Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

История кино >>

Вариант – сильно прореженный и в ряде принципиальных оценок неизбежно покореженный – этой статьи появлялся в белорусской газете «Культура» (№ 39 (907) за 2009 год). Но авторы, «самотеком» прорвавшиеся в наши официальные издания, видимо, не приветствуются настолько, что остаётся только диву даваться, какие кульбиты откалывает система, чтобы избавиться даже от того, что, казалось бы, было ей уже принято. И вот, что касается этой моей статьи, то, будучи напечатанной, она не попала в Интернет-версию соответствующего номера газеты. И в электронном списке «наших авторов» газеты «Культура» за 2009 год бессмысленно искать мою фамилию (а бумажный номер газеты, – вот он, лежит рядышком…). Так есть статья или её нету? – И я решил не разбиваться об этот парадокс, а разместить статью там, где от неё точно задним числом не откажутся.
…Вспоминаю: 1963 год, я учусь в третьем классе. Счастливые родители недавно въехали в однокомнатную «хрущевку». Мы четвертый год, как живём в Минске; и я бывал уже много раз и в «Победе», и в «Центральном», и в «Летнем», и в «Немане» (были и такие кинотеатры в те годы: «Летний», «Неман», «Зорька», «Авангард», «Вымпел», «Спартак», «Ударник»…); бывал я пару раз и в «купаловском» театре и даже в опере; – а вот в кинотеатре «Детский» – там, где сейчас малая сцена «купловского» – как-то до сих пор не доводилось…
Новое жилье – новый адрес – новая школа – новый класс – новое окружение. «Ты никогда не ходил в «Детский»?! – ошеломленно спрашивают у меня одноклассники. – Ты – чего?!. Это… как возможно?! Иди прямо сегодня: там идет «Девочка ищет отца». Ты что же – это кино не видел?!.»
«Прямо сегодня», будучи тогда прилежным учеником, я не пошел; пошел в воскресенье. Фильм понравился, но как-то не запомнился; что-то главное осталось незамеченным, неотвеченным... Фильмов понравившихся и забытых было в моем детстве совсем немного, и случаться это могло лишь при их принятии на чисто интуитивном уровне на фоне полного отсутствии опыта, необходимого для их осмысленной оценки. Иными словами, в категорию «понравившихся и забытых» попадали в моем детстве новаторские фильмы. «Листопад» Иоселиани. «Земляничная поляна» Бергмана… А открыл этот ряд якобы скромный и «простой» детский фильм Льва Голуба «Девочка ищет отца».
29 сентября 2009 г. Льву Владимировичу Голубу (1904-1994) исполнилось бы 105. А фильму, о котором мы вспоминаем, исполнилось в 2009 году 50. Музей истории белорусского кино приурочил к этим датам ретроспективный показ фильмов Льва Голуба; и смазанные воспоминания детства погнали меня в кинозал музея.
Оказалось, что мой опыт восприятия искусства был непростительно неполон! Я чуть было не пропустил то, что было сделано дома, что, казалось бы, было знакомо с детства…
Нет, не прост, был «детский» фильм «Девочка ищет отца»! И вовсе не исчерпывался секрет его феноменального успеха (продан в 90 стран мира и завоевал призы престижных международных кинофестивалей) добрым, с умеренной слезой, сюжетом и удивительно достоверной игрой детей. И вовсе это не «милая сентиментальная история», как и сегодня иные готовы воспринимать его…
Сюжет: дед-лесник на дороге, по которой прошли беженцы, находит четырехлетнюю летнюю кроху Леночку (Аня Каменкова), которая пытается разбудить убитую мать. Забирает ее к себе в сторожку. По адресу из паспорта матери пытается найти родственников Леночки… Но по этому адресу проживает теперь начальник полиции – не без надежды на появление родственников леночкиного отца, который оказывается никем иным, как неуловимым и непобедимым партизанским командиром «батькой Панасом». Появление деда с фотографией дочки – это возможность взять ребенка в заложники и выманить «батьку Панаса».
Лесник упирается – с достоинством и без пафоса, а «полицаймейстер» спокойно и хитро, не тратя лишних сил и эмоций, выслеживает ребенка, несмотря на все усилия лесника. Дед погибает, прикрывая бегство девочки, за которую теперь берет ответственность его внук (Володя Гуськов), но ребенка, после ряда злоключений, все-таки берут в заложницы. Внук находит сверхзасекреченную партизанскую базу; «батька Панас» со своими людьми отбивает и ребенка, и группу заложников, взятых на расстрел в отместку за его подвиги… Из этого сюжета можно было сделать фильм и никакой, и неплохой, и насквозь слезливый, мелодраматичный… Можно было сделать и насквозь фальшивый. Оказалось, что был создан шедевр. При всех немыслимых и непреодолимых цензурных ограничениях.
Говорят, что форма – уже содержание. Может быть, буквально это и не так, но способность художественной формы возвысить, уплотнить, расширить содержание произведения общеизвестна. «До упора» использовали в своих работах эту истину Тарковский, Кайдановский, Лопушанский… А что же режиссер Голуб?
Форма фильма «Девочка ищет отца» чудесно преобразовала его содержание! Поразительные сюрпризы начинаются с титров: они идут на фоне клубов серо-синего дыма; причем крохотные фрагменты пламени блеснут в нижней части экрана буквально два или три раза. Никакого черного дыма и яростного пламени во весь экран. Небо – видимо. Никаких преувеличений, «педалей» и декларативного пафоса: трагический материал все необходимое передаст зрителю сам. И верить фильму, его художественной правде начинаешь с самых первых кадров…
Расстрелянные с воздуха беженцы, разбитые телеги – камера не фиксируется на этих деталях вовсе не из заботы о чувствах детей-зрителей, но опять-таки ради правды художественной. Камера (операторы – Олег Авдеев и Израиль Пикман) выбирает вместо этого точный символ: жутко стоящее одинокое колесо; – и нам все понятно о трагедии, которая произошла на дороге.
(…Нам покажут затем и массовые расстрелы мирных жителей, и их горящие дома. Но ни моря огня, ни согревших дочерна срубов – внешней жути – мы не увидим. Мы увидим то, что и больше, и важнее: истинно жуткую деловитость, равнодушную механическую сноровку тех, кто расстреливает. А позже из содержания фильма станет ясно, что причиной расстрела мирных граждан являются действия партизан. Такая четкость акцентов в военном фильме тех лет едва ли представляется мыслимой.)
Дед-лесник пытается оторвать дочь от трупа матери… вдруг рядом: фонтанчики земли от вертикально врезающихся пуль. После паузы отдельным кадром: бесконечно высоко – их самолеты. Как здорово, что их нельзя было снять иначе, как очень издали: возник еще один символ. Безнаказанности. Расстояния как фактора, снимающего ответственность. То есть – отчужденности.
Еще в фильме есть сцены в доминирующих цветах. Есть сцены преимущественно серо-зеленые. Есть синие. Серые.
Смотришь сцену бегства детей от полицаев, и кажется, что ожила метафора «спрятаться можно, лишь в землю зарывшись»: мы видим пронзительные кадры бегства через трубу-водосток с последующим прятаньем в выступе овражка как в норе…
Спасая чужого ребенка, убит дед-лесник. Это показано одним «косвенным» кадром: его ружье сползает по песчаному откосу. Больше в кадре нет ничего. Зачем говорить что-то еще?
Вот еще символ: Лена «устраивается» на ночь в холодном, мрачном, темном, сыром лесу. Ей предстоит ждать… возможно, всю ночь… а вернется ли внук лесника? Возникающая ассоциация – мрачностью, «доверчивой безысходностью», лиризмом, пластикой лица (а не композицией сцены) – это картина «Аленушка» Васнецова. По духу… Но колорит леса – его краски, свет – это уже почти буквальное цитирование картины Васнецова. Что и подтверждает первую ассоциацию. А, так не случайное у Леночки и имя. (Аленушкой в самом начале фильма назовет ее дед-лесник.)
Или: внук лесника, попавший в число заложников, спрятался, спасся, проникнув в дыру деревянного моста, повиснув, держась за жердочки высоко над водой. Пустые далекие берега с удивительно низкой, невнятной растительностью. Высокое пустое небо. Между небом и водой сюрреалистически завис под мостом мальчик; перебирая руками, он медленно и тяжело приближается к далекому берегу. Как здесь не вспомнить: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт., 1:2). Носясь над водою, Дух Божий упорядочивал хаос, преобразовывал его в тварный мир… а внук лесника – ребенок – завис над водой, чтобы спасти еще более маленького ребенка!
Бег по лестницам, которые снаружи домов, которые – самостоятельная часть пейзажа… Но не просто бег: нам показаны бегства (множественное число!) по лестницам от фашистов. Взрослые убегают – вниз. Дети – вверх, в небо.
…Образ партизанской борьбы введен в ленту сразу двумя былинными символами. Первый (простой и очевидный) слой: рассказ внука лесника Леночке о подвигах «батьки Панаса», который звучит то ли как рассказ про Илью Муромца, то ли как героическая сказка. А видеорядом на фоне рассказа идет… нет, не сцена подрыва мостов (образ, изрядно набивший нам, зрителям военных фильмов, оскомину), но – стремительное изображение начиненного взрывчаткой паровоза, пущенного навстречу эшелону захватчиков. И последствия «встречи». Широкий, броский мазок! Свежо! Символично. Динамично (что дополняет символику столкновения символикой порыва)… Насколько же это переигрывает привычные сцены подрыва мостов!
Можно ли было в пятидесятые снять немецких захватчиков некарикатурно? Оказалось, что да. В фильме немцы – роботы, но не карикатуры. Отменно прыгучие роботы. Тугатроны (это – подсказка тем, кто читал в детстве книжку Татьяны Гнединой). Никакой подчеркнутой, избыточной жестокости. Эмоциональная речь – пожалуй, а в деле они – машина, которая работает, не напрягаясь… За подвиги партизан заложники отбирались машиной деловито и быстро, превышение квоты не допускалось, безусловное их уничтожение эмоциями не сопровождалось.
При всем сказанном: никакого «перебора» символики в фильме нет. Бытовой колорит точен, выписан любовно, содержит ряд тонких и «теплых» деталей. А как достоверны паровозы, автомобили, колесный пароход…
Дети – сыграли гениально. 200% достоверности.
Полицай, староста – эти образы сыграно абсолютно достоверно. А вот наименее достоверны – партизаны. Случайно ли это? Вряд ли. Ведь всей правды о партизанской войне и близко не скажешь; ведь память этой правды по времени еще близка, а пресс цензуры и замалчивания – мягко говоря, тяжел.
…Достоверность изображения полицаев вызывает ехидный вопрос: откуда бы и взяться такой достоверности? Ведь когда внук лесника ищет неуловимого «батьку Панаса», ему помогают все встреченные им советские люди. Примета времени, в которое снимался фильм: среди советских людей предателей не бывает по определению. Да, но как же достоверные полицаи? Или староста, готовый выложиться на все 100%, чтобы отправить малышку в заложницы?!.
Поговорим еще немного о влиянии гримас времени на фильм и его создателей. Дед-лесник погиб за чужого ребенка – как должное воспринял это дедов внук… который и сам был готов без колебаний сложить голову за Леночку. Не слишком? Да, верность, жалость, наконец, победили бы, но – неужели не было бы ни колебаний, ни умозрительных сожалений, ни даже – хотя бы – раздражения?!.
Еще: часть заложников при освобождении все-таки погибает. И не столь уж малая. Такая достоверность только приветствуется, но уж больно спокойно воспринимают это на экране все. И ясно, что абсолютно спокойно (по принципу: «щепки летят») приняли это и авторы фильма.
Интуитивное ощущение этого спокойствия подтверждается вот чем. По сюжету вместе с дедом погибала собака… И режиссером на полном серьезе планировалось убийство собаки в кадре. Для достоверности. Миленькая сценка на глазах детей! По свидетельству оператора Олега Авдеева (статья Антона Сидоренко в журнале «На экранах»), ему едва удалось спасти Рекса, предложив вполне очевидный альтернативный операторский ход.
Но все-таки названные неизбежные аспекты фильма – не более чем частные детали. И, если по правде, то их для 50-х годов ХХ-го века на удивление немного. При этом фильм НАПРОЧЬ уходит от пафосности, – даже тем, где, казалось бы, это невозможно. А эта удивительная в своем «в меру» музыка (композиторы Юрий Бельзацкий и Владимир Оловников)! Тревожно-возвышенные мелодии для оркестра, формально соответствующие всем канонам трескучей пафосности тех лет, звучат – благодаря вкусу композиторов, тонкости аранжировок, и, видимо, следуя режиссерскому замыслу – как сдержанная и точная акцентировка восприятия действия. Богатая музыкальной мыслью, музыка эта и не опускается до уровня фоновой, и не «подминает» действие, но, повторяю, лишь расставляет акценты…
(Мало того, похоже, что именно этому фильму мы обязаны так называемой культовой фразой «будем посмотреть». Вот это – вклад уже и вовсе неожиданный.)
В целом же надо без обиняков признать, что в 1959-м году «Беларусьфильм» выпустил в свет шедевр высочайшего художественного уровня, на котором не грех воспитываться и нашим детям. Сейчас Сент-Экзепюри не в моде, но если кратко – это фильм об ответственности за тех, «кого мы приручили». Или о том, что ближним является тот, кому мы оказали милость…

обсуждение >>

№ 13
васи (г.Пудож)   5.08.2011 - 18:58
Автор исследует фильм,но, к сожалению, ни словом не обмолвился о его литературной основе, которой стала одноименная повесть Е.С.Рысс. Хотелось бы исправить эту оплошность,тем более что был экранизировано... читать далее>>
№ 12
Влас (тот же самый) (Минск)   31.01.2011 - 18:30
Маруся пишет; "Прочитав вашу Оду, делаю вывод: Вы бы сняли лучше, столько заметили цензуры и проч. ". Уровень "полемики" -- 1) переврать жанр заметок (издевательская "Ода"),... читать далее>>
№ 11
Marusya   20.10.2010 - 22:26
И снова Власу Ох, вот это да! С момента написания мною последнего сообщения очень долго не заходила в интернет, и вот решила посмотреть мнения о Вашей статье и каково же было мое удивление, когда я... читать далее>>
№ 10
Влас (тот же самый) (Минск)   22.08.2010 - 14:30
Наверное, мне, Владимиру Лазареву, автору этой статьи (псевдоним «Влас» – это давно зарегистрированное официальное имя участника форума) пора уже прокомментировать наезды «тандема» «Юрия Жиловца» (№ 2... читать далее>>
№ 9
Marusya   2.08.2010 - 17:11
Специально для Власа, я в своем уме, а вы, видимо, не прочитали до конца мое послание. Мне не понравилась позиция автора и я высказала свое мнение. Хочу еще заострить Ваше внимание, сейчас цензуры нет... читать далее>>

Афиша кино >>

комедия, приключения
СССР, 1968
детектив, драма, мистика, триллер, экранизация
США, 2009
драма
Япония, 2023
драма, триллер, экранизация
Бельгия, Канада, Франция, 2023
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2023
комедия, мелодрама, приключения, фильм о животных
Индия, 2023
фильм ужасов
Индонезия, Южная Корея, 2019
военный фильм, исторический фильм, приключения
Россия, 2024
приключения, спортивный фильм
Россия, 2024
приключения, спортивный фильм
Россия, 2024
комедия
Россия, 2024
драма, эротика
Россия, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram