Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История кино >>

Кто-то из наших читателей высказал мысль, что наконец-то со времен «Весны на Заречной улице» у нас в стране сняли хорошую мелодраму. Речь шла о «Ненормальной» с Ольгой Прокофьевой, известной как «Жанна Аркадьевна». К своему стыду, эту картину я не видел, но, тем не менее, не могу согласиться с тезисом нашего уважаемого читателя.
И для примеров мы пройдемся кратким экскурсом вдоль полок с историей мировой кинолирики.
Еще на заре кинематографа в быту появилось выражение «поцелуй в диафрагму». Этот прием известен многим: в финальном кадре влюбленные целуются под своеобразный занавес – затемнение. В эпоху немого (и не только) эта сцена означала хэппи-энд, и ее ждали с замиранием сердца, так как на большую вольность тогда мало кто был способен…
Сама же любовная тема в истории искусства носит отпечаток вечности: Антоний и Клеопатра (в кино – Ричард Бартон и Элизабет Тейлор), Орфей и Эвридика (Жан Маре и Жюльетта Греко), Ромео и Джульетта (Леонард Уайтинг и Оливия Хасси, Леонардо Ди Каприо и Клер Дейнс)… Да и сейчас даже в самом страшном фильме имеется либо подружка супермена, либо друг невесты. Не являются исключением и ленты о сексуальных меньшинствах, что доказывают «Горбатая гора» Энга Ли и «Покажи мне любовь» Лукаса Мудиссона. Но о них поговорим в другой раз, сейчас на наших полках мелькают названия «Дама с камелиями», «Королева Кристина», «Мост Ватерлоо», «Унесенные ветром». На этих великих картинах выросли наши бабушки и дедушки, они знают наизусть диалоги Ретта Батлера и Скарлетт О’Хара, сцену смерти Маргариты Готье, визг шин и испуганное лицо балерины в исполнении Вивьен Ли. А как прелестна одна из главных принцесс кино Одри Хепберн и мужественен до нелепости Грегори Пек в «Римских каникулах». Нельзя забыть и страдающую от любви Ингрид Бергман в «Касабланке» и «Интермеццо». Что уж говорить о Роми Шнайдер, одна из картин которой носила программное название – «Главное – любить». Богини и рыцари экрана преобладали в эпоху «золотого века» Голливуда, они не исчезли после катаклизмов 68-го года, а всего лишь стали более понятны и правдивее. Известен казус «Истории любви» 1970 года – вроде бы простая картина стала одной из самых кассовых в кинолирике, а Райан О’Нил и Эли Магро надолго стали знаковыми фигурами.
Что уж говорить о нашем кино, которое несмотря на жесткие рамки всегда, прежде всего, увлекало любовной историей. Однажды Григорий Сиятвинда признался на встрече с ребятами из киноклуба «Золотой Век», что самая эротическая сцена на его памяти – в нашей производственной драме, где герои (в одной из ролей был Михаил Ульянов) многое выразили во взглядах. И, безусловно, трудно согласиться с тем, что «Весна на Заречной улице» с Николаем Рыбниковым – единственная стоящая картина о любви. А как же «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Вам и не снилось»? Достаточно вспомнить Ганжу из «Большой перемены» или Гошу из «Москвы...», чтобы понять – в нашем кино любовь играла главную роль во все времена. И неизвестно, насколько часто будут вспоминать «Ненормальную», как ту же «Весну на Заречной улице» или «Девчат».
Хотя следует внимательно присмотреться к последним картинам, возможно, не все так плохо (за исключением, наших сериалов!). «Невеста» построена по канонам мелодрамы, но в ней главную роль играют актеры. Диалоги, картинка, режиссура – на заднем плане. Разве мы забываем фразы из «Иронии судьбы»?! А насколько поражает съемка в лауреате Каннского фестиваля «Летят журавли»! О режиссуре многих старых картин вообще стоит говорить с величайшим почтением – так сейчас работают лишь немногие мастера.
Любовь, по признаниям многих актеров, трудно сыграть, тем более, во времена отечественной сексуальной революции, когда чувства уходят на задворки показухи и эротики. Но фильмы о сильных чувствах все же есть. О трагическом любовном треугольнике повествует «Дневник его жены» Алексея Учителя, иронически переосмыслен сюжет «камелии» в фильме Алексея Балабанова «Мне не больно», сложные личные взаимоотношения рассмотрены в «Человеке безвозвратном», Екатерины Гроховской, на грани безумия граничит любовь в «Эйфории» Ивана Вырыпаева (кстати, о самой безумной страсти в эпоху «чернухи» рассказывается не в «Маленькой Вере», а в «Дикой любви» с Ксенией Качалиной), по канонам лирического фильма 50-х создан «Питер FM» Оксаны Бычковой, о чувствах при кризисе среднего возраста мы узнаем из «Дикарей» Виктора Шамирова.
Любовь властвует над умами и по сей день, и в каждом поколении будет своя «Весна на Заречной улице». Будем надеяться, что будущие картины не пострадают от излишней пошлости и принесут зрителям радость. И первой из них вполне может оказаться скорая премьера комедии Александра Стриженова «Любовь-морковь»

Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 4
Сергей Щепотьев (СПб)   26.04.2018 - 05:00
Насчёт "диафрагмы". Это не просто затемнение (ЗТМ). Это способ съёмки (или лабораторной обработки), при котором осветлённая часть кадра сужается, имитируя закрытие шторок диафрагмы. Да, чаще... читать далее>>
№ 3
Лена (г.Уфа)   7.05.2009 - 03:51
Лучше поцелуй фильм "Горбата гора", "Жаркое лето" и "Йосси и Джаггер" читать далее>>
№ 2
Макс (Москва)   15.02.2007 - 11:00
cпасибки, Крис, хоть чем-то угодили:) я вот искал этот финальный кадр немого кино в инете, но так и не нашел:( читать далее>>
№ 1
крис (москва)   14.02.2007 - 22:51
макс, огромное спасибо за статью, ты как раз вовремя написал про фильм "Любовь-морковь", она скоро выйдет на широкий экран! а я кстати, по секрету сказать, не знала про термин "поцелуй... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

боевик
США, 2018
боевик, приключения, триллер
США, 2018
приключения, семейное кино
Малайзия, 2018
комедия, триллер
Великобритания, 2018
комедия
Россия, 2018
биография, музыкальный фильм
США, 2018
биография, драма, комедия
США, Франция, 2018
боевик, криминальный фильм, научная фантастика, триллер
США, 2018
боевик, драма, криминальный фильм
Япония, 2017
семейное кино, сказка
Россия, 2018
мистика, триллер
Испания, Россия, США, 2017
все фильмы в прокате >>