Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История кино >>

Клоду Зиди в нашем прокате необыкновенно повезло – практически все его известные фильмы вышли на российские экраны.
Впрочем, чего удивляться - К.Зиди всю свою режиссерскую карьеру снимает комедии с участием крупнейших звезд французского кино - Пьера Ришара, Джейн Бёркин, Луи де Фюнеса, Анни Жирардо, Жан-Поля Бельмондо, Колюша, Жерара Депардье, Филиппа Нуаре...
Правда, начиналось все в 1960-х годах с фильмов «авторского кино». Около десятка лет Клод Зиди был ассистентом знаменитого оператора Жана Рабье (в картинах Клода Шаброля) и еще одного «директора фотографии» Жака Робена (в фильмах Жака Риветта). В 1970 году стал главным оператором одного из лучших фильмов Мишеля Драша – «Элиза, или Настоящая жизнь».
Клод ЗидиКазалось бы, для К.Зиди открывалась перспектива превратиться в одного из уважаемых метров европейской операторской школы. Но встреча с эстрадно-комической группой «Шарло» неожиданно изменила его творческую судьбу. Начиная с 1971 года Клод Зиди сделал с ними серию эксцентрических комедий («Сумасшедшие на стадионе», «Новобранцы идут на войну» и др.). Грубоватый и незатейливый в своих гэгах юмор этих лент имел несомненный зрительский успех, что вызывало множество продолжений и подражаний, снятых Жаном Жиро, Андре Юннебелем и другими жанровыми режиссерами.
Самого же К.Зиди на время увлекает дуэт француза Пьера Ришара и англичанкиКлод Зиди Джейн Биркин, с которыми он ставит подряд две динамичные комедии положений – «Горчица бьет меня в нос» (в нашем прокате фильм шел под аморфным названием «Он начинает сердиться») и «Гонка за эхолотом» («Не упускай из виду»). И в том, и в другом случае Пьер Ришар отшлифовывал найденную им маску рассеянного, сентиментального и застенчивого интеллигента, без конца попадающего впросак, чудом избегающего множества опасностей и влюбленного в хорошенькую женщину. Джейн Биркин была в этой роли столь же обаятельна, как и Мирей Дарк в другой комедийной дилогии с Пьером Ришаром, снятой примерно в то же время Ивом Робером («Высокий блондин в черном ботинке»).
Комедия «Крылышко или ножку?» оказалась неплохим бенефисом Луи де Фюнеса, а «Склока» - Анни Жирардо. Но, пожалуй, наиболее зрелищной в 1970-х стала Клод Зидисуперкомедия Клода Зиди «Чудовище». Несмотря на рискованную по тем временам тему гомосексуализма, «Чудовище» допустили к «широкому зрителю» и у нас в стране. Слишком велико, вероятно, было финансовое искушение. Расчет оказался верным: Бельмондо и его партнерша - бывшая манекенщица и звезда нашумевшего боевика «Миллион лет до нашей эры» Рэкэл Уэлч - восхищали публику превосходной спортивно-комедийной формой.
В 1980 году «Инспектором-разиней» Клод Зиди, по-видимому, подал сценаристу и режиссеру Френсису Веберу неплохую идею использовать Жерара Депардье в откровенно гротесковом, комедийно-эксцентрическом качестве. Роль мрачного силача-гангстера, с которым борется незадачливый слабак (Колюш) для Депардье послужила своеобразным эскизом к известным лентам Вебера «Невезучие», «Папаши» и «Беглецы».
Незадолго до своей гибели в автокатастрофе Колюш снялся у Клода Зиди еще в двух комедиях – «Банзай» и «Короли шутки», на мой взгляд, далеко не самыхКлод Зиди удачных. В первой из них на экране разворачивался калейдоскоп быстро меняющихся событий, переносящих главного героя из страны в страну, с континента на континент. Действие подчинялось безудержной, хотя и во многом банальной эксцентрике и четко организовывалось по темпу и ритму. Каждый из эпизодов длился не более 10 минут, не успевая наскучить и привлекая экзотикой трущоб Гарлема, притонов Гонконга и пейзажами африканских пустынь. Не забывался и эффект компенсации - каждый зритель на полтора часа мог почувствовать себя удачливым в любви и невредимым во всех экстраординарных обстоятельствах героем. Как и ленты с группой «Шарло», «Банзай», несомненно, обладал всеми признаками серийности и легко мог бы продолжаться до бесконечности...
В «Королях шутки» отчетливо звучали пародийные нотки (в адрес телебизнеса, фильмов Орсона Уэллса, Мартина Скорсезе и др.), однако часто ни сам Колюш, ни Мишель Серро с Тъери Лермитом не могли уберечь фильм от сомнительных по вкусу шуток, вроде поджаренной на вечном огне яичницы и отрубленного дверцами лифта собачьего хвоста...
Так и закрепилась бы, наверное, за Клодом Зиди репутация ремесленника от развлекательного кино, если бы не горькая комедия «Рипу», название которой (сленговое словечко, производное от «гниляков») так и не нашло адекватного перевода на русский язык, из-за чего фильм вышел на наши экраны под безликим титром «Откройте, полиция!».
Увы, с этой картиной, признанной в свое время во Франции лучшей работой года, произошла в отечественном прокате еще одна обидная метаморфоза. У нее был бесцеремонно купирован финал. Напомню, что два главных героя, Клод Зидипожилой комиссар полиции (Филипп Нуаре) и его молоденький помощник (Тьери Лермит), расставались у тюремных ворот: в надежде на украденные миллионы старший взял на себя общую вину и получил срок. Выйдя на свободу, герой Ф.Нуаре оглядывался вокруг, но... в «совдэповском» варианте печально следовала лаконичная надпись «Конец фильма», назидательно свидетельствовавшая: вот, дескать, каковы «волчьи законы» западного мира - дружок присвоил денежки и смылся, бросив бедолагу комиссара на произвол судьбы и дождя...
К настоящему «Рипу» Клода Зиди этот финал не имел никакого отношения. В оригинальной версии картины у ворот тюрьмы комиссара ждал верный ученик и друг, который все это время активно умножал совместно приобретенные капиталы...
Между тем фильм Клода Зиди был не только блестящим развлекательным зрелищем, но и грустным размышлением о неизбежности коррупции, о размывании нравственности, о всесильной власти денег, способных .даже идеальных стражей закона со временем превратить в ловких мошенников...
Замечательная игра дуэта талантливых актеров, герои которых органично вписывались в мир парижского дна, уверенная режиссура, элегантное изобразительное решение подкрепленное мелодичной музыкой Френсиса Лея, привели «Рипу» к заслуженному успеху, к сожалению, не подкрепленному следующей комедией Клода Зиди – «Ассоциация злоумышленников». Это был возврат к традиционной комедии положений без второго плана и впечатляющих актерских работ.
Правда, еще через 4 года Зиди снял продолжение своей удачной ленты – «Рипу против рипу»...
Так что же, считать «Рипу» случайным всплеском? Не хотелось бы так думать. Быть может, стоит довериться мнению Жерара Депардье, с которым Клод Зиди поставил фильм «Двое»: «Мне кажется, ты находишься на пороге великих свершений. Я убежден, что ты оставишь после себя заметный след... Клод Зиди, вы великий романтик! И нет нужды этого стыдиться!». Что ж, шпионскую комедию «Тотальная слежка» великим произведением, конечно, не назовешь, но поставлена, она, в самом деле, неплохо - недаром американцы сделали по ней римейк под названием «Правдивая ложь»…

персоны

обсуждение >>

№ 5
Сергей12345 (Ленинград)   18.08.2012 - 16:54
Существенная поправочка:"Клоду Зиди повезло что почти все его известные фильмы вышли на СОВЕТСКОМ экране". Вышли бы они на российском - и всё было бы с точностью до наоборот. читать далее>>
№ 4
Ванда (Улан-Удэ)   21.07.2012 - 18:39
Уважаемый Клод,я хочу признаться Вам в любви.Вот так не много и немало!Такое кино мог снять человек с светлой душой и великолепным чувством юмора! Наверно только виноградники Бородо, палящие солнце... читать далее>>
№ 3
mr.Lazy (Н-ск)   12.07.2012 - 08:52
№ 1 - безусловно, Косма велик, французский Петров. Эти мелодии врезались в душу с тех времен, когда окном в мир был маленький экран задрипанного районного кинотеатра. Очарование этих лент умножено ностальгией... читать далее>>
№ 2
Симонетта   10.07.2012 - 19:44
Создать такие картины - быть близким к гениальности. ....и этим все сказано... читать далее>>
№ 1
Виктор Алексис (Москва)   9.07.2012 - 19:05
Без музыки Владимира Косма -- эти комедии много потеряли бы. читать далее>>
Вечный принц
Вечный принц
На роль Принца в «Золушке» Алексея Консовского категорически не утверждали.
9 комментариев
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

драма
Франция, Бельгия, 2019
биография
Россия, 2019
комедия, фильм ужасов
США, 2018
драма, исторический фильм
Россия, 2019
драма, триллер, фильм ужасов
Канада, 2017
биография, драма, мистика, экранизация
Ирландия, США, 2018
драма
Италия, 2019
военный фильм
Великобритания, Германия, США, 2019
драма, трагикомедия
Германия, Израиль, Франция, 2019
биография, драма
Великобритания, Франция, 2018
боевик, комедия
Россия, 2019
биография, драма, триллер
Великобритания, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен