Пазолини, выдающегося мастера комедии по-итальянски Пьетро Джерми. Среди сценаристов неореалистических фильмов, а позже - комедий, снятых в 50-х годах, имя Скола в отличие, скажем, от Дзаватини или Де Филиппо, было не слишком известно публике.


Обратившись в 60-е годы к режиссуре, Этторе Скола начинал как комедиограф. Однако, уже в его картине с «аннотационным» названием «Смогут ли наши герои найти своего друга, таинственно пропавшего в Африке?»- яркой, зрелищной, наполненной веселыми гэгами и экзотикой, - зазвучали печальные нотки. Пародируя знаменитый роман Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (позднее по мотивам этого произведения Френсис Коппола поставил свой «Апокалипсис сегодня»), Этторе Скола с грустью размышлял о столкновении двух цивилизаций - колонистов и аборигенов. С язвительным сарказмом высмеивал он расизм и диктатуру...

На протяжении всей своей творческой жизни связанный с левыми силами, Этторе Скола в горькой комедии «Драма ревности» парадоксально столкнул политические и эротические проблемы. Строитель, преданный идеям газеты «Унита» (Марчелло Мастроянни), и политически не определившийся пекарь (Джанкарло Джаннини) на свою беду влюбляются в одну и ту же женщину - очаровательную цветочницу (Моника Витти), которая (о, Боже!) с одинаковой страстью любит обоих ...
Причудливо смешивая и нарушая привычную последовательность сюжета, используя оригинальные, открыто театральные монтажные переходы, Этторе Скола вместе с блистательным актерским трио снял как бы набросок, развернутый этюд к одной из главных своих картин - «Мы так любили друг друга».
В этом фильме режиссер достиг высоты подлинного мастерства. История друзей (их роли сыграли Витторио Гассман, Нино Манфреди и Стефано Сатта-Флорес), любивших прекрасную женщину (Стефания Сандрелли), разворачивалась на экране в течении нескольких десятилетий. Каждый из них шел по жизни своим путем. Надежды сменялись разочарованиями, а неудачи - проблеском успеха. Один стал бизнесменом. Для другого лучшим воспоминанием жизни осталась победа на телеконкурсе знатоков кино. Третий так и остался простым санитаром...
Этторе Скола рассказывал о своем поколении. Драматическое и комедийное сплетались здесь в тугой клубок дружбы, любви, обид, обещаний, правды и лжи, веры и отчаяния. Благодаря удачному драматургическому ходу, судьбы героев фильма, воспринимались не только в контексте итальянской истории, но и истории итальянского киноискусства : на экране возникали кадры легендарных картин Де Сика, Феллини, Антониони...

Спустя пять лет Этторе Скола вернулся к той же теме в трагикомической картине «Терраса». Собрав для участия в этой ленте чуть ли не всех самых крупных звезд европейского кино, он размышлял о судьбах поколения 40-50-летних интеллектуалов с печальной и пессимистической иронией.
Этторе Скола любит развенчивать устоявшиеся мифы. Так, вопреки сентиментальной серии лент о «бедных, но красивых» безработных, он поставил желчную сатиру «Отвратительные, грязные, злые», где Нино Манфреди сыграл роль главы семейства, ютящегося в жалких бараках на окраине Рима. Черный юмор этой картины служит впечатляющим доказательством правоты известной пословицы о том, что « бедность не порок, а большое свинство» : отношения между персонажами , в самом деле, далеки от того, чтобы называться человеческими. Пожалуй, это самый мрачный фильм талантливого режиссера.

Впрочем, Скола снимает не только комедии и трагикомедии. Фильм -дуэт Марчелло Мастроянни и Софи Лорен «Необычный день» поставлен в жанре психологической драмы, действие которой происходит накануне второй мировой войны во время визита в Рим Адольфа Гитлера. Ничуть не стесняясь театральности, Этторе Скола создает на экране достоверную атмосферу случайного знакомства бывшего радиодиктора (М. Мастроянни) и многодетной домохозяйки (С.Лорен).
...Он уволен по доносу, обвиняющему его в левых взглядах и гомосексуализме, и обреченно ждет ареста. Она - впервые в жизни говорит с человеком, для которого так важна духовная сторона бытия...

Историческая тема стала главной и в творчестве режиссера в 80-х. Изысканная мелодрама «Любовная страсть» была снята в духе картин позднего Висконти и «Пустыни Тартари» В.Дзурлини. Странная, противоестественная любовь красавца офицера и уродливой женщины обладала на экране притягательной мистической силой. Затем была «Ночь Варенны», рассказывающая о событиях Великой французской революции. Чуть позже - «Макароны» - грустная драма запоздалой встречи двух стариков - американца (Джек Леммон) и итальянца (Марчелло Мастроянни) - после многолетней разлуки. Потом снова обращение к итальянской истории ХХ века, данное на сей раз через призму сложных отношений внутри одной семьи («Семья»). И, конечно же, шедевр Э.Скола - «Бал»...
В «Бале» без единого слова - средствами музыки и танца, цвета и света рассказывалась история Франции и французского кино за последние полвека: от победы Народного фронта в 1936 году - до черных дней нацистской оккупации. От первых послевоенных лет - до войны в Алжире. От студенческих волнений мая 1968 года - до «дискомоды» 70-х... В картине звучали популярные мелодии 30-х-70-х, среди ее персонажей то и дело возникали образы Жана Габена, Жана Марэ и других звезд французского кино...
Полон ностальгии по временам Большого кино и «Сплендор», где Скола вспоминал о «взлетах» и «падениях» провинциального кинотеатра и его владельца, которого к 80-м годам окончательно разоряет многоканальное телевидение.

Одна из последних на сегодняшний день работ Э.Скола «Марио, Мария, Марио» (1993) доказывает, что режиссер пытается еще раз переосмыслить пройденный им путь, связанный с социалистическими иллюзиями, обидными разочарованиями и ощущением некого интеллектуального тупика поколения, аплодировавшего когда-то Пражской весне конца 60-х и избранию чилийским президентом Альенде. Фильмы Скола «Который час?», «Путешествие капитана Фракасса» и «История молодого нищего» также включались в программы многих фестивалей, однако среди зрителей и критиков все чаще высказывается мнение, что лучшие работы режиссера уже позади, что на смену былой темпераментной легкости стиля пришел консервативный академизм. Не хочется в это верить. Но даже, если и так, Этторе Скола своими лучшими картинами навсегда вписал свое имя в историю мирового искусства.

персоны

обсуждение >>

№ 2
Владимир (Харьков)   16.03.2009 - 11:31
К сожалению, "Бал" не видел пока, но Скола - любимый режиссер. А самый любимый "Отвратительные, грязные, злые" читать далее>>
№ 1
Алексей (Санкт-Петербург)   27.01.2009 - 01:58
Считаю фильм Бал одним из величайших шедевров мирового кинематографа(по крайней мере,последних десятилетий).К сожалению,он ,по моему мнению,незаслуженно мало анализируется критикой.Я очень люблю этот фильм,при... читать далее>>
Вечный принц
Вечный принц
На роль Принца в «Золушке» Алексея Консовского категорически не утверждали.
9 комментариев
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

драма, криминальный фильм, музыкальный фильм
СССР, 1987
комедия
Германия, 2019
драма
Россия, 2018
семейное кино, фэнтези
США, 2019
биография, драма
Италия, Ватикан, 2018
триллер, фильм ужасов
США, 2019
мелодрама
Швеция, 2018
комедия
Великобритания, США, Франция, Швейцария, 2019
драма, фильм ужасов
США, 2018
военный фильм, драма
Россия, Сербия, 2019
комедия, приключения
Россия, 2019
фильм ужасов
Ирландия, 2018
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен